Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Для повышения эффективности развития предприятия и сохранения конкурентоспособности необходимы современные подходы к управлению. Одним из наиболее эффективных инструментов управления бизнесом является бизнес-планирование.
Общепризнанным документом процесса бизнес-планирования является бизнес-план, который следует составлять как при реализации комплексных мер по развитию, так и в отдельных локальных проектах. В организациях, которые уже участвуют в процессе производства или оказания услуг, бизнес-план можно использовать для разработки новых направлений деятельности. В новых проектах бизнес-план позволяет точнее определить рыночную нишу, понять ситуацию в том или ином сегменте и место компании на этом рынке.
Таким образом, актуальность темы заключается в том, что, начиная свою деятельность или открывая новое направление, предприниматель должен ясно представлять потребность на будущее в финансовых, материальных, трудовых ресурсах, поэтому бизнес-планирование является основой управления как коммерческим проектом, так и самим организациям, осуществляющим этот проект.
Целью курсовой работы является оценка роли и значения бизнес-плана в развитие бизнеса.
В связи с вышеизложенным, задачами курсовой работы являются:
- раскрыть теоретические аспекты бизнес-планирования деятельности российских организаций;
- провести анализ деятельности и бизнес-процессов ООО «Вираж»;
- определить направления повышения эффективности бизнес-планирования организации.
Объект исследования – ООО «Вираж»
Предмет исследования – бизнес-план в деятельности ООО «Вираж».
Теоретической основой для исследования была работа отечественных и зарубежных экономистов, таких как Балабанов И.Т., Ефимова О.В., Кантор Э.Л., Коновалова Г.И., Садовская Т.А., Сибова Н.М., Чинки Дж., Сорвина О.В., Хамидуллина Г.Р., периодическая экономическая литература, нормативных актов.
Основными методами, используемыми в работе, являются научные методы экономического анализа и синтеза, сравнения, относительные величины, метод цепных замещений и т. д.
В работе сконцентрированы идеи и подходы, разработанные авторами, инновационные концепции управления прибылью осваиваются и тестируются в практической деятельности организации.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
1. Теоретические аспекты бизнес-планирования деятельности российских организаций
1.1. Понятие бизнес-плана, его роль и значение в предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта
Бизнес-процесс представляет собой последовательность работ, соотне¬сенных с отдельным видом производственно-хозяйственной деятельности ком¬пании и ориентированных на создание новой стоимости, например, на выпуск продукции.
Все бизнес-процессы можно разделить на 2 вида: первичные и вторичные. Процессы, ориентированные на производство товара или оказание услуги, являющиеся целевыми объектами создания предприятия и обеспечивающие получение дохода являются первичными.
Процессы, ориентированные на производство товара или оказание услуги, являющиеся результатами сопут¬ствующему основному производству производственной деятельности и также обеспечивающие получение дохода будут являться вторичными [10, с. 58].
Планирование - это определение содержания и последовательности конкретных действий для достижения поставленных целей.
Бизнес-планирование – это комплекс мер, направленных на исследование прошлого, текущего и будущего состояния компании [21, c. 47].
Суть бизнес-планирования - определение целей, задач, перспектив развития, анализа способов реализации новых проектов, оценки потенциальной прибыли и рисков компании.
Часто бизнес-планирование находит отображение в специальном документе – бизнес-плане.
Бизнес - планирование по своей сути является промежуточным звеном между стратегией и тактическими действиями, систематизирующим и упорядочивающим деятельность организации.
Целями бизнес-планирования являются по сути определенные планируемые достижения, такие как выпуск нового продукта, конкретное число клиентов, открытие нового филиала, количество отзывов, попадание и удержание своих позиций в каком-либо списке, преодоление каких-то юридических препятствий (например, получение патента), и другие успехи или показатели, которых можно добиться, и которые можно как-либо измерить.
Результатом бизнес-планирования становится бизнес-план. Прежде чем приступить к его разработке, необходимо получить весь комплекс необходимой информации.
Бизнес-план – расширенный план, в котором расписаны основные этапы развития компании на рынке, размеры необходимых инвестиций, сроки
реализации проектов, кадровые решения, потенциальные риски, сроки окупаемости проекта, потенциальные доходы и так далее.
В текущей ситуации в условиях рыночной экономики, особенно актуальным становится умение конкретного предпринимателя планировать свою деятельность на краткосрочную и долгосрочную перспективу, особенно на региональном рынке при нехватке финансовых, материальных и прочих ресурсов, без поддержки федеральных программ.
При этом бизнес-план является одним из базовых документов, позволяющим формализовать процесс стратегического развития предприятия в комплексный документ .
При планировании реализации бизнес-плана ставят основные задачи:
1. Определение типа рабочих задач в организации и за её пределами.
2. Определение логической последовательности событий в рабочих задачах.
3. Подготовку графика реализации задач.
4. Определение ресурсов для решения задач.
5. Подготовку бюджета реализации и потоков средств, которые обеспечат финансирование бизнес-плана.
