Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Цель данной работы – анализ специфики отражения в массмедиа темы самозанятости (в период коронавирусной пандемии).
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
1) Рассмотреть понятие массмедиа;
2) Выявить специфику освещения СМИ пандемии коронавируса;
3) Рассмотреть особенности статей в массмедиа об особенностях самозанятости в период пандемии.
На наш взгляд, выбранная тема является актуальной, так как в овременном мире и обществе тема пандемии коронавируса заняла ведущее место – все вокруг обсуждают, какова статистика заболеваемости и смертности, все недоумевают, почему вводят полный или частичный карантин, задаются вопросами о том, поможет ли государство, потеряют ли люди работу, как быть с кредитами, что делать, если все же уволили. Эти вопросы крайне важны людям, ведь ответов на них состоит их жизнь быт, семейные сложности, решение вопросов здоровья и материального достатка. Тема самозанятости в период пандемии – также одна из чрезвычайно обсуждаемых, ведь в связи с потерей работы люди стали чаще переходить на самостоятельную занятость, либо ищут для этого возможности, но не очень понимают, как это сделать, сколько налогов надо платить, какие подводные камни системы самозанятости существуют.
Рассматриваемый нами вопрос еще не нашел отражения в исследовательской литературе, однако, все теоретические сведения можно найти в печатных и интернет-источниках:
1) Вопросы, связанные с определением понятия массмедиа, широко освещены в литературе, и мы опирались на несколько источников, в частности на работы Левченко А. Е., Добросклонской Т.Г., Грушина Б.А.
2) Современная ситуация в СМИ в связи с пандемией COVID-19 отражена, в частности, в работе Пестовой М. Е. и Сафонова Е. А.
3) Материалы, связанные с вопросами самозанятости, взяты из газет «Ведомости», «Комсомольская правда» и других, а также с массмедиа-ресурса Яндекс.Дзен.
Объект работы – массмедиа в период пандемии.
Предмет работы – обсуждение темы самозанятости в массмедиа.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В первой главе рассматриваются вопросы определения массмедиа и особенностей отражения пандемии в СМИ.
Во второй главе дается анализ отражения темы самозанятости в массмедиа.
Список литературы состоит из 12 источников, включая интернет-ресурсы.
Глава 1. Отражение темы пандемии в СМИ
1.1. Понятие массмедиа
ХХI век называют веком информационных войн, и его ключевая роль принадлежит СМИ .
К средствам массовой информации относятся газеты, журналы, телевизионные и радио программы, документальные фильмы, интернет и другим формы публичного распространения информации.
Понятие «информация» имеет множество определений. Определение, данное Н. Винером, является одним из самых распространённых: «Информация есть обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств <…> информация есть мера организации» .
Б. Н. Грушин также дает весьма широкое определение массовой информации, заявляя, что массовая информация – это любая социальная информация, которой может оперировать масса . В то же время, по мнению Б. Н. Грушина, одной из важнейших задач СМИ является формирование общественного мнения .
А.Е. Левченко говорит, что принято отличать СМИ от средств массового воздействия (театр, эстрада, литература и так далее) .
Периодическая печать по-прежнему является наиболее традиционными «средствами массовой информации», в которых отсутствуют многие преимущества телевидения (иллюзия «живого» общения, наличие «картинок» и использование вспомогательных языковых инструментов для формирования широких возможностей для «журналистского имиджа», в том числе манеры держаться и внешнего вида), остается тем не менее и сегодня важнейшим средством массовой информации, обладающим огромным потенциалом воздействия не только на читателя, но и на разные стороны жизни общества .
Читатели могут воспринимать идеи, распространяемые средствами массовой информации, через свое мировоззрение и социально-психологическое состояние, а также в зависимости от их психологического настроя. Средства массовой информации сознательно формируют внутреннюю готовность человека воспринимать какой-либо объект или эпизод действительности вполне определенным образом, изменяют не только сознание людей, но и психологические характеристики, свойства, состояния аудитории, на которую было направлено воздействие, формируют социальную установку .
Таким образом, с одной стороны, СМИ являются источником информации, требующей объективности в процессе представления, с другой стороны, желая получить максимум известности, широчайший охват и распространенность, СМИ могут сознательно искажать информацию, донося до аудитории информацию в том ключе, который сейчас считается властями наиболее актуальным и соответствующим политической ситуации.
1.2. Освещение в СМИ пандемии коронавируса COVID-19
В СМИ тема пандемии COVID-19 была подхвачена мгновенно: уже 20 января 2020 года появились первые публикации о том, что в мире прогрессирует заражение вирусом.
Затем СМИ разделились на несколько основных направлений :
1) Появились фейк-ньюс, которыми СМИ пытались либо поднять панику, в статьях либо распространяли шоковые сенсационные сведения о количестве пострадавших и о симптоматике болезни
2) Появились статьи в СМИ, пытающиеся панику успокоить, рассказывали, что вирус не так страшен, и его придумали для того, чтобы под шумок изменить Конституцию в России.
3) Появились статьи, в которых делалась попытка дать объективное объяснение сложившейся ситуации, проанализировать риски и возможности, последствия.
В любом случае, появление недостоверной информации о коронавирусе вызвало медийную атаку и панику в обществе.
По мнению М.Е. Пестовой, распространение психоза среди населения было таким же стихийным и вирусным, как и сама пандемия, так ак а инструментом передачи становился панический страх, просочившийся в массмедиа .
Читателей массмедиа охватила эмоциональная паника, и коронавирус стал мгновенно наиболее распространенным массовым медиамемом.
Неадекватность передачи информации в массмедиа привела к плачевному результату – люди перестали верить СМИ, перестали понимать, как именно им спастись. Коронавирус стал в представлении обывателя некой мировой угрозой, от которой нет спасения, что вылилось в массовые ажиотажные закупки продовольствия для самоизоляции.