Фрагмент для ознакомления
2
«странной». Учение Зигмунда Фрейда было запрещено, как у фашистов — его книги сжигали в фашисткой Германии. В СССР его теория была объявлена несовместимой с марксизмом и тоже запрещена. По мнению тех и других, учение Фрейда слишком уж делает человека и его желания и стремления примитивными и не идеализирует его, что идет вразрез с политикой страны. [15]
Известная пародия на Зигмунда Фрейда и его учение. Надпись можно перевести: «Что у мужчины на уме»; или: «Что у человека на уме».
Но не смотря на все это именно его теория объясняет многие поступки людей. Никто до сих пор не заглянул в подсознание, благодаря его учению, врачи и психологи смогли помочь многим пациентам, в том числе и мы во время нашей частной медицинской практики.
По теории Фрейда мы рождаемся с Ид2. Ид отражает первичные процессы (удовольствие, агрессия итп), фактически — требования и желания. Мы не можем это изменить или повлиять, т.к. Id уже заложена или «запрограммирована» в нас.
Представим этот компонент психики как ребенка, который все время говорит: «хочу, хочу..», «хочу прямо сейчас…», «дай мне это», » я хочу это».
Знакомьтесь — Ваше Ид. Оно импульсивное и глупое, и запросы у него: «Хочу, дай, хочу это, дай мне…»
В возрасте 4-5 лет у нас начинает активно развиваться другой компонент психики — Суперэго3. Обратите внимание на возраст и запомните его. Супер-Эго уже отражает мораль, что можно делать, а что нет. Супер-Эго в отличии от импульсивного и глупого Ид, начинает понимать что хорошо и что плохо. Казалось бы вот и замечательно, у нас появилась мораль. Все было бы хорошо, но от импульсивного Ид, Супер-Эго отличает другая крайняя черта — оно обладает крайне подавляющим характером. В то время, как Ид говорит: «хочу это, хочу», Супер эго отвечает: «нет нельзя, ты не заслужил(ла), страдай, страдание для тебя лучше. Поэтому представим Супер-Эго этакой занудной и поучающей старушкой, оказывающей психологическое давление.
Бессознательное («Оно»)
Это первый уровень человеческой личности, ее «подвал». Туда уходят наши нереализованные мечты, наши страшные сны, наши неудовлетворенные желания, и оттуда тянут к нам свои руки психические болезни (неврозы и психозы). Для Фрейда бессознательное – это, прежде всего, то место, куда уходят наши неудовлетворенные желания, падают туда, как на дно океана, и оттуда мешают нам жить. [7]
Но нереализованные чаяния человека – это еще и положительная сила, а не только деструктивная (разрушающая). Например, человек в детстве был беден, но став взрослым, он старается быть трудолюбивым, чтобы хорошо зарабатывать и больше никогда не голодать и не возвращаться к существованию впроголодь. [14]
Разнообразные конфликты с родителями, тоже порождают механизмы компенсации, которые создают человека целеустремленного и трудолюбивого, а все это идет из сферы бессознательного. «Оно» управляет нами, а «Я» пытается как-то с этим справиться.
«Я»
Если идти вверх по лестнице от «подвала», то мы попадет на «первый этаж». Это и есть наше «Я». В нем содержится все то, что человек осознает: цели, ценности, убеждения, отношения с родными и близкими. Другими словами, «Я» – это то место в человеческой личности, где человек думает, что он хозяин положения. Здесь тепло, светло и не капает. Только по ночам, когда сторожевые функции «Я» ослабевают на первый этаж пробираются монстры из подвала. Как нетрудно догадаться, это происходит во снах.
Моральные нормы, воспитание («Сверх-Я»)
Но, к сожалению или к счастью, «Я» и «Оно» не единственные структуры человеческой личности. Над ними есть суровое образование, которое зовется «Сверх-Я»: оно аккумулирует в себе моральные нормы общества, в котором человек воспитывается. Главным агентом в этом смысле выступает семья. Она учит (или должна учить) ребенка «что такое хорошо, что такое плохо». С ранних лет человек впитывает в себя запреты и подобающие формы индивидуального и общественного поведения.
