Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы обусловлена важностью вопроса Тайваня во внешней политике Китайской Народной Республике как с точки зрения геополитики, так и с экономической точки зрения.
Общее обострение ситуации в Южно-Китайском море, взаимные территориальные претензии стран Восточной и Юго-Восточной Азии превращают данный регион в одну из наиболее острых геополитических проблем.
Тайвань является принципиальным вопросом в отношениях США и КНР. В то время как США традиционно выступают в качестве мирового лидера и глобальной сверхдержавы, КНР только в последнее десятилетие начинает в полной мере претендовать на аналогичную роль, в связи с чем наблюдается резкое обострение отношений между Пекином и Вашингтоном.
Важнейшим элементом внешнеполитической стратегии КНР является политика «одного Китая», которая подразумевает недопустимость признания другого китайского государства, которым считает себя Тайвань. Оставшаяся в наследство после холодной войны проблема является, пожалуй, наиболее острой для Пекина. В этой связи изучение фактора Тайваня во внешней политике КНР представляется актуальным.
Объектом исследования является Тайвань, предметом - роль и место Тайваня во внешней политике КНР.
Целью исследования является анализ роли и места Тайваня в системе современных отношений КНР и США.
Основными задачами работы являются следующие:
- рассмотреть причины и последствия отделения Тайваня от КНР;
- охарактеризовать современное международно-правовое положение Тайваня;
- проанализировать позицию Китая по тайваньскому вопросу;
- определить современные тенденции развития взаимоотношений между КНР и Тайванем.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников и литературы.
ГЛАВА 1. МЕСТО ТАЙВАНЬСКОГО ВОПРОСА В СОВРЕМЕННОЙ МИРОПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
1.1. Причины и последствия отделения Тайваня от КНР
Причины отделения Тайваня от Китайской Народной Республики коренятся в гражданской войне 1945–1949 годов, проходившей в условиях начавшегося противостояния СССР и США и формирования военных блоков. Китай в этой борьбе стал одной из наиболее ценных «ставок». Он занимал не просто геостратегически ключевое место в Азии и азиатско-Тихоокеанском регионе, но благодаря Ялтинско-Потсдамским договоренностям получил место постоянного члена Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.
Когда Япония приняла условия капитуляции Потсдамской декларации 14 августа 1945 года, конфликт в Китае не был закончен, но вступил в новую фазу. Фактически была устранена одна из трех сторон конфликта, и номинальное единство, объединявшее две другие стороны, перестало существовать.
Внутренняя борьба Китая была тесно связана с его военными и дипломатическими отношениями с США и Советским Союзом. Вашингтон приступил к сворачиванию своего военного присутствия в Китае, и положение Гоминьдана стало осложняться .
Стратегия Гоминьдана состояла в том, чтобы стабилизировать ситуацию, удержать изолированные районы в Маньчжурии; сохранить националистические позиции в важных городах на севере; предотвратить дальнейшую коммунистическую экспансию .
Между тем, 1 сентября 1948 года коммунисты провозгласили Народное правительство Северного Китая, будущую Народную республику. В 1949 году гражданская война была завершена. Националистическое правительство в попытке удержаться у власти призвало США, Великобританию, Францию и Советский Союз выступить посредником урегулирования. Мао Цзэдун завил о готовности к переговорам, одновременно продолжая наступление. В течение весны и лета 1949 года националистическое правительство оставило все ключевые пункты на материке, а Мао Цзэдун провозгласил создание Китайской Народной Республики 1 октября 1949 года.
Уже через несколько дней Советский Союз и его союзники признали пекинское правительство законным правительством Китая, в то время как националисты пытались удержаться в южном Китае. Наконец, 8 декабря 1949 года столица была перенесена в Тайбэй на острове Тайвань. Остатки националистической армии бежали на остров и французский Индокитай. К концу 1949 года сформировалось положение, в основном сохранившееся и в настоящее время .
Последствиями подобного исхода гражданского войны стало то, что два конкурирующих правительства заявили о своем статусе законного международного представителя Китая. Оба придерживались так называемой политики «единого Китая», что означало, что дипломатические отношения с Китаем третьими сторонами могли поддерживаться только с одним из двух правительств. То же самое относится и к представительству в международных организациях, особенно в ООН, где за Китаем было закреплено место постоянного члена Совета Безопасности.
При поддержке Соединенных Штатов правительство Чан Кайши сохранило место в ООН, в том числе в Совете Безопасности. США и их союзники голосовали против замены китайского представителя.