6. Документирование всех данных реализации бизнес-плана.
Таким образом, бизнес-план – это скорее настройка на достижение целей с последующей корректировкой по мере того, как предприниматель узнает свой бизнес. Важно всегда оставаться гибким и держать глаза открытыми для того, чтобы быть готовым своевременно внести изменения в свой бизнес.
1.2. Основные элементы бизнес-плана
Объем, степень детализации и структура бизнес-плана определяются назначением и спецификой хозяйственного объекта, его размерами, сферой деятельности. Бизнес-план разрабатывается на год или на более длительный период в зависимости от масштаба целевого проекта. Чем короче планируемый период, тем более детальной должна быть проработка основных аспектов деятельности. В том случае, если проект рассчитан на несколько лет, ключевые показатели и ориентиры для первого года даются в разбивке по месяцам; для последующих лет обычно ограничиваются годовыми данными.
Обычно бизнес-план состоит из следующих разделов [17]:
1. Резюме.
2. Анализ положения дел в отрасли.
3. Существо предлагаемого проекта.
4. Анализ рынка и конкуренции.
5. Маркетинговый план.
6. План производства.
7. Организационный план.
8. Финансовый план.
9. Приложение.
В зависимости от конкретных целей разработки бизнес-плана и специфики деятельности организации его руководство может уточнять приведенную структуру этого документа.
Вводная часть (резюме), как правило, пишется уже после того, как составлен весь план. Она должна быть краткой (не более 2–3 страниц) и трактоваться как самостоятельный рекламный документ, так как в ней содержатся основные положения всего бизнес-плана. В ней указывается название и адрес предприятия, имена и адреса учредителей, основные положения предлагаемого проекта, стоимость проекта, потребность в финансах. Вводная часть должна быть написана так, чтобы вызвать интерес у потенциального инвестора. По содержанию вводной части инвестор часто судит о том, стоит ли ему читать план до конца. Нужно четко и убедительно изложить основные положения предлагаемого проекта, а именно: чем будет заниматься организация, сколько средств потребуется в него вложить, какой ожидается спрос на продукцию (работы или услуги) и за счет чего организация добьется успеха.
В разделе «Анализ положения дел в отрасли» описываются основные направления и цели деятельности будущего проекта. Очень важно преподнести идею нового проекта в контексте сложившегося состояния дел в соответствующей отрасли. Необходимо продемонстрировать глубокое понимание состояния предприятия и той отрасли индустрии, в которой оно будет работать и конкурировать, так как одним из критериев на победу в конкурентной борьбе является ситуация на рынке продукции этого класса. В бизнес-плане рекомендуется дать анализ текущего состояния дел в отрасли и сведения о тенденциях ее развития. Рекомендуется также привести сведения о последних новинках, перечислить потенциальных конкурентов, особенно появившихся на рынке в последние пять лет, указать их сильные и слабые стороны. Необходимо также изучить все прогнозы по развитию данной отрасли и в результате ответить на вопрос, на какого именно потребителя рассчитаны товары или услуги предприятия.
В разделе «Существо предлагаемого проекта» необходимо дать четкое определение тех видов продукции и услуг, которые будут предложены на рынке. Следует указать некоторые аспекты технологии, необходимой для производства продукции. Важно только, чтобы этот раздел был написан ясным, четким языком, доступным для понимания неспециалиста. При описании основных характеристик продукции делается акцент на тех преимуществах, которые эта продукция дает потенциальным покупателям, а не на технических подробностях. Детальная информация о технологическом процессе может быть дана в приложении. Очень важно подчеркнуть уникальность и отличительные особенности продукции и услуг.
Раздел «Анализ рынка и конкуренции» является наиболее трудным для написания. Нужно исследовать рынок, чтобы выяснить, насколько выводимый на рынок продукт необходим потребителю. Если необходимо финансирование проекта, то анализ рынка будет ключевым фактором, для убеждения аудитории, что эта бизнес-идея опирается на точные цифры и конкретные факты.
Включить в свой бизнес-план анализ рынка – это правильный подход. Даже если нет необходимости искать финансирование, чтобы успешно начать свой бизнес, все равно важно иметь перед собой четкий план. Важно понимать, что анализ рынка – это не просто очередной раздел бизнес-плана, порой он сам становиться настоящей основой для дальнейшего написания бизнес-плана.
В разделе «Маркетинговый план» необходимо показать, почему клиенты будут покупать продукцию. В нем описывается, каким образом предполагается продавать новый товар или услугу, какую за него назначить цену и как проводить рекламную политику. Потенциальные инвесторы считают план маркетинга важнейшим компонентом успеха нового предприятия, поэтому к его составлению следует отнестись серьезно – нужно тщательно все продумать и убедиться, что предлагаемая стратегия действительно может быть реализована.
