Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В философии Декарта субстанциальным признаком человека является то, что он мыслит. Таким образом, разум и разумность (по-латыни рацио и рациональность) являются необходимым свойством человека и в то же время единственным достойным человека полем его деятельности. Мыслить и быть человеком в антропологии Декарта – взаимообусловленные категории. Декарт написал книгу о том, как человека должен мыслить, то есть применять свой разум в собственной жизни. Это знаменитое «Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках» . Эта книга вышла в 1637 году и перевернула европейскую философию. Гегель пишет, что только в философии Декарта мышление находит свою истину и самосознание перестает блуждать в лабиринтах аллюзий, аллегорий, сказок и фантазий, попадает на твердую почву, с которой уже не сходит .
Парадоксальным образом путь по этой твердой почве приводит к созданию систем жесткого идеологического контроля, где происходит уничтожение разума и способности рационально мыслить.
В «Рассуждении о методе…» Декарта дает основоположения своей философии, опираясь на которые, можно всегда мыслить ясно и совершать открытия в науках. Сам Декарт прекрасно умел применять свой метод, благодаря чему внес заметный вклад не только в философию и психологию, но также и в естественные науки, физику и математику. Основоположения Декарта сводятся к тому, что человек не должен подчинять свой разум тем вещам, которые он не понимает ясно. А понять ясно он может те вещи, которые путем последовательного логического рассуждения выводятся из первых аксиом. Первые аксиомы усматриваются непосредственно каждым человеком в силу интеллектуальной интуиции, и не оспариваются никем. Это положения типа «часть больше целого», «из ничего ничего не возникает» и ряд простейших математических истин. Базируясь на этой самоочевидной основе, человек может прояснить любой вопрос, за который возьмется.
Целью данной работы является рассмотрение дуализма и рационализма в философско-психологической системе Р. Декарта.
Задачи:
- описать метод рациональной науки;
- рассмотреть учение Р. Декарта о сознании;
- описать учение Декарта о психике;
- проанализировать тело и ощущения в концепции Декарта;
- изучить рационалистическое учение Декарта о страстях.
Объект исследования - дуализм и рационализм в философско-психологической системе Р. Декарта. Предмет исследования – особенности современного рассмотрения концепции Р. Декарта.
Глава 1 Сущность рационализма в системе Р. Декарта
1.1 Метод рациональной науки: роль и история становления
Рациональная наука Нового времени (та, которой мы и обязаны нынешним расцветом техники и технологий), начиналась с философии, с воцарения в ней рационалистического мировоззрения в виде классического рационализма Декарта, Паскаля, Бекона. Которые были одновременно философы и ученые и закладывали одновременно и рационалистическое мировоззрение, без которого невозможна рациональная наука, и сам метод этой науки. Декарту в частности принадлежит метод координат, одна из важных частей строящегося метода рациональной науки.
Важнейшими принципами, заложенными ими, были отрицание априорных истин и признание того, что истина может и должна устанавливаться только на основании опыта .
Дальнейший взлет рациональной науки, принесший уже весомые плоды в технике и технологиях, связан с фигурой великого Ньютона, который был не только великий физик, построивший классическую механику, но он же заложил и основу метода рациональной науки, которым она пользуется посей день. Суть этого метода – построение теоретических моделей, описывающих конкретные области действительности и основанных на непротиворечивых системах постулатов – аксиом, привязанных к опыту в данной области, из которых чисто логически, дедуктивно, там, где можно, с использованием математики, в идеале чисто аксиоматически извлекаются выводы.
Выводы, составляющие тело теории и которые могут затем практически использоваться для надежного предсказания будущих опытов, что и открывает поле практического использования этих теорий. Кроме того Ньютон разработал математический аппарат исчисления бесконечно малых (дифференциальное и интегральное исчисления), который составляет весомую часть формализованного дедуктивного метода построения выводов на основе аксиом – постулатов теории. А последователь и соратник Ньютона Лагранж предложил так называемые обобщенные координаты, что позволило не только расширить применение метода Ньютона в самой механике, но и распространить этот метод на всю сферу естественных наук и даже за ее пределы.
