Фрагмент для ознакомления
2
ия словесного творчества всегда была одной из наиболее актуальных для дошкольного образования. Хотя интерес к словесному творчеству у детей возникает довольно рано, но составить полноценный художественный рассказ ребенок старшего дошкольного возраста не может. Поэтому ученые подчеркивают важность самого творческого процесса как неотъемлемой составляющей формирования личности ребенка.
Словесное творчество – это организованное по законам логики, грамматики и композиции речи, имеет тему, выполняет коммуникативные функции, наделено относительной самостоятельностью и законченностью, может быть расчлененным на более значимые структурные компоненты.
Речь сопровождает все виды деятельности человека, она является одним из компонентов творческой деятельности. В то же время творчество проявляется и в процессе речевой деятельности. Творчество не приходит к детям из вдохновения, творчеству надо учить. Творчество – это деятельность, в результате которой создается нечто новое, оригинальное, в определенной степени отражающее индивидуальные склонности и способности ребенка. Только творческая личность может осуществлять творческую деятельность, результатом которой может быть создание материальных ценностей и произведений искусства. Следовательно, тема курсовой работы является актуальной.
Объект исследования: развитие словесного творчества детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: игры-фантазирования как инструмент развития словесного творчества старших дошкольников.
Цель исследования: выявить и теоретически обосновать комплекс педагогических мероприятий, направленных на развитие словесного творчества при изучении художественной литературы в дошкольном образовательном учреждении.
Задачи исследования:
1.Проанализировать теоретические основы развития речи старших дошкольников
2.Определить методологические основы развития словесного творчества у старших дошкольников.
1. Теоретические основы развития речи старших дошкольников
1.1 Особенности развития речи в онтогенезе
Дошкольный возраст представляет собой период интенсивного развития речи. Рост словаря зависит от бытовых условий и особенностей воспитания ребенка, поэтому в педагогической литературе данные об объеме словаря дошкольников одинакового возраста весьма отличаются.
Первые осмысленные слова возникают у ребенка в конце первого года жизни. В современной отечественной психологии для годовалого ребенка границей нормы считается примерно 10-12 слов. Развитие понимания речи опережает активный словарь. В возрасте полутора лет возрастание активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни ребенка объем словаря составляет 300-400 слов, а словарь трехлетнего ребенка уже может достигать 1500 слов. Большой скачок в развитии словаря происходит не только за счет заимствования слов из речи взрослых, но и в силу овладения способами словообразования. Развитие речи происходит за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия, которые с ними можно осуществлять и их отдельные признаки. В дальнейшем количество употребляемых слов также быстро растет, но темпы этого роста замедляются. В возрасте 4 лет количество слов достигает 1900, в 5 лет –2000-2500, а в 6-7 лет до 3500-4000 слов. Индивидуальные различия в развитии словаря могут наблюдаться и в данные возрастные периоды (8, с. 57). По мнению Д.Б. Эльконина, различия в словаре «в большей степени велики, нежели чем в какой-либо иной сфере психического развития ребенка» 20, с. 34.
Развитие речи в онтогенезе осуществляется в направлении расширения объема словаря и уточнения значений слов. В процессе развития ребенка обогащается его словарь, значение слова развивается и меняет свою структуру. Формирование речи в онтогенезе тесно связано с развитием мышления и других психических процессов, а также с углублением и расширением представлений об окружающей действительности в процессе речевой и неречевой деятельности ребенка, определяется и воздействием социальной среды, процессом общения со взрослыми. Развитие словаря осуществляется в единстве с формированием словообразования, грамматического строя, фонетико-фонематической стороны речи (Л.С. Выготский 3).
На каждом этапе развития ребенка слово, сохраняя одну и ту же предметную соотнесенность, приобретает новую семантическую структуру, при этом меняется и обогащается система связей и обобщений, которые стоят за ним. В процессе онтогенеза происходит глубокое психологическое изменение значения слова, изменение его системного значения, за значением слова на каждом этапе стоят различные психологические процессы. Значение слова развивается в двух аспектах: смысловом и системном.
Качественный рост словаря возможен благодаря воспитанию у детей внимания к содержательной стороне слова, его семантике, обогащению связей слова с другими словами. Таким образом, ведущая роль в формировании словаря принадлежит овладению семантикой слова и создающемуся вокруг него семантическому полю (Е.А. Аркин 1, Л.С. Выготский 3, А.Н. Гвоздев 5 и др.).
В научно-теоретической литературе (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, С.М. Карпова, Г.И. Лалаева, А.А. Леонтьев, Н. В. Серебрякова, Ф. А. Сохин, А.М. Шахнарович) выделяются такие факторы, обусловливающие процесс развития лексической стороны речи дошкольника с нормальным развитием, которые являются ориентировочными критериями оценки словаря:
1. Завершение формирования фонологических обобщений, константность слухового восприятия.
2. Овладение ребенком различными уровнями лексических обобщений.
3. Усвоение системы морфологического словообразования.
Рассмотрим каждый фактор и его влияние на развитие детского
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Аркин, Е. А. Ребенок в дошкольные годы (в двух частях). Ч.2. / Е. А. Аркин; под ред. А. В. Запорожца и В. В. Давыдова. – М.: Просвещение, 2014. – 210 с.
2. Богуш, А.А. Речевое развитие детей от рождения до 7 лет: монография /
А.А. Богуш. – М: Слово, 2010. – 374 с.
3. Выготский, Л.С. Мышление и речь: монография / Л.С. Выготский. – М.: Психология, 2011. – 362 с.
4. Гавриш, Н. В. Развитие словесной творческой деятельности в дошкольном детстве /Н.В. Гавриш // Педагогическое образование и наука. – 2011. – № 12. – С. 21-25.
5. Гвоздев, Н.А. Вопросы изучения детской речи / Н.А. Гвоздев. – Спб.: Детство-пресс, 2009. – 472 с.
6. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить/М.М. Кольцова. – М.: Академия, 2013. – 160 с.
7. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии/А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2010. – 511 с.
8. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2008. –720 с.
9. Русова, С. Избранные педагогические сочинения: В 2 кн. Кн.2 / С. Русова; под редакцией Е.И. Коваленко. – М: Просвещение, 2012. – 320 с.
10. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письмо к сыну /В.А. Сухомлинский. – М: Академия, 2012. – 557 с.
11. Федоренко, Л.П.. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко, Н.А. Фомичева. – М.: Просвещение, 2016. – 351 с.
12. Харченко В.К. Семантика слова в детской речи: проблемы и наблюдения //Детская речь как предмет лингвистического изучения /Под ред. С.Н. Цейтлин – Спб: Питер, 2012. – 220 с.
13. Шахнарович, А.М. Семантические аспекты психолингвистического анализа онтогенеза правил словообразования/А.М. Шахнарович. - М.: Академия, 2009. – 120 с.
14. Черемухина, Г.А. Детское словотворчество и синтаксическая теория словообразования / Г.А. Черемухина А.М. Шахнарович // Дефектология. - №3. – 2010. – С. 19-23
15. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Изд. центр «Академия», 2014. – 384 с.