Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что, к сожалению, государственное управление пока изобилует нарушением действующего законодательства, а его субъекты часто превышают полномочия и игнорируют обязанности, возложенные на них. Поэтому правовое государство невозможно без четких и конкретных юридических мер ответственности субъектов государственного управления за нарушение установленных законом обязанностей.
В настоящее время наблюдается отсутствие должного анализа и учета правонарушений в области управления, а также оценки эффективности применяемых мер ответственности к субъектам государственного управления. Одной из острых и актуальных проблем остается административная ответственность органов государственной власти и должностных лиц.
Ответственность может быть имущественной, дисциплинарной, административной и уголовной в зависимости от субъекта правоотношения. Должностные лица могут нести все виды ответственности в зависимости от совершенного правонарушения.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с юридической ответственностью государственных служащих.
Предметом исследования данной работы являются нормы действующего законодательства и иные нормативные правовые акты, регулирующие юридическую ответственность государственных служащих, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме исследования.
Целью данной работы ставится комплексное изучение юридической ответственности государственных служащих.
Задачами работы является:
Исследовать общие положения об ответственности государственных служащих;
Изучить дисциплинарную ответственность государственных гражданских служащих;
Проанализировать административную ответственность государственных служащих;
Рассмотреть уголовную ответственность государственных служащих.
В работе применяются общие и частные методы исследования, в том числе описательный, исторический, системно-правовой, формально-юридический, метод сравнительного анализа.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Значение ответственности государственных служащих. Дисциплинарная ответственность
1.1. Общие положения об ответственности государственных служащих
О наказании государственных служащих можно говорить в трех значениях. Во-первых, как о межотраслевом функциональном институте права. Во-вторых, как о санкции, предусматривающей меры наказания. В-третьих, как об определенном процессе возложения и применения мер ответственности.
Законодательно закреплены понятия уголовного и административного наказания. Ни в одном из существующих нормативных правовых актов не сформулировано понятие дисциплинарного наказания (взыскания). Проанализируем общие признаки административного и уголовного наказания.
В КоАП РФ1 указано, что наказание - это мера ответственности, а в УК РФ указано, что наказание является мерой принуждения. Сущность этих признаков общая, так как мера ответственности является разновидностью мер государственного принуждения. Очевидно, что в УК РФ2 сформулировано понятие наказания через более обобщенную категорию.
В качестве фактического основания применения наказания законодатель в УК РФ называет преступление, а в КоАП РФ административное правонарушение. Однако преступление является разновидностью правонарушения.
В КоАП РФ законодатель подчеркивает, что это не просто мера ответственности, а мера ответственности, установленная государством. Юридическая техника указания на государственное принуждение в УК РФ несколько иная, в нем говорится о мере государственного принуждения. Сущность здесь одинакова, в обоих случаях подчеркивается связь с государством, а также отмечается, что исходит наказание от государства.
В определении как уголовного наказания, так и административного законодатель указывает на цель предупреждения совершения новых правонарушений. В статье 3.1. КоАП РФ, определяющей понятие административного наказания, в отличие от Уголовного кодекса, законодатель не указывает на вид акта применения права, на основании которого реализуется административное наказание. В УК РФ это приговор суда. Ответ на вопрос о том, почему законодатель не указал на вид акта применения права, достаточно прост. Сделано это на основании правил юридической техники и экономии законодательного «пространства». Перечень органов, которые наделены правом применять меры административной ответственности, очень обширен, и в случае их перечисления в одной статье она получилась бы очень трудной для восприятия, а не краткой и лаконичной.
В других статьях КоАП РФ законодатель называет виды актов применения права, на основе которых назначаются административные наказания, а также подчеркивает, какой орган и какое наказание может применять. Например, наказание в виде административного ареста может применять только суд. Как приговор суда, так и постановление суда о привлечении к административной ответственности или постановление иного органа объединяет одно общее свойство. Все они являются актами применения юридической ответственности, или, по-иному, охранительными правоприменительными актами.3
В Уголовном кодексе РФ в качестве признака наказания указывается, что применятся оно к виновному лицу. Определение наказания, даваемого в КоАП РФ, специально не содержит указания на признак виновности, но в нем есть указание на административное правонарушение, а при обращении к статье КоАП, регламентирующей понятие административного правонарушения, мы видим, что вина является обязательным признаком. Таким образом, и здесь мы сталкиваемся с особенностями законодательной
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции. Принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН // Собрание законодательства РФ, 26.06.2006. N 26. ст. 2780.
2. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ. Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Российская газета, N 256, 31.12.2001.
6. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 02.06.2003, N 22, ст. 2063.
7. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 02.08.2004, N 31, ст. 3215.
8. Брунер Р.А. Методы поддержания служебной дисциплины и обеспечения законности в ОВД // Вестник Московского университета МВД России. 2015. N 6. С. 51.
9. Добробаба М.Б. Понятие и особенности служебно-деликтных правоотношений // Современное право. 2013. N 8. С. 16 - 20.
10. Добробаба М.Б. Служебная деликтность: понятие и значение для формирования дисциплинарной политики в системе государственной службы Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2016. N 4. С. 304.
11. Комахин Б.Н. Сущность правовых основ деятельности государственных служащих: концептуальные подходы инновационного государства // Административное право и процесс. 2014. № 3.
12. Ломакина Л.А. Некоторые проблемы правового регулирования ответственности государственных гражданских служащих за утрату доверия // Журнал российского права. 2019. N 12. С. 168 - 173.
13. Липинский Д.А. К вопросу об ответственности государственных служащих // Российская юстиция. 2017. N 12. С. 49 - 52.
14. Лещина Э.Л. Дисциплинарный (служебный) проступок как основание дисциплинарной ответственности // Административное право и процесс. 2019. N 1. С. 55 - 59.
15. Медведев П.С., Ратаев Д.П. Административная ответственность государственных служащих // Вопросы российского и международного права. 2017. Т. 7. № 5A.
16. Миннигулова Д.Б. Административная ответственность государственных служащих // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2015. № 8 (12).
17. Поддубровская А.Ю. Ответственность государственных служащих // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 3-4.
18. Ростова О.С. Антикоррупционная правовая политика субъектов Российской Федерации // Наука и общество. 2016. N 1 (24). С. 67 - 68.
19. Панова Н.В. Уголовная ответственность за незаконное участие в предпринимательской деятельности // Российская юстиция. 2019. N 11.
20. Смоляков П.Н. Виды ответственности должностных лиц в российском законодательстве // СПС КонсультантПлюс. 2020.
21. Сорокин Р.С. Юридическая ответственность государственных служащих за коррупционные правонарушения // Потенциал современной науки. 2016. № 2 (19).