Благодаря этому и произошел тот мощный рывок науки и техники, плодами которого мы наслаждаемся сегодня. Но этот метод рациональной науки и особенно метод обоснования истинности научной теории, выкованный практически в ту эпоху трудами целой плеяды блестящих ученых во главе с Ньютоном, так и не был тогда и до сих пор представлен эксплицитно, т.е. в явном виде, и существовал лишь на уровне стереотипа естественно научного мышления, подобно грамматике языка до того, как она написана. И в виде эталонных образцов теорий, обоснованных практически по этому методу, прежде всего механики Ньютона, по примеру которых строились далее и обосновывались новые теории: электродинамика Максвелла, термодинамика и т.д. До поры до времени этого было достаточно, как для расцвета самой рациональной науки, так и для успешного развития общества по всем направлениям: рационального устройства и укрепления его институтов, укрепления здоровой морали без фанатичного аскетизма, свойственного средневековью, но и без современной вседозволенности, расцвету высокого искусства, несущего здоровую, не фанатичную духовность и нравственность и т.д.
Но этого неоформленного метода обоснования рациональной науки стало не хватать, когда сама рациональная наука столкнулась с противоречиями и парадоксами, которые не могла объяснить именно из-за отсутствия писанного и признанного метода обоснования истинности своих теорий. Произошло это, когда после появления теории относительности Эйнштейна стало неоспоримо ясно, что вопреки представлениям классического рационализма наука меняет свои понятия и выводы при переходе от одной фундаментальной теории к другой.
1.2 Учение Р. Декарта о сознании
Рене Декарт является одним из самых признанных и уважаемых имен в человеческой истории. Он произвел в философском развитии радикальный переворот, именно его можно назвать родоначальником новой философии, он создал новый философский метод, вся позднейшая философия и научные движения, так или иначе, отталкивались от него, тем не менее, к немногим великим деятелям человечества современное поколение относится справедливо.
Рене Декарт родился в 1596 г, в городе Лаэ, в Турели, и воспитывался в иезуитской коллегии в Ла Флэш. Попав на военную службу под начальством Тилли, он участвовал некоторое время в 30-летней войне, но затем всецело отдался научным занятиям, переехав ради этого из Парижа в Нидерланды. В 1649 г. по приглашению шведской королевы Христины, он посетил Стокгольм, где и скончался через год (1650) .
Неудовлетворенный схоластической ученостью, не доверяя диктуемыми ею истинам, Декарт стремился самостоятельным путем прийти к единственно истинному и достоверному познанию.
Изучение геометрии указало ему путь, который мог привести его к этой цели. Подобно тому, как в геометрии из немногих самоочевидных, безспорных положений вытекает ряд других истин, так точно и философия должна обосновывать и выводить свои истины дедуктивным путём, исходя из каких-либо достоверных положений. Для осуществления же этого рационалистического идеала необходим, прежде всего, безусловно, достоверный исходный пункт. Методическое средство, которыми пользуется Декарт, чтобы найти такую точку опоры, есть всеобщее сомнение, выражающееся в принципиальном отрицании всего того, против чего подымается хотя бы малейшее сомнение.
Следуя этому принципу, Декарт подвергает сомнению существование телесного миpa, не исключая и собственное тело, существование Бога и даже истинность, по-видимому, совершенно бесспорных положений, каково, например 2+2=4. Но среди общего сомнения остается достоверным, незыблемым одно: само сомнение, а с ним вместе и существование моего «я», носителя этого сомнения .
