Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования состоит в том, что в настоящее время современной культурологией досуговая деятельность рассматривается в качестве процесса формирования условий мотивационного выбора индивидами предметной деятельности. При этом данный процесс определен личностными потребностями и интересами. На сегодняшний день запросы аудитории лежат в основе всей деятельности учреждений культуры и досуга. Развитие рыночных отношений приблизило культурно-досуговую деятельность к технологиям маркетинга, в основе которых лежит вопрос поиска и удовлетворения потребностей отдельных социальных групп. Непосредственно же культурно-досуговая деятельность преобразуется в индустрию досуга.
Культура и такой ее элемент как культурно-досуговая деятельность переживают в настоящее время существенные трудности. Так, на культуру влияют формирующиеся социально-политические и социально-экономические механизмы, а также культура оказывает самостоятельное значительное влияние на их развитие, представляет собой своеобразный социальный катализатор. Исходя из этого, эффективность управления культурно-досуговой деятельностью на муниципальном уровне является актуальной темой.
Досуговая жизнедеятельность является лучшим средством для формирования у детей правильного мировосприятия и мироощущения, глубокого понимания нравственных и духовных ценностей.
Досуговая жизнедеятельность является лучшим средством для формирования правильного мировосприятия и мироощущения, глубокого понимания нравственных и духовных ценностей. В связи с вышеизложенным тема курсовой работы является актуальной.
Досуг для современной молодежи является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности молодых людей. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей.
Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется институциональное давление на личность молодого человека. Поэтому в современном российском обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-ценностных систем, проблема досуга молодежи приобретает особую остроту.
Повышенный интерес к исследованию досуга определяется также изменениями содержания и структуры досуга под воздействием социокультурных трансформаций, произошедших в стране (смены ценностных установок российской молодежи, развития социальной инфраструктуры, появления новых информационных технологий). Это диктует необходимость типологизации досугового поведения молодежи в соответствии со сложившейся социокультурной ситуацией в современной России.
Актуализация вопросов молодежного досуга обусловлена и тем, что молодое поколение, в соответствии со своими социокультурными потребностями, время досуга посвящает в основном общению в молодежных компаниях, группах сверстников, где формируется особая молодежная субкультура, влияющая на становление личности молодого человека. Молодежные субкультуры представляют собой явление, обусловленное как характером культуры и социальных взаимодействий современного общества, так и принципиальным изменени3 ем в его рамках места и роли молодежи. В связи с тем, что негативные проявления в сфере досуга во многом обусловлены его неорганизованностью, возникает необходимость определения способов регулирования досуговой сферы жизнедеятельности молодежи.
Таким образом, досуг как социокультурная сфера жизнедеятельности современной российской молодежи требует глубокого научного осмысления.
В зарубежной и отечественной науке исследование досуга и свободного времени представлено именами таких ученых, как Б.Л. Грушин, Ж. Дюмазедье, Г.Е. Зборовский. Они заложили основные подходы к изучению свободного времени и досуга 3, с. 56.
На современном этапе осуществляется множество научных исследований, посвященных выяснению значения досуговой сферы жизнедеятельности для молодежи, изучаются социальная значимость досуга, его особенности и характеристики в современных российских условиях. Среди них можно выделить работы Л.А. Акимовой, А.А. Басилая, Е.М. Бабосова, И.А. Бутенко, Т.Г. Бутовой, А.Л. Маршака, К.Г. Мяло, А.А. Резванова, О.В. Ромах, Б.А. Ручкина, Р. Стебинса 3, с. 57. Вследствие того, что сфера досуговой жизнедеятельности молодежи чутко реагирует на все изменения, происходящие в обществе, возникает необходимость научного изучения данного социокультурного феномена.
Объект исследования – организация молодежного досуга.
Предмет исследования – теоретико-методологические и методические основы исследования подходы к изучению свободного времени молодежи.
Цель исследования состоит в изучении современных теоретико-методологические и методические основы исследования подходы к изучению свободного времени молодежи
.Для решения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Проанализировать свободное время как социокультурную форму жизнедеятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Г. А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации : учеб. пособие для студ. вузов /Г.А. Аванесова. - М. : Аспект Пресс, 2015. – 236 с.
2. Акимова Л. А. Социология досуга: Учебное пособие / Л. A. Акимова; МГУКИ. М., 2013. – 123 с.
3. Воловик А. Ф. Педагогика досуга: учебник / А. Ф. Воловик, В. А. Воловик. М.: МПСИ Флинта, 2018. – 232 с.
4. Выготский Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. М.: Изд-во Смысл, 2003. – 512 с.
5. Гагин В. П. Досуговая культура подростка как педагогическая проблема / В. П. Гагин // Мир образования – образование в мире. – 2014. – № 2. – С. 136-144.
6. Григорьева, Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности: учебное пособие / Е.И. Григорьева. - Тамбов: Першина, 2004. - 406 с.
7. Зборовский Г. Е. Социология досуга и социология культуры: поиск взаимосвязи / Г. Е. Зборовский // Социологические исследования. – 2016. – № 12. – С. 56-63.
8. Крестьянов В. П. Педагогика досуга: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и высших учебных заведений культуры /
В.П. Крестьянов. – Орел: ОГУ, 2010. – 156 с.
9. Медведева С. А. Организация культуры на местном уровне: опыт разработки методов реализации полномочий поселений в сфере культуры / С.А. Медведева // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2014. – № 5. – С. 14-40.
10. Новаторов, В.Е. Современные технологии культурно-досуговой деятельности: состав, проблематика, перспективы развития / В.Е. Новаторов // Вестник Омского университета. – 2019.– № 3. – С. 109-114.
11. Пашкина, Л. Н. Социально-культурные условия воспитания инициативности участников молодежных общественных организаций/Л.Н. Пашкина// Вестн. Москов. гос. ун-та культуры и искусств. - 2012. - № 1. - С. 172-176.
12. Педагогика : большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич – Минск: Современное слово, 2015. – 720 с.
13. Рябков, В. М. Методологические основы историографии социально-культурной деятельности как научной отрасли педагогической науки / В. М. Рябков // Вестн. Москов. гос. ун-та культуры и искусств. - 2014. - № 5. - С. 94-98.
14. Рябков, В. М. Теоретико-методологические основы понятия "эффективность социально-культурной деятельности" / В. М. Рябков // Вестн. Москов. гос. ун-та культуры и искусств е. - 2011. - № 3. - С. 95-98.
15. Соколов, Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры /
Э.В. Соколов. – Москва: издательство «Литература», 2009. – 216 с.
16. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы: Сб. статей / Под науч. ред. Т.Г. Киселевой, Ю.А. Стрельцова, Б.Г. Мосалева.– М.: МПСИ, 2017. – 213 с.
17. Стрельцов Ю. А. Культурология досуга: учебное пособие / Ю. А. Стрельцов. Изд. 2-е. М.: МГУКИ, 2003. – 296 с.
18. Фрейд З. Психоаналитические этюды / сост. Д. И. Донской, В. Ф. Круглянский. Минск: Попурри, 2010. – 608 с.
19. Шарковская, Н. В. Сущность социально-культурной активности /
Н.В. Шарковская // Вестн. Москов гос. ун-та культуры и искусств. – 2017. – № 3. – С. 174-178.
20. Шубина И.В. Социально-культурная деятельность в системе контроля и профилактики девиаций в подростково-молодёжной среде / И.В. Шубина. - СПб.: Амра, 2014. – 129 с.
21. Эльконин, Д.Б. Психология детского возраста / Д.Б. Эльконин. – М.: Владос, 2012. – 360 с.