Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В первые века своего существования христиане подвергались преследованиям и гонениям со стороны Римской империи - это было непростое время как для становления религии, так и для жизни самих верующих. Значительное влияние на становление и развитие богословия сыграли ереси, буквально окутавшие империю того времени. Так, христианский автор Епифаний перечисляет 60 ересей, его современник Филастрий - 128; Августин в начале V века приводит цифру 87, а Феодорит в середине V века насчитывал 56 еретических учений.
Наиболее полным официальным списком ересей явился список Феодосия II, перечисляющий 22 еретических учения. До легализации христианства, когда церковь не была едина, ереси вспыхивали в какой-то одной области, и тут же обличались поместным собором. Когда же христианство приобрело статус государственной религии, вся империя разделилась на две части: христианскую и нехристианскую. Следовательно, ереси уже приобрели масштабный характер, охватывая при этом всю христианскую часть империи, и нанесли существенный удар не только по догмату веры, но и по авторитету церкви.
Следует отметить, что появление пелагианства является очень важным событием в истории христианства, возможно, не менее важным, чем появление арианства, послужившего причиной созыва первого Вселенского Собора в 325 году. Между учениями отсутствует какая-либо видимая историческая связь, но, несомненно, присутствует связь идеологическая.
Пелагианство «является в существе дела лишь применением арианского христологического принципа в области антропологии: арианская христология неизбежно вела к пелагианской антропологии» [4].
Пелагий поднял очень важные вопросы для понимания нравственного выбора человека. Им были поставлены проблемы свободы воли человека в свете христианского учения о божественной благодати и первородном грехе. Хотя учение Пелагия имеет существенное значение для христианской антропологии и этики, важно для светской этики, однако оно остается до настоящего времени недостаточно изученным.
В России научные работы, посвященные Пелагию, в основном, датируются XIX веком.
Пелагий учил, что человек равно расположен как к добру, так и к злу: «Ибо волей своей Бог даровал своему разумному творению добровольный выбор и свободную волю. Наделив человека и той и другой возможностью, Он, собственно, сотворил так, что тот поступает как хочет, дабы, способный к добру и злу, имел он по природе своей две возможности и по своей воле склонялся бы к одному или же к другому. Иначе не по собственному побуждению сотворит он добро, если он не может равным образом избрать также и зло» [4].
Пелагий отрицал решающую роль божественной благодати в нравственном выборе человека, считая, что человек может быть нравственным, не прибегая к помощи Христа и божественной благодати. Он утверждал, что есть люди, которые живут совершенной жизнью, не прибегая к божественной благодати. Таким образом, Пелагий совершенно логично приходит к выводу, что и первородного греха не существует/
Целью данной работы является рассмотрение пелагианства и учения Августина Блаженного.
Задачи:
- описать роль Аврелия Августина в развитии христианства;
- рассмотреть «Исповедь» Августина как автобиографию автора;
- изучить сущность пелагианского спора;
- проанализировать пелагианские произведения;
- описать личность Пелагия и его основные положения в учении пелагианства.
Глава 1 Средневековье сточки зрения развития богословия. Христианство и его развитие
1.1 Христианство как религия. Развитие христианства в Средние века
Для начала разберемся, что представляет собой христианство как религия. Если верить официальным источникам церквей христианства, то эта религия возникает в Палестине в период правления императоров Августа (31 год до н. э. - 14 год н. э.) и Тиберия (14-37 годы н. э.).
В то время Палестина была населена евреями, которые ждали обретения независимости территории. Может, в этом и была надежда на появление Спасителя, который спасет их рабства.
В 63 г. до н.э. Помпей, полководец в Риме, соединяет Палестину с Сирией. Уже позже идея миссии воплощается в основателе христианства – Иисусе из Назарета. Основные постулаты христианства заключались в Никейском символе веры [15, с. 54].
Возникают Евангелия, которые рассказывают христианство:
1) Евангелие от Матфея (сыграло важную роль в создании монархического принципа построения церкви христиан),
2) От Луки,
3) От Марка,
4) От Иоанна (важная роль этого евангелие – создание церковных догм и принципов организации христианской религии)
Множество из населяющим землю людей считает Иисуса реально существующим.
Что же понимается под церковью в христианстве? Прежде всего, это общество, которое состоит из людей. Они объединяются общим авторитетом, или главой церкви.
Первые христиане были духовные и светские чины. Среди них не было чиновников.
После иудейской войны (66-70 гг.) христиане стали связаны с иудеями.
Христианство впитало в себя многие идеи предшествовавших религий и учений. Например, иудаизма, митраизма, древневосточные религии. Позднее христианство впитывало в себя идеи эллинизма, стоицизма.
Из иудаизма христианство взяло следующие идеи:
1) Идея монотеизма (признание одного бога, который создал этот мир) – в христианстве впоследствии возникает идея божественной троицы;
2) Идея мессианизма – в христианстве воплощается в идею спасения всех людей через искупительную жертву Христа;
3) Эсхатология (идея гибели существующего мира в результате вмешательства бога).
В чем же состоит основная идея христианства? Прежде всего, в идее греха и спасения человека. Люди равны между собой, поскольку они грешны перед богом. При этом люди могут очиститься от своих грехов. Первый шаг – это осознание того, что человек грешен. Людям также нужна вера в бога и божественного спасителя – Иисуса Христа. Христос был послан на землю и принял на себя человеческие грехи. Пример Христа – это пример искупления грехов и путь к спасению человека. Сам Христос непоколебимо верил в единого бога, вел благочестивую жизнь. Любой человек может попасть в рай, если он покается на земле в своих грехах и будет вести праведную жизнь. Тот же, кто ведет греховную жизнь, не соблюдает заповеди, будет отправлен в ад. Христос призывал людей покаяться, отказаться от богатства, проявлять милосердие. Иисус учил любить врагов своих, молиться за тех, кто обидел нас. Кстати, по-гречески «мессия» - Христос, поэтому греки называли Иисуса Христом, а его последователей называли христианами [10, с. 108].
