Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одним из ключевых вопросов для стран Европы является становление и развитие медицинской отрасли. Вклад в развитие здравоохранения вносят врачи, ученые, государственные органы, а также частные лица.
Страны придерживаются следующих принципов:
- максимальное сближение здравоохранения с экономическим развитием государств;
- обеспечение качества услуг медицинских учреждений в условиях возрастания бюджетных ассигнований;
- интеграция здравоохранения в остальные направления деятельности политики стран.
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ
1.1 Состояние системы здравоохранения во Франции
Система здравоохранения Франции состоит из государственного и частного секторов. Резиденты страны могут пользоваться медицинскими услугами государственных и частных медицинских учреждений, врачей, специалистов.
Каждый резидент вправе пользоваться медицинским обслуживанием, независимо от возраста, дохода или статуса, что делает систему здравоохранения Франции одной из наиболее доступных для экспатов.
Система здравоохранения Франции достаточно развита. Она предлагает страховое покрытие каждому жителю страны, независимо от возраста или финансового положения. Жители страны, застрахованные по государственной программе медицинского страхования, производят ежемесячные отчисления в Фонд медицинского страхования.
Также действует система частного медицинского страхования, предусматривающая страховое покрытие дополнительных рисков. Финансируемые государством страховые агентства предлагают покрытие более 75% расходов на медицинское обслуживание.
Система здравоохранения Франции находится в ведении Министерства здравоохранения и социальной защиты Французской Республики.
Различные медицинские учреждения оказывают первичную и специализированную медицинскую помощь резидентам. Также в стране достаточно высокий уровень профилактического медицинского обслуживания, в том числе проводятся мероприятия, направленные на предупреждение наркотической зависимости, регулярные медицинские осмотры, поощрение физической активности и здорового питания.
Государственное здравоохранение Франции доступно каждому резиденту страны, производящему отчисления в Фонд обязательного медицинского страхования.
С 2016 года во Франции действует новая система здравоохранения для иностранцев, известная как Protection Universelle Maladie (PUMA), которая предоставляет доступ к государственному медицинскому обслуживанию после трех месяцев проживания на территории государства.
Если общий доход семьи снижается до установленного предельного значения, лицо получает право на бесплатное медицинское страхование (CMU-C) или помощь в оформлении полиса дополнительного частного медицинского страхования.
В течение периода рассмотрения заявления экспата на получение вида на жительство, он может пользоваться государственным медицинским обслуживанием.
Граждане Европейского союза, Европейского экономического пространства и Швейцарии, временно проживающие на территории Франции, могут получить доступ к здравоохранению при наличии Европейской карты медицинского страхования (EHIC).
1.2 Состояние системы здравоохранения в Германии
Медицина в Германии находится на очень высоком уровне. Это не удивительно, если учесть, что ежегодно государство выделяет на развитие системы здравоохранения более 11% от ВВП, а на сегодня это сумма порядка 300 млрд. евро. Выделяемые средства идут на:
- оснащение медицинских учреждений современным оборудованием;
- разработку новых лекарственных препаратов;
- стимулирование медицинского направления в промышленности;
- внедрение новых прогрессивных методов лечения;
- открытие реабилитационных центров и профилактические программы.
Еще один важный фактор высокого уровня медицины в Германии – это длительное и тщательное обучение медицинских специалистов, действие жесткой программы повышения квалификации.
Кому приходилось сталкиваться с работой медицинской системы в Германии, подтвердят, что сравнить ее можно с работой немецких механизмов – такая же точная и нацеленная на максимальную отдачу. Это не удивительно, медицинское страхование было внедрено еще канцлером Бисмарком в далеком 1883 году, и у немцев было время отточить систему.
Главный принцип работы системы здравоохранения в Германии – принцип солидарности. При этом базовая медицинская помощь на одинаковом уровне доступна абсолютно всем слоям населения независимо от уровня их дохода.
Как этого удалось достичь? В Германии действует система социального медицинского страхования для всех граждан. В 2007 году был даже подписан закон, который запрещает пребывание без страховки на территории Германии.
1.3 Состояние системы здравоохранения в Швейцарии
Система здравоохранения Швейцарии представляет собой сложную комбинацию государственных и частных структур.
Например, частным образом организованные компании обязательного и дополнительного медицинского страхования работают на рынке, буквально по-социалистически зарегулированном самыми разными государственными предписаниями и нормами.
Что же касается «поставщиков медицинских услуг», то есть тех, кто, собственно, лечит, включая клиники и врачей частной практики, то здесь представлены как частные компании, так и государственными (муниципальными и кантональными).
Кстати, о кантонах: Швейцария является страной последовательного федерализма, субъекты федерации, кантоны, обладают самыми широкими правами автономии. Вопросы здравоохранения в целом находятся в Швейцарии в сфере компетенций кантонов. Но одновременно многие вещи, включая тарифы и стандарты, регулируются нормами, имеющими общефедеральное значение и разработанными на уровне федерального центра.
Неудивительно поэтому, что тот, кто попытается разобраться в том, как работает швейцарская система здравоохранения, рискует быстро запутаться. Одновременно вся эта запутанность и фрагментированность является одной из причин, по которой швейцарское здравоохранение находится среди самых дорогих в мире.
Как показывают регулярно проводимые сравнительные исследования, медицина в Швейцарии хоть и дорогая, но при этом действительно качественная. Вся страна покрыта плотной сетью врачебных практик, медицинских центров и клиник.
Поэтому в отличие от таких стран, как Великобритания, где действует модель исключительно государственных медицинских услуг, в Швейцарии, пациентам не приходится по нескольку месяцев ждать приема.