Сомнения эти и выход из них он окончательно формулирует в «Первоначалах философии» следующим образом:
«Если мы станем отвергать всё то, в чём каким бы то ни было образом можем сомневаться, и даже будем считать всё это ложным, то хотя мы легко предположим, что нет никакого Бога, никакого неба, никаких тел и что у нас самих нет ни рук, ни ног, ни вообще тела, однако же, не предположим также и того, что мы сами, думающие об этом, не существуем: ибо нелепо признавать то, что мыслит, в то самое время, когда оно мыслит, не существующим. Вследствие чего это познание: я мыслю, следовательно, существую, - есть первое и вернейшее из всех познаний, встречающееся каждому, кто философствует в порядке. И это - лучший путь для познания природы души и её отличия от тела; ибо, исследуя, что же такое мы, предполагающие ложным всё, что от нас отлично, мы увидим совершенно ясно, что к нашей природе не принадлежит ни протяжение, ни форма, ни перемещение, ничто подобное, но одно мышление, которое вследствие того и познаётся первее и вернее всяких вещественных предметов, ибо его мы уже знаем, а во всём другом ещё сомневаемся»
В поисках выводов, которые возможно было бы сделать из тезиса «Cogito ergo sum», Декарт находит, что ясность и отчетливость этого тезиса позволяет нам вывести из него следующее общее правило: истинно все то, что совершенно ясно и очевидно. Основываясь на этом правиле, он допускает несомненную достоверность не только математических умозаключений, но и таких положений вроде: «из ничего и получается ничто», «причина должна обладать совершенством (реальностью) в той же мере, как и действие»; - и такими утверждениями, конечно, заметно смягчает вначале возвещенный им принцип всеобщего сомнения. Цель Декарта - не в том, чтобы уничтожить доверие к знанию, а в том, чтобы очистить знание от всех сомнительных и недостоверных элементов.
Найдя критерий достоверности в отчётливых, ясных идеях (ideae clarae et distinctae), Декарт берётся затем доказать существование Бога и выяснить основную природу вещественного мира.
Фактами нашего сознания являются, кроме наших представлений, еще чувства и влечения . Первые делятся на три группы: к первой группе относятся те, которые, как нам кажется, вытекают из самого существа нашего духа, только ими и обусловлены прирожденные идеи, таковы, например, представления истин, вещей, субстанции. Представления второй групп кажутся нам обусловленными вещами внешнего мира, и мы считаем их приобретенными эмпирическим путем, таковы, например, наши чувственные восприятия. Наконец, представления третьей группы мы относим к числу созданий нашей фантазии, это - образы. Выводить представления второй группы из вещей внешнего мира побуждает нас то обстоятельство, что мы не в силах произвольно изменять их. Возможно, однако, что наша неспособность к такому изменению вытекает не из какого-либо находящегося в нас порядка вещей, а из действующей внутри нас самих, незнакомой нам силы. Между нашими представлениями существует, однако, представление о бесконечном, все совершенном и вполне реальном существе - о Боге. «Идея эта не может быть выведена из моего «я», так как причина должна обладать, по крайней мере, такой же реальностью, как и действие, а, следовательно, «я», в качестве конечного и несовершенного, ограниченного существа, (таким я себя отчетливо считаю) не могу быть причиной идеи с таким содержанием» - говорит Декарт. Декарт считал, что Бог есть все совершенное и все реальное существо, которое вкладывает в душу каждого человека представление о себе и в этом смысле идея о Боге есть идея врожденная.
1.3 Учение Декарта о психике. Познающий субъект у Р. Декарта
С именем Р. Декарта связывается важный этап в развитии знаний психологии того времени. Учение Р. Декарта о сознании, которое развивалось в контексте поставленной ученым проблемы психофизики, вводит критерий выделения психики из существующего до него учения Аристотеля о душе.
Теперь под психикой стали понимать внутренний человеческий мир, который был открыт к самонаблюдению и имел особое – духовное бытие, в противопоставлении тему и внешнему материальному миру. Это являлось важным пунктом декартовского учения. Другие системы уже была нацелены на эмпирическое изучение нового объекта исследования с начала в философских границах, а уже с середины XI века – в психологии как автономной науке .
Декарт также ввел понятие рефлекса и этим положил начало естественно-научному анализу поведения животных и человека.
В системе Декарта аспекты философии и психологии предстают в целостной общности. «Страсти души» является последним произведением, которое ученый закончил незадолго до своей смерти. Это произведение является практически психологическим.