Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Анализ системы уголовных наказаний свидетельствует о том, что в отношении подсудимых реально применяется три уголовных наказания – штраф, исправительные работы и лишение свободы на определенный срок. Лишение свободы на определенный срок, как правило, является безальтернативным и наиболее строгим видом наказания, объектом которого является личная свобода осужденного.
Удельный вес осужденных к лишению свободы на определенный срок в общем числе осужденных к мерам наказания составил: в 2014 г. – 31,1 %; в 2015 г. – 32,1 %; в 2016 г. – 31,5 %; в 2017 г. – 34,5 %, в 2018 – 31,4 %, в 2019 – 30,1 %.
По мнению сотрудников ФСИН применению лишения свободы на определенный срок свойственны различные противоречия: изоляция осужденного от общества с целью привития модели законопослушного поведения – 56 %; помещение в среду «уголовников» с целью воспитания уважительного отношения – 68 %; содержание в изолированной однополой социальной общности с целью сформировать у осужденного уважительное отношение к нормам, правилам и традициям человеческого общежития – 92 %.
Глава 1 Теоретический анализ наказания в виде лишения свободы 1.1 Понятие «лишение свободы»
Лишение свободы в отечественной системе уголовных наказаний – это наиболее строгое и часто применяемый тип уголовного наказания. В результате этого выполнение уголовного наказания в форме лишения свободы нуждается в тщательной и детальной регламентации на уровне законов, что обуславливается следующими обстоятельствами:
- надобностью обеспечения защиты прав, законных интересов осужденного, отбывающего указанное наказание, определения максимальной гарантии соблюдения администрациями учреждений, выполняющих лишение свободы;
- надобность предоставления администрациями данных учреждений точных правовых условий выполнения наказаний, правовых средств воздействия на осужденного для должного выполнения наказаний, обеспечения соблюдения правил и условий отбывания, достижения цели, стоящей перед наказаниями.
Глава 11 Уголовно-исполнительного кодекса РФ регламентирует общий принципиальный порядок выполнения наказания в форме лишения свободы; о месте отбывания лишения свободы, виде исправительного учреждения, направлении осужденного к лишению свободы в следственных изоляторах либо тюрьме для исполнения работы по хозяйственному обслуживанию, изменения типа исправительных учреждений и так далее.
В последующих нормах УИК РФ указанные нормы развивают, дополняют, уточняют применительно к разным сторонам выполнения наказания в форме лишения свободы.
В ч. 1 ст. 73 УИК РФ закрепляется значимая норма об отбывании осужденным к лишению свободы наказания в исправительном учреждении в границах территории субъектов Федерации, в которых он проживал либо был осужден. Указанная позиция обладает принципиальным значением для таких целей наказания, как исправление осужденного, а помимо этого способствования сокращения дорогостоящих перевозок осужденных. Оно является целесообразным и в том случае, когда осужденные не имеют постоянного места жительства.
Основания выполнения наказания и направления осужденных к месту лишения свободы, это приговор суда или изменяющие его определение либо постановление суда, которое вступило в силу.
Особенные правила установлены в ст.75.1 УИК РФ с целью направления к месту отбывания наказания осужденного к лишению свободы в колонию-поселение. В результате того, что указанная категория осужденных наименее опасная в сравнении с иными осужденными к лишению свободы, законодателем предоставлена возможность следовать в колонию-поселение самим, что является актом доверия к осужденному и позволило избежать значительной затраты, с которой связана перевозка осужденного под конвоем.
В иных случаях осужденного к лишению свободы направляют к месту отбывания наказания и перемещают из одного места отбывания наказания в иное под конвоем, то есть в сопровождении и под охраной вооруженных сотрудников уголовно-исполнительной системы. Данные правила перемещения осужденного к лишению свободы обуславливаются тем, что, он изолирован от общества и данную изоляцию обеспечивают на время перемещения, а кроме этого осужденный к лишению свободы, чаще всего представляет повышенную общественную опасность и присутствие конвоя предотвращает совершение новейшего преступлений, в том числе и побега.
В ст. 77 УИК РФ регламентируются вопросы оставления осужденного к лишению свободы в следственном изоляторе либо тюрьме. Целевое назначение данного оставления, это решение хозяйственных вопросов, на что прямо указывает название статьи. При этом возможность оставления осужденного в следственном изоляторе либо тюрьме для отбывания наказания закон связывает с присутствием определенных условий:
- осуждение к лишению свободы впервые;
- период наказания, не более пяти лет;
- тип назначаемого исправительного учреждения является исправительной колонией общего режима;
- присутствие согласия осужденного, которое выражают письменно;
- надобность рабочей силы для исполнения работы по хозяйственному обслуживанию учреждения;
- до момента вступления приговора, в законную силу осужденные находятся именно в тех следственных изоляторах, где остаются для последующего отбывания наказания .
