Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современное культурное пространство характеризуется всеохватывающим процессом глобализации, которая, с одной стороны, расширяет возможности доступа к инновационным, культурным, научным и экономическим достижениям, открывает границы осознания людьми своего единства; с другой – существующие риски глобализации проявляются в унификации стиля жизни представителей разных социокультурных сообществ, исчезновении локального своеобразия культур и целых народностей. Таким образом, глобальные тенденции изменения социокультурного пространства требуют осмысления межкультурной коммуникации как способа сохранения культурных традиций разных народов и народностей.
Актуальность темы обуславливается рядом причин.
Во-первых, активное развитие различных форм межкультурных контактов опережает формирование и развитие навыков общения между представителями различных культур и исторически сложившихся культурных моделей. В результате не случайно с середины 1970-х годов становится актуальной тема взаимодействия и взаимопонимания культур, в которой все большее место занимает проблема специфики и самобытности культур разных народов и национальностей. Дело в том, что глобальные изменения в политике, экономике и культуре также сопровождаются разделением культур и народов, заставляя некоторые нации и народности стремиться к культурному самоутверждению и стремлению сохранить собственные культурные ценности. Диапазон их сопротивления достаточно широк: от пассивного неприятия ценностей других культур до активного противодействия их распространению и утверждению. В результате мы становимся свидетелями многочисленных этнорелигиозных конфликтов, роста националистических настроений, региональных фундаменталистских движений.
В этих сложных и противоречивых условиях межкультурная коммуникация выступает своеобразным регулятором взаимодействия и взаимовлияния между культурами.
Во-вторых, культурное наследие, связанное с традициями, ориентированное на оживление культурной памяти, играет важную роль в современном обществе. На сегодняшний день, в условиях всеохватывающих масштабов глобализации, неоспоримо значение наследия как хранителя многовекового культурного опыта народа и народностей. Следовательно, очень важно понимать преемственность традиций не как механического использования культурного наследия прошлых поколений, необходимо изучать их и активно включать в современную социокультурную ситуацию. Поэтому сегодня так актуально звучат слова Ю.М. Лотмана: «Культура есть память. Поэтому она всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества».
В-третьих, современная ситуация развития общества в целом характеризуется высоким потоком миграции населения, следствием которой могут быть изменения в характере и последствиях взаимодействия между представителями различных культур. И очень важно, чтобы в данных условиях поведение человека было не негативным, а способствовало со-развитию участвующих во взаимодействии сторон.
В-четвертых, в условиях перемен возрастает необходимость в сильной и стабильной культурной политике, главной целью которой является сохранение самобытности русской культуры. Решение этой проблемы – в организации управления и воплощения в сфере культуры принятых постановлений на уровне государства, регионов и районов.
Цель исследования состоит в изучении типологии межкультурного взаимодействия.
Цель предопределяет решение следующих задач:
- изучить понятие и концепции межкультурного взаимодействия;
- рассмотреть типологию взаимодействия культур.
Методы исследования. При изучении данной темы использовались сравнительно-исторический, структурно-функциональный и семиотический методы.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И КОНЦЕПЦИИ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ
1.1. Определение межкультурного взаимодействия
Культурное наследие, связанное с традициями, ориентированное на оживление культурной памяти, играет важную роль в современном обществе.
Долгое время в культурологии, да и в других науках бытовало мнение о том, что «традиционное представление о наследии как комплексе единичных материальных объектов переосмыслено. Современные ученые включают в это понятие не только уникальные архитектурные и историко-культурные объекты, но и ансамбли, исторические ландшафты, а также традиционные технологии и специфические способы хозяйствования». Из этого следует, что сохранение культурных традиций и, собственно, культурного наследия – это достаточно сложное явление, охватывающее пласты не только духовной культуры, но и повседневной: «Хозяйство есть творческая деятельность человека над природой; обладая силами природы, он творит из них, что хочет. Он создает как бы свой новый мир, новые блага, новые знания, новые чувства, новую красоту, – он творит культуру».