В течение последующих десятилетий обсуждалось двойное представительство Китая, либо как разделенной страны, либо как двух государств, КНР и Тайвань. Ни Пекин, ни Тайбэй не проявляли гибкость в этом вопросе, а Тайбэй опасался, что при таком развитии ситуации он потеряет место в Совете Безопасности.
Однако в конце 1960-х годов Соединенные Штаты стали рассматривать геополитическую возможность сближения с КНР, используя его резко ухудшившееся отношения с СССР. Условиями сделки было не только признание КНР, но и вступление в ООН, представление места в Совете Безопасности и разрыв отношений с Тайванем .
В 1971 году ООН была принята резолюция 2758 , которая зафиксировала вступление КНР в организацию и ее ключевой орган – Совет Безопасности. Соединенные Штаты в конечном итоге разорвали официальные отношения с Тайванем только в 1979 году, но стратегический сдвиг в начале 1970-х годов в сочетании с образованием большого количества новых независимых государств, бывших колоний, поддерживавших Пекин, раз и навсегда изменили ситуацию. Тайвань в знак протеста покинул ООН, а вслед за этим вынужденно освободил место в других крупных международных организациях .
Таким образом, образование Тайваня стало следствием процессов незавершенной гражданской войны в Китае, последняя фаза которой проходила в период с 1945 по 1949 годы. Победа сил под руководством Мао Цзэдуна не стала окончательной, поскольку в планы по захвату Тайваня вмешались начавшийся конфликт в Корее и Соединенные Штаты, которые выдвинули свои военно-морские силы к Тайваньскому проливу, чтобы предотвратить падение признаваемого ими китайского правительства.
Сложившаяся ситуация привела к существованию де-факто двух государств, каждое из которых претендовало на статус единственного представителя Китая в международных вопросах. К настоящему времени КНР является признанным государством, занимая места в международных организациях, в том числе ООН и Совете Безопасности ООН, в то время как Тайвань превратился в частично признанное государство, которое практически исключено из участия в легальных международных процессах.
1.2. Современное международно-правовое положение Тайваня
Тайвань занимает уникальное положение в сфере международного права. Внутри страны Тайвань обладает всеми качествами «нормальной страны», включая гражданство, территориальную юрисдикцию, правительство и «суверенитет». Тайвань является суверенным по определению международного права - это конечная власть, независимая от других властей в мире; Однако Тайвань не имеет общего признания на международном уровне.
Однако по сравнению с другими непризнанными или частично признанными государствами, Тайвань обладает гораздо большими возможностями для признания. На сегодняшний день Тайвань поддерживает как минимум 15 союзников . Тайвань предлагает паспорт, который имеет безвизовый доступ более чем в 150 странах. Для сравнения, непризнанные государства вроде Абхазии, Южной Осетии или Нагорного Карабаха, печатают паспорта, которые признаются только несколькими странами.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
1. Балакин В.И. Тайвань в системе восточноазиатской интеграции КНР // Китай в мировой и региональной политике: История и современность. Вып. XVIII. M.: ИДВ РАН, 2013. C. 223-231.
2. Виноградов А.В. Китайская концепция гармоничного общества. // Китай в начале 21 в. М., 2010 С. 19-25
3. Волошина А.В. Тайваньский вопрос в современных китайско-американских отношениях //Проблемы Дальнего Востока. 2016. -№ 5 (6).-С.80–93.
4. Доклад министра иностранных дел Линь Юн-лэ о внешней политике на 4-й сессии 8-го созыва Законодательного Юаня. 25 сент. 2013 г. // Отдел планирования политики Законодательного Юаня (дата обращения: 19.12.2020)
5. Зиновьев Г.В. Китай и сверх¬державы. История внешней полити¬ки КНР (1949–1991). – СПб.: Издат-во СПбГУ, 2010.- С. 32-43
6. Конституция Китайской Республики. [Электронный ресурс] // URL: http://law.moj.gov.tw/Eng/ LawClass/LawAll.aspx?PCode=A0000001 (дата обращения: 18.12.2020)
7. Клименко А.Ф., Каменнов П.Б.Военная политика КНР и ее роль в увеличении комплексной мощи государства // Проблемы Дальнего Востока, 2017. - № 9 (2).- С. 69-85
8. Ли Гуаньцюнь. Роль тайвань¬ской проблемы в морской политике КНР. // Международные отношения. 2013.№8 (4).- С. 469–509
9. Ларин А.Г. Новый облик отношений между берегами Тайваньско¬го пролива.Китайская Народная Республика: политика, экономика, культура. –Москва: Изд-во «Форум», 2014. – С.310–322
10. Лексютина Я.В. США и политика «Одно¬го Китая» // Контуры глобальных транс¬формаций: политика, экономика, пра¬во. 2017.- №10 (5).- С. 99-115
11. Лычагин А.И., Комаров И.Д. Тайваньский вопрос: внешние и внутренние детерминанты // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017. Т. 17. № 3. С. 530—538. DOI: 10.22363/2313-0660-2017-17-3-530-538.