«Сверх-Я» выполняет полицейские функции по отношению как к «Я», так и к «Оно». Эта структура человеческой психики следит за тем, чтобы ее «коллеги» не слишком шалили и не выходили за рамки дозволенного. Здоровый человек – это тот, кто смог гармонизировать все три психические структуры
Содержание «Я» не исчерпывается человеческими убеждениями в широком смысле слова. У «Я» есть и более важная функция – гармонизировать человеческую личность. С одной стороны, понять инстинктивные импульсы бессознательного, идущие снизу, с другой стороны, усвоить спускающиеся сверху требования «Сверх-Я». Все это синтезировать в себе и выдать общественно приемлемое поведение.
Таким образом, человеческое «Я» находится в постоянной борьбе и постоянном напряжении, иногда человек не выдерживает давления (как среды, так и своих желаний) и бежит в болезнь: пытается скрыться за навязчивыми состояниями и ритуалами. Реальность стихийная, пугающая штука, а болезнь ясная и понятная перспектива, которая иллюзорно подчиняет себе действительность. [6]
И вот наконец настала очередь поговорить об инструментах, которое использует Эго — защитных механизмах, т.е. к чему мы и шли. Почему они защитные? Потому, что они защищают психику от неприятных переживаний, когда происходит внутренний, подсознательный конфликт, между знакомыми уже Вам: Ид и Супер-Эго.
Вот несколько главных принципов подсознательных защитных механизмов:
• Все психологические защитные механизмы — подсознательные. Если же Вы знаете что делаете или зачем это делаете — это не защитный механизм.
• Защитные механизмы изменяются со временем.
• Если Вы опознали защитный механизм, то он не используется в настоящее время, возможно он использовался в прошлом.
• Защитные механизмы носят адаптирующую функцию, но они могут быть патологическими.
Насколько эффективно Эго и насколько оно хорошо и профессионально использует свои инструменты — психологические защитные механизмы? Если бы Эго работало идеально, ты и мы бы всегда были идеальными людьми. Но ведь мы знаем, что мы не всегда принимаем правильные решения. Иногда вдруг, пропадает настроение, иногда бывают необъяснимые вспышки гнева или возникает раздражение…
Весь подсознательный процесс еще зависит и от того: насколько Ид инициативно и насколько развито Супер-Эго. Кроме всего прочего в этих процессах, хоть они и подсознательны, важную роль играет возраст. Помните я говорил Вам запомните возраст развития Супер-Эго? Если Вы помните, то сразу же можете ответить с какого возраста ребенок начинает (только начинает) понимать что такое хорошо и что такое плохо. До этого возраста ребенок просто адаптируется. Ребенок запоминает, когда его похвалили, а когда поругали. До развития Супер-Эго ребенок не понимает, что лезть гвоздем в розетку плохо и опасно — просто помнит, что его ругали и опять будут ругать. В этом случае Ид не будет больше проявлять инициативу, ведь Ид все старается делать, чтобы получить удовольствие, а какое же тут удовольствие если будут ругать или накажут?
Вернемся к защитным механизмам. Какова же разница между нормальными психологическими механизмами и уже психопатологией? Разница в том: как долго, к месту ли, Эго использует свои инструменты… Другими словами как далеко зашел тот или иной защитный механизм? Правильно ли мы понимаем реальность и правильно ли подобран защитный механизм? Не извращаем ли мы реальность, умышленно или по незнанию, чтобы найти согласие?
Глава 2 Теория личности Фрейда в контексте войны
2.1 Понятие неврозов войны
уществуют ли специальные военные неврозы? Говоря о неврозе переутомления и психогенном неврозе, мы приводили данные, характеризующие распределение этих функциональных расстройств нервной системы в воинских частях мирного времени.