Процесс освоения и возрождения культурного наследия имеет свои особенности. Так, современная тенденция переосмысления роли и значения культурного наследия состоит в стремлении не только сохранить его в первозданном виде, причем это не всегда возможно, но и активно включить в канву современной жизни. То есть сам процесс истории становления самобытной культурной традиции выступает не только как процесс сохранения прошлого опыта, отражённого в повседневной культуре, и накопления культурных материальных ценностей, но как процесс открытия нового в старом. Таким образом, культурное наследие несет в самом себе и функцию подлинно современного явления культуры.
После развала СССР в духовной жизни российского общества происходит существенное переосмысление ценностных установок и идеалов, осуществляется мировоззренческая переориентация личностного и общественного сознания.
Академик В.И. Вернадский отмечал, что человек живет не только в определенной биосфере, но и в сфере, созданной им самим в результате своей культурной или антикультурной деятельности. Человек осваивает природу (иногда нарушая существующее в ней равновесие), меняет почву, растительность, создает собственную культуру, менее зависимую от природы, но чрезвычайно важную для него: поколения людей создают язык, письменность, литературу, все виды искусства, обычаи, науку. Традиции формируют его поведение, он наследует повседневные знания и повседневные материальные ценности. С момента своего рождения каждый человек оказывается в атмосфере, созданной тысячами поколений людей. Вслед за Вернадским академик Дмитрий Сергеевич Лихачев эту сферу предложил назвать «гомосферой», т.е. «человекоокружением», в которой огромную роль играет художественная культура, именно через неё человеку передаются нравственные и эстетические представления.
У каждого народа, помимо общей гомосферы человечества, существует и своя, присущая ему гомосфера, своя ее разновидность, свои источники обогащения гомосферы, национальная специфика. Поэтому можно говорить об этногомосфере.
Так, для того, чтобы воспринять культурные ценности во всей их полноте, необходимо знать их происхождение, процесс их созидания, исторического изменения, заложенную в них культурную память. Чтобы глубоко и точно воспринять художественное произведение, надо знать, кем и при каких обстоятельствах оно создавалось.
Культура быта, культурные традиции – чрезвычайна важная часть отечественной истории, составной частью которой является история и культура различных народов.
Повседневность, как всякое бытие, имеет пространственное измерение: «Пространство повседневности есть место, территория, где протекает повседневная жизнь, где происходят повседневные события. Оно представляет собой систему пространств и включает в себя пространство тела человека, жилища и поселения».
Так, в истории контактов этносов, на сегодняшний день, определены периоды этнического «притяжения» межкультурного взаимодействия, в значительной степени повлиявшие на систему взаимных представлений. В истории развития человеческого общества всегда существовали формы единства различных культур, которые взаимодействовали, объединялись, синтезировались и расходились. Но одновременно с этим культуры всегда отличались друг от друга.
Как известно каждый народ имеет устойчивое собственное представление о других этносах, выражающееся в национальных образах. В процессе исторического развития условные образы, отражающие особенности культуры определенного народа, претерпевают изменения.
Необходимо отметить, что современная культура складывается из множества самобытных культур, между которыми осуществляется взаимодействие. Учеными предлагается множество определений межкультурного взаимодействия. На наш взгляд, наиболее емкой является определение межкультурного взаимодействия как обмена знаниями, мыслями, понятиями и эмоциями между представителями различных культур.
Проблема «диалога культур» в современной культурологии является одной из самых актуальных. Известно, что культура сама по себе не однородна. Ее можно рассматривать на разных уровнях: мировая культура как целое; мировая культура как совокупность сменяющихся друг друга культурных эпох; культурная эпоха как объединение развивающихся одновременно региональных культур; мировая культура как совокупность конкретных культур разных стран и народов на определенном промежутке времени, т.е. культура общества.
Многие исследователи отмечают, что культура конкретного общества, народности всегда статична. Она привлекает интерес исследователей и простых людей лишь в том случае, если её рассматривают во взаимосвязи с общечеловеческой культурой. Мы считаем, что тогда видно как взаимодействуют различные культуры, как происходят процессы проникновения культурных традиций разных эпох, как изменяются общечеловеческая культура в целом. По мере движения истории человечества, меняется и тот культурный фон, который выражает целостность культуры.