12. Малявин В., Чэнь Цзявэй. Де¬мократическая прогрессивная партия и особенности политического строя на Тайване// Проблемы Дальнего Востока. 2012. № 7 (6). С. 118–129
13. Сведенцов В. Тайваньский вопрос на современном этапе. - [Электронный ресурс]URLhttps://riss.ru/images/pdf/journal/2019/3/09.pdf (дата обращения: 19.12.2020)
14. Труш С.М. Отношения КНР и США на рубеже Обама – Трамп: политические и военно-политические аспекты// США и Канада: экономика, политика, культура. 2017. №2 (3). С. 48–67
15. Beijing, andTaipei. [Электронный ресурс] // URL: https://fas.org/sgp/crs/row/RL30341.pdf (дата обращения: 19.12.2020)
16. Bush R. Tsai's inauguration in Taiwan: It could have been worse. The Brookings,23_05_2016.[Электронный ресурс] URL:http://www.brookings. Edu/blogs/order_from_chaos/posts/2016/05/23_tsai_ing_wen_inauguration_taiwan_bush (дата обращения: 19.12.2020)
17. Chan E.and LoftusP. The Taiwan Strait After a Second Korean War. - [Электронныйресурс]URLhttps://thediplomat.com/2018/01/the-taiwan-strait-after-a-second-korean-war/ (датаобращения: 19.12.2020)
18. Chan E. Japan’s Practical Taiwan Policy. - [Электронныйресурс]URLhttps://thediplomat.com/2017/04/japans-practical-taiwan-policy/ (датаобращения: 19.12.2020)
19. ChineseCivilWar, 1945–1949. - [Электронный ресурс]URLhttps://www.britannica.com/event/Chinese-Civil-War/The-tide-turns-1947-48(дата обращения: 19.12.2020)
20. Derek Grossman. Where Does China’s ‘One Country, Two Systems’ Stand in 2020? [Электронный ресурс] // URL: https://thediplomat.com/2020/02/where-does-chinas-one-country-two-systems-stand-in-2020/ (дата обращения: 19.12.2020).
21. How many countries recognize Taiwan these days? // Asia Sentinel. 2006. 7 Aug. [Электронный ресурс] // URL: https://www.asiasenti-nel.com/alice-poon/how-many-countries-recognize-taiwan-these-days (дата обращения: 19.12.2020)
22. Hornung, Jeffrey W. Strong but constrained Japan-Taiwan ties.- [Электронныйресурс]URL https://www.brookings.edu/opinions/strong-but-constrained-japan-taiwan-ties/(датаобращения: 19.12.2020)
23. Hoppens R.Understanding Contemporary Japan-Taiwan Relations.- [Электронныйресурс]URL https://taiwaninsight.org/2018/07/14/understanding-contemporary-japan-taiwan-relations/(датаобращения: 19.12.2020)
24. Joint Communiqué on Arms Sales to Taiwan. Joint Communiqué of the USA and the PRC. 1982. [Электронный ресурс] // URL: http://www.taiwandocu¬ments.org/communique03.html (дата обращения: 19.12.2020)
25. Joint Communique on the Establishment of Diplomatic Relations between the USA and the PRC. 1979.[Электронный ресурс] // URL: http://www.taiwansecurity.org/IS/Joint.html (дата обращения: 19.12.2020)