Во время войны мы, конечно, можем встречать невроз переутомления, неврозы, связанные с психогенными моментами, невроз истощения, конституциональные неврозы; в частности, по нашим наблюдениям, люди, страдающие неврозом навязчивых состояний, попадая на военную службу и в условия войны, предъявляют гораздо меньше жалоб и чувствуют себя гораздо лучше, поскольку их внимание привлечено целым рядом обстоятельств внешнего мира и, тем самым, они освобождаются от концентрации внимания на собственной персоне. [5]
Война, несомненно, чрезвычайно сильно и разнообразно может травмировать нервную систему. Отсюда, естественно, возникает очень много расстройств, которые именуются травматическими неврозами. Один из современных исследователей травматического невроза (Кардинер) говорит, что эта форма невротического расстройства наиболее распространена на войне. Занимаясь изучением этого рода расстройств во время Первой мировой войны и Великой Отечественной войны, мы имели возможность показать, что в целом ряде случаев при клинической картине невротического состояния после травмы мы находим у больного разнообразные изменения как со стороны морфологии крови, так и биохимического порядка в сыворотке крови и мозговой жидкости, не говоря о данных энцефалографии, свидетельствующих о том, что при клинической картине невроза мы на самом деле имеем перед собой остаточные
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
Акимов, О.Е. Правда о Фрейде и психоанализе / О.Е. Акимов. - М.: Акимова, 2005. - 279 c.
2. Бион, У.Р. Элементы психоанализа / У.Р. Бион. - М.: Когито-Центр, 2009. - 127 c.
3. Благовещенский, Н. Учитель и ученик: между Эросом и Танатосом. Психоанализ педагогического процесса / Н. Благовещенский. - СПб.: Символ-плюс, 2000. - 224 c.
4. Гуревич, П.С. Психоанализ. Т.1. Фрейдизм и неофрейдизм: Учебник для магистров / П.С. Гуревич. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 531 c.
5. Гуревич, П.С. Психоанализ. Т. 2. Современная глубинная психология: Учебник для магистров / П.С. Гуревич. - М.: Юрайт, 2013. - 564 c.
6. Змановская, Е.В. Современный психоанализ. Теория и практика. / Е.В. Змановская. - СПб.: Питер, 2011. - 288 c.
7. Казанская, А. Терапевтические факторы в психоанализе. Специфичность и неспецифичность процессов трансформации / А. Казанская. - М.: Когито-Центр, 2007. - 206 c.
8. Метц, К. Воображаемое означающее. Психоанализ и кино / К. Метц; Пер. с фр. Д. Калугин, Н.С. Мовнина; Науч. ред. А. Черноглазов. - СПб.: Европ. ун-т в СПб, 2013. - 334 c.
9. Немировский, К. Винникот и Кохут: Новые перспективы в психоанализе, психотерапии и психиатрии: Интерсубъективность и сложные психические расстройства. / К. Немировский. - М.: Когито-Центр, 2010. - 217 c.
10. Спиркина, Е.А. Психоанализ и искусство. / Е.А. Спиркина. - М.: Когито-Центр, 2011. - 176 c.
11. Столороу, Р. Клинический психоанализ. Интерсубъективный подход / Р. Столороу, Б. Брандшафт, Д. Атвуд. - М.: Когито-Центр, 2011. - 256 c.
12. Фрейд, З. Зигмунд Фрейд. Психопатология обыденной жизни. Толкование сновидений. Пять лекций о психоанализе / З. Фрейд. - М.: Эксмо, 2015. - 608 c.
13. Фрейд, З. Введение в психоанализ / З. Фрейд. - СПб.: Лениздат, 2012. - 544 c.
14. Фрейд, З. О психоанализе Леонардо да Винчи / З. Фрейд.. - Харьков: Фолио, 2010. - 256 c.
15. Фрейд, З. Введение в психоанализ: Лекции / З. Фрейд; Пер. с нем. Г.В. Барышникова; Под ред. Е.Е. Соколова, Т.В. Родионова. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2013. - 480 c.
16. Хорни, К Новые пути в психоанализе / К Хорни. - М.: Академ. Проект, 2009. - 239 c.
17. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Новые пути в психоанализе / К. Хорни; Пер. с англ. А.М. Боковиков. - СПб.: Питер, 2013. - 304 c.
18. Хоуэлл, О.Э. Астрология как инструмент психоанализа / О.Э. Хоуэлл. - СПб.: ИГ Весь, 2015. - 288 c.
19. Шибаев, А.М. Психоанализ. Среди Миров, Пространств, Времен / А.М. Шибаев. - М.: Когито-Центр, 2016. - 235 c.
20. Эткинд, А.М. Эрос невозможного. История психоанализа в России / А.М. Эткинд. - М.: Класс, 2016. - 592 c.