В этом разделе делается маркетинговая расстановка (обеспечение конкурентоспособности продукции) и указываются основные характеристики продукции (работ, услуг) в сравнении с конкурирующими. Рассматриваются такие вопросы, как цены, ценовая политика, торговая политика, каналы сбыта, реклама и продвижение продукции на рынке, политика поддержки продукции, проявление интереса со стороны вероятных покупателей, прогноз продаж новой продукции [19, с. 47].
В разделе «План производства» должны быть описаны все производственные и другие рабочие процессы. Здесь же рассматриваются все вопросы, связанные с помещениями, их местоположением, оборудованием, персоналом. Если создаваемое организация относится к категории производственных, то необходимо полное описание производственного процесса: как организована система выпуска продукции и как осуществляется контроль над производственными процессами, каким образом будут контролироваться основные элементы, входящие в стоимость продукции (например, затраты труда и материалов), как будет размещено оборудование. Если некоторые операции предполагается поручить субподрядчикам, следует дать о них сведения, включая название субподрядчика, его адрес, причины, по которым он был выбран, цены и информацию о заключенных контрактах. По тем операциям, которые предполагается выполнить собственными силами, необходимо дать схему производственных потоков, привести список производственного оборудования, включая то, которое может понадобиться в будущем, дать перечень сырья и материалов с указанием поставщиков (название, адрес, условия поставок), ориентировочную стоимость.
Организационный план разрабатывается только при создании нового предприятия. Здесь необходимо привести организационную структуру (функциональную, линейную, матричную), в которой четко определены должностные инструкции ведущих менеджеров, их роль в управленческом процессе, а также определяется, как будет осуществляться взаимодействие служб и организаций. Кроме того, здесь необходимо указать потребность в трудовых ресурсах, организацию оплаты труда (как наемных рабочих, так и расходы на управление), также необходимо указать, как будет осуществляться техника безопасности (условия труда).
В разделе «Персонал предприятия» поименно перечисляется весь управленческий персонал, год рождения, образование, прошлые достижения. Кроме того, объясняется, почему эти люди собрались вместе, какова мотивация их совместной деятельности.
Финансовый план является важнейшей составной частью бизнес-плана. Основные показатели финансового плана: объем продаж, прибыль, оборот капитала, себестоимость и т. д.
В этом блоке рекомендуется сделать следующее:
- сформировать помесячный и годовой прогноз продаж;
- сформировать план расходов;
- выполнить анализ прогноза продаж;
- сформировать прогнозный баланс на первый год.
Раздел «Расчет точки безубыточности» в бизнес-плане направлен главным образом на то, чтобы можно было просчитать, сколько денег в месяц необходимо, чтобы вывести бизнес «в ноль». То есть данный расчет поможет понять, сколько продаж нужно совершить и сколько необходимо для этого вложить денег в операционную деятельность, чтобы бизнес полностью покрыл свои расходы. Таким образом, можно будет четко понимать, что после конкретного количества продаж, можно получить прибыль.
В приложениях к бизнес-плану приводятся документы, которые не являются частью основного текста, но на которые есть ссылки в бизнес-плане. Наиболее часто в приложениях приводят следующие документы: технические данные продукции, копии контрактов, лицензий, подробности патентных документов, копии документов, из которых взяты исходные данные, сообщения консультантов по продукции и рынкам, анкетные данные руководящих работников, сведения о порядке и методе проведения опросов и исследований, отчет по ревизии бухгалтерских документов, прейскуранты поставщиков и т.п.
Таким образом, для успешного внедрения следует начать с понимания того, каких результатов вы хотите достичь благодаря управлению бизнес-процессами. Прежде чем осуществлять автоматизацию управления бизнес-процессами, попробуйте улучшить текущую ситуацию. Получите гарантии того, что результат, полученный посредством внедренных технологий, будет собственностью организации.
2. Анализ деятельности и бизнес-процессов ООО «Вираж»
2.1. Общая характеристика организации
Общество с ограниченной ответственностью «Вираж», именуемое в дальнейшем Общество, было создано 11.01.2011 г. решением Собрания учредителей.
Общество является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании Устава и действующего законодательства.
Основной вид деятельности (по коду ОКВЭД): 85.42.1 Деятельность школ подготовки водителей автотранспортных средств.
Организационно-правовая форма предприятия – частная.
Уставный капитал составляет 10 тыс. р.
Учредитель Общества - физическое лицо.
Категория субъекта – микроорганизация.
Высшим органом управления Общества является Общее Собрание его участников.
В Обществе создан единоличный исполнительный орган - директор, осуществляющий текущее руководство и подотчетный Общему Собранию его участников.
Общее руководство компанией возложено на директора, который осуществляет руководство финансовой и хозяйственной деятельностью организации в соответствии с действующим законодательством, осуществляет планирование деятельности, организует эффективную работу.
По состоянию на 01.01.2020 года общая численность работающих в фирме ООО «Вираж» составляет 12 человек, в том числе: директор, главный бухгалтер, менеджер-кассир, преподаватели, мастера производственного обучения.