В случае, если речь идет не о несчастном случае, а о какой-то хронической проблеме, обследование у специалиста может быть, по направлению наблюдающего («домашнего») врача-терапевта назначено уже через 4-6 недель, что тоже не быстро.
2 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЗАТРАТ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ
Вопросы здоровья и медицины актуальны всегда, особенно во времена пандемии. Во многом качество медицинских услуг в стране зависит от общего финансирования здравоохранения. Статистическая служба Евросоюза (Евростат) измеряет этот показатель в процентном соотношении государственных расходов на отрасль к ВВП страны.
Рассмотрим процентное соотношении государственных расходов на здравоохранение к ВВП страны, представленное в таблице 3.
Таблица 3 - Процентное соотношении государственных расходов на здравоохранение к ВВП страны,
Анализируя процентное соотношение государственных расходов на здравоохранение к ВВП страны, можно сделать вывод, что наибольшую долю от ВВП на здравоохранение тратят в Швеции – 11,93% от ВВП.
На втором месте среди стран Европы Швейцария, здесь на здравоохранение тратят 11,65 % от ВВП.
На третьем месте Франция – 11,54% от ВВП тратят на здравоохранение.
Результаты исследования показали, что в целом страны мира тратят на здравоохранение все больше. Однако этот рост оказался очень неравномерным и далеко не всегда эффективным, как это показывают текущие эпидемиологические проблемы.
В частности, в среднем по миру на каждого человека тратится около $1 тыс. в год, однако если рассматривать расходы по странам, то в некоторых случаях они различаются в сотни раз. В частности, Швейцарии и Норвегии этот показатель составляет примерно $8–9 тыс., тогда как в Эритрее, на Мадагаскаре, в ЦАР и Демократической республике Конго он не превышает $25.
В России, как отмечают ученые, на здоровье каждого человека тратится примерно $570. Это несколько выше, чем в Китае и некоторых других странах второго эшелона, но гораздо ниже, чем в большинстве стран Европы. За последние три десятка лет этот показатель значительно вырос: в 1990-х годах он составлял около $300. Расходы на здравоохранение в нашей стране составляют около 5% от ВВП, что тоже ниже европейских показателей.
Рассмотрим затраты на здравоохранение в некоторых европейских странах.
Швейцария. Расходы на здравоохранение на душу населения: $6 935Основа швейцарского здравоохранения — обязательное медицинское страхование. Оно распространено на всей территории страны и обязательно для всех ее граждан. Страна занимает первое в мире место по количеству застрахованных жителей. Медицинское страхование здесь частное, но очень удобное и для государства, и для граждан. Оно дает четкие гарантии и предоставляет большие возможности в случае возникновения каких-либо проблем со здоровьем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общие расходы на здравоохранение – это сумма государственных и частных расходов на здравоохранение. Они охватывают оказание медицинских услуг (профилактических и лечебных), планирование семьи, питание, экстренную помощь, но не включают обеспечение водоснабжением и санитарными условиями.
Из проведенного анализа можно сделать следующий общий вывод: возможности для увеличения расходов на здравоохранение за счет наращивания государственных расходов практически исчерпаны.
Для того чтобы привлечь частные средства на оплату медицинских услуг, включая средства граждан и предприятий, необходимо создать стимулы как для граждан, так и для предприятий для индивидуального страхования. Для предприятий возможно снижение взносов в ФОМС, а для граждан снижение подоходного налога.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения. В 2 томах. Том 2; ГЭОТАР-Медиа - Москва, 2015. - 160 c.
2. Управление и экономика здравоохранения; ГЭОТАР-Медиа - Москва, 2016. - 664 c.
3. Управление и экономика фармации. В 4 томах. Том 3. Экономика аптечных организаций; Академия - Москва, 2018. - 432 c.
4. Управление и экономика фармации. Экономика аптечных организаций; Академия - Москва, 2010. - 432 c.
5. Антохина Ю. А., Оводенко А. А., Платова Е. Э. Мировая экономика и регионы. Экономика Невского края и императорского Санкт-Петербурга. IX - начало XX вв.; ГУАП - Москва, 2019. - 894 c.
6. Габуева Л. А., Шипова В. М., Александрова О. Ю. Экономические основы российского здравоохранения. Институциональная модель; Издательский дом "Дело" РАНХиГС - Москва, 2017. - 326 c.
7. Медик, В. А. Общественное здоровье и здравоохранение: учеб. для студентов высш. учеб. заведений / В. А. Медик, В. К. Юрьев. – 2– е изд., испр. и доп. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 608 с.
8. Пронина Л.И. «Сравнительный анализ обязательного и добровольного медицинского страхования». «Экономика здравоохранения». – 2019. – № 12. – 56 с.
9. Рассел Джесси Всемирная организация здравоохранения; Книга по Требованию - Москва, 2019. - 104 c.
10. Рассел Джесси Европейский директорат по качеству лекарственных средств для здравоохранения; Книга по Требованию - Москва, 2018. - 206 c.
11. Татарников М. А. Сборник должностных инструкций работников учреждений здравоохранения; ГЭОТАР-Медиа - Москва, 2020 - 928 c.
12. Уйба В. В «Экономические методы управления в здравоохранении», ООО «Альфа Ресурс», – 2019. – 23 с.
13. Хабриев Р. У., Ягудина Р. И., Правдюк Н. Г. Оценка технологий здравоохранения; Медицинское информационное агентство - Москва, 2019. – 416
14. Щепин О.П., Медик В.А. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / О.П. Щепин, В.А. Медик. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 592 с.