Власти Палестины очень враждебно относились к Христу, поскольку он подрывал своим учением доверие к императору. Христос был схвачен и распят. После этого он воскрес и вознесся в небо.
Бог – это воплощение добра и справедливости в христианстве.
Если говорить про раннее христианство, то можно выделить следующие основные идеи:
1) Все люди равны перед богом;
2) Идея справедливости и милосердия (помощь всем страдающим, независимо от того, почему человек страдает); Иисус учил бескорыстию, прощению.
3) Все люди имеют право на свободу и счастье.
Христианство учило ценить в человеке внутреннюю сторону, оно показало, насколько красивой и чистой может быть душа человека. Кстати, может быть, этот момент и стал причиной популярности христианства.
Раннее христианство еще не имело каких-то догматов, не было специальных мест для богослужений, икон.
Основными идеями христианства можно считать:
1) Искупительную миссию Христа;
2) Предстоящее второе пришествие Христа;
3) Страшный суд;
4) Небесное воздаяние;
5) Установление Царства небесного (идеального, божественного мира).
Мир христианина создан богом без зла.
Основа богослужения христианства – Библия (священное писание), которая включает в себя иудейский Ветхий завет, Новый завет (4 Евангелия, рассмотренные выше).
Среди христиан были и те, кто избегал театра, игр, поскольку считалось, что это – дело дьявола. Христианин – это не скульптор, и не солдат, и он не может занимать какую-то должность.
Все дурное в жизни человека – это грех, свидетельство разложения личности человека. Происходит это потому, что человек отходит от божественного закона.
Христианство было более-менее неизменным в начале своего существования. Уже позже оно быстро трансформируется, изменяются его идеи. Остается только образ самого Христа.
Если же говорить про Средневековье, то носителем христианской педагогики были служители католической церкви. Методы рассматриваемой церкви характеризовались авторитарностью. Идеал в Средние века – усредненная верующая личность [8, с. 94].
Очень часто можно было услышать неприязненное мнение об античности, которое относилось к «языческому» воспитанию. Изымалась греко-римская литература.
Монашество давало образец для воспитания. Монашество интенсивно начинает распространяться в ранее Средневековье. Важно было воспитывать при помощи постов, чтения текстов религиозного смысла, устранения страстей, пристрастия к благам. Важно было самоконтролировать желания, поступки и мысли.
Духовным центром общества в Средневековье становится католическая церковь. Последняя отвергала традицию античности, предпочитая знанию невежество. Но уже в те времена существовала небольшая группа христианских богословов, которые базировались в своих знаниях на античности. Античные традиции используются для того, чтобы обосновать систему обучения и воспитания. Это было присуще Августину (354-430), который продолжал сценарий обучения клириков, это также было присуще Боэцию (480-524), Кассиодору – последние сформировали учебник Средневековья по арифметике, музыке, логике и пр. Архиепископ Мартин де Брага в VI веке рекомендует базировать воспитание на заповедях, которые были заложены стоиками. Эти заповеди говорили о наличии благоразумия, осторожности, осмотрительности, справедливости и воздержанности.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1) Августин Аврелий. Исповедь (пер.Сергиенко М.Е.) – Москва, 1997 - 552 с.
2) Блаженный Августин. Антипелагианские сочинения позднего периода. – Москва, 2008. – 31 с.
3) Бычков В.В. Эстетика Аврелия Августина. М., 1984.
4) Денисова Т. И. Пелагианский спор в истории христианства// Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки, 2010// https://cyberleninka.ru/article/n/pelagianskiy-spor-v-istorii-hristianstva (дата обращения 20.12.2020)
5) Дуров В.С. Латинская христианская письменность III-V веков.- Санкт-Петербург, изд. СПГУ, 2003. – 200 с.
6) Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль. Вып. 1,ч. 1—2. М., 1989—1990.
7) Ильин В. В. Философия. – М.: Академический проект, 1999.
8) История философии: Запад-Россия-Восток. – М.: «Греко-латинский кабинет», 2010.
9) Мейендорф И. (протоиерей). Введение в святоотеческое богословие. – Клин, 2001. –288-289 с.
10) Норман Л.Гайслер Энциклопедия христианской апологетики. Санкт-Петербург, 2004. – 10 с.
11) Оксфордское руководство по изучению Раннего христианства / Ред. Харви, Сьюзан Эшбрук, Хантер, Дэв Г.; пер. с англ. В. В. Швец; гл. ред. С. Б. Сорочан; ред. А. Н. Домановский, П. Е. Михалицын, А. А. Роменский, О. А. Ручинская. Харьков: Майдан, 2020. 960 с.
12) Смирнов П. (протоиерей). История христианской православной церкви. – Москва, изд. Крутицкого Патриаршего подворья, 2000.- 268 с
13) Соколов В.А. Средневековая философия. М., 1979.
14) Уивер Р.Х. Божественная благодать и человеческое действие: Исследование полупелагианских споров. – Москва, 2006. – 334 с.
15) Тальберг Н. История христианской церкви. – Москва, изд. ПСТБИ, 2000- 518 с.