26. Kissinger H. On China. N.Y.: Penguin Press, 2011. – 586 p.
27. Kan, Shirley A. China/Taiwan: Evolution of the “One China” Policy—Key Statements from Washington, Beijing, and Taipei. - [Электронныйресурс]URL https://fas.org/sgp/crs/row/RL30341.pdf (датаобращения: 19.12.2020)
28. Liu Liping. China can hardly rule the world // Contemporary International Relations. Vol. 21. No. 1. Jan./Feb. 2011. – P. 1-14
29. LorandLaskai. History and the Possibility of Taiwan-Japan Relations.- [Электронныйресурс]URL https://thediplomat.com/2014/09/history-and-the-possibility-of-taiwan-japan-relations/(датаобращения: 19.12.2020)
30. Mutual Defense Treaty Between the United States and the Republic of China; December 2, 1954.- [Электронный ресурс] // URL: https://avalon.law.yale.edu/20th_century/chin001.asp (дата обращения: 19.12.2020)
31. Norton, J. ‘One China,’ 5 Interpretations - [Электронныйресурс]URL https://thediplomat.com/2016/07/one-china-5-interpretations/ (датаобращения: 19.12.2020)
32. Romberg, Alan D.The “1992 Consensus”—Adapting to the Future? - [Электронныйресурс]URL https://www.hoover.org/sites/default/files/clm49ar.pdf (датаобращения: 19.12.2020)
33. Shanghai Communiqué. Joint Communiqué of the USA and the PRC. 1972. [Электронный ресурс] // URL: http://www.taiwandocuments.org /communique01.html (дата обращения: 19.12.2020)
34. Tsai rejects supposed deadline for accepting '1992 consensus' (update). - [Электронныйресурс]URL https://focustaiwan.tw/politics/201607220006 (дата обращения: 19.12.2020)
35. Taiwan Relations Act (Public Law 96-8, 22 U.S.C. 3301 et seq.). - January 1, 1979. [Электронный ресурс] // URL: https://www.ait.org.tw/our-relationship/policy-history/key-u-s-foreign-policy-documents-region/taiwan-relations-act/ (дата обращения: 19.12.2020)
36. Taipei Economic and Cultural Representative Office in the U. S. [Электронныйресурс] // URL: https://www.roc-taiwan.org/us_en/ index.html (датаобращения: 19.12.2019)
37. US Senator Rubio seeks answers on the 'six assurances'. 05_04_2014. [Электронный ресурс] //URL:http://www.taipeitimes.com/News/front/archives/2014/04/05/2003587314/1 (дата обращения: 19.12.2020).
38. U.S.-TaiwanTradeFacts. - [Электронный ресурс]URLhttps://ustr.gov/countries-regions/china/taiwan (дата обращения: 19.12.2020)
39. U.S.-ChinaTradeFacts - [Электронный ресурс]URLhttps://ustr.gov/countries-regions/china-mongolia-taiwan/peoples-republic-china; (дата обращения: 19.12.2020)
40. U.S. RelationsWithTaiwan - [Электронный ресурс]URLhttps://www.state.gov/u-s-relations-with-taiwan/ (дата обращения: 19.12.2020)
41. UNGA passes Resolution 2758, “Restoration of the lawful rights of the People’s Republic of China in the United Nations,”. - [Электронныйресурс]URL https://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/RES/2758(XXVI) (датаобращения: 19.12.2020)
42. Winkler, Sigrid. Taiwan’s UN Dilemma: To Be or Not To Be.- [Электронный ресурс] URL https://www.brookings.edu/opinions/taiwans-un-dilemma-to-be-or-not-to-be/ (дата обращения: 19.12.2020)
43. What Is Taiwan’s Legal Status According to International Law, Japan, and the US?.- [Электронныйресурс]URL https://international.thenewslens.com/feature/taiwan-for-sale-2020/128242(датаобращения: 19.12.2020)
44. Why does the United States care about Taiwan. [Электронныйресурс]URLhttps://www.piie.com/publications/chapters_preview/4174/08iie4174.pdf(датаобращения: 19.12.2020)
45. What is the one-China policy?[Электронный ресурс] // URL: https://www.economist.com/the-economist-explains/2017/03/14/what-is-the-one-china-policy (дата обращения: 19.12.2020)
46. Wang Hui-sheng. Taiwan-Japan ties still blooming. - [Электронныйресурс]URLhttp://www.taipeitimes.com/News/editorials/archives/2019/10/29/2003724827(датаобращения 19.12.2020)
47. White Paper--The One-China Principle and the Taiwan Issue.- [Электронныйресурс]URL https://www.fmprc.gov.cn/ce/ceno/eng/ztxw/twwt/t110655.htm(датаобращения: 19.12.2020)
48. "1992 Consensus". - [Электронный ресурс]URLhttp://www.china.org.cn/china/18th_cpc_congress/2012-11/16/content_27085967.htm (дата обращения: 19.12.2020)