1.2 Назначение лишения свободы
Российские реформы в области уголовно-исполнительного права заключаются в приведении уголовно-исполнительного законодательства в соответствие с общепризнанными международными нормами и принципами обращения с осужденными. Международное законодательство в области пенитенциарного права, в свою очередь, направлено на создание такого уголовно-исполнительного законодательства, которое бы предусматривало создание в исправительных учреждениях условий отбывания наказания, максимально приближенных к условиям жизни на свободе. Таким образом, цель российских реформ, проводимых в уголовно-исполнительной политике, должна заключаться в минимизации негативных последствий уголовного наказания, которыми могут являться следующие: наличие судимости, лишение права занимать определенные должности, потеря интереса к свободной жизни .
Ни один из видов уголовных наказаний не вызывает столько негативных последствий как лишение свободы, которое согласно части 1 статьи 56 Уголовного кодекса Российской Федерации заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в исправительное учреждение. Поэтому вероятность совершения преступлений при различных формах рецидива в условиях лишения свободы очень велика. Условиями, объективно способствующими совершению повторных преступлений в случае отбытия или отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы, могут быть следующие: разрыв прежних социально полезных связей, привыкание к режиму и обстановке мест лишения свободы, неполная вовлеченность в процесс выполнения общественно полезного труда, плохая организация труда и обучения, профессиональной подготовки. Указанные упущения в уголовно-исполнительном процессе могут стать причинами притупления адаптивных способностей человека и тем самым неблагоприятно повлиять на личность осужденного.
Основным критерием оценки эффективности любого вида уголовного наказания является достижение предупредительной и исправительной целей наказания, что отражается в фактическом отсутствии случаев совершения лицом, имеющим судимость, нового преступления, а также в изменении сознания осужденного, не совершающего нового преступления не только из-за боязни нового наказания, но и по причине осознания им общественной опасности и вредности своего деяния .
Основными целями уголовного наказания в соответствии с действующим уголовно-исполнительным законодательством заключаются в исправлении осужденного и в предупреждении совершения новых преступлений как осужденным, отбывающим или отбывшим наказание, так и другими людьми. Достижение указанных целей не возможно только посредством изоляции осужденного и применения в отношении него определенных средств исправления, но и во многом зависит от того, каквоспринимает сам осужденный наказание. Большое значение имеет самовоспитание, стремление самого осужденного к исправлению, которое необходимо всячески стимулировать. Однако в случае если осужденный не воспринимает наказание как страдание и справедливо избранную обществом в отношении совершенного им проступка меру, механизм самовоспитания личности с целью дальнейшего исправления не заработает.
В отличие от ранее действовавшего исправительно-трудового законодательства в России впервые четко определено понятие «исправление».
Согласно статье 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации исправление осужденного – это формирование у него уважительного отношения к: человеку; обществу; труду; нормам, правилам и традициям человеческого общежития; а также стимулирование правопослушного поведения.
Доказательством того, что наказание достигло одну из своих целей, является формирование у осужденного всех вышеуказанных показателей. Для того чтобы лучше уяснить, когда наступает исправление человека, необходимо проанализировать каждый из определенных законодателем показателей исправления.
Глава 2 Характеристика видов лишения свободы по законодательству Российской Федерации
2.1 Особенности пожизненного лишения свободы
Современная уголовная политика России направлена, как известно, на либерализацию мер уголовной ответственности за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, с одной стороны, и на ужесточение мер уголовного наказания за наиболее тяжкие преступления - с другой. На фоне устойчивой динамики роста количества особо тяжких преступлений, наблюдаемой в последние десять лет, а также отсутствия судебной практики применения смертной казни за эту категорию преступлений пожизненное лишение свободы становится необходимой и вынужденной мерой наказания.
Общеизвестно, что действующий Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) предусматривает пожизненное лишение свободы в качестве меры наказания за совершение особо тяжких преступлений, которые имеют наиболее высокую общественную опасность (ч. 2 ст. 105, ч. 3 ст. 205, ч. 4 ст. 206, ч. 4 ст. 210, ст. 277, ч. 3 ст. 281, ст.295, 317, ст. 357). Кроме того, пожизненное лишение свободы может быть применено при замене смертной казни в порядке помилования Президентом Российской Федерации (ч. 3 ст. 59 УК РФ).
В настоящее время категория осужденных, приговоренных к пожизненному лишению свободы, привлекает к себе огромное внимание в Российской Федерации и во всем мире.
В современных условиях существуют определенные проблемы при исполнении уголовного наказания в виде пожизненного лишения свободы. Одной из них является создание условий для трудоустройства осужденных к данному виду наказания. Основная масса осужденных этой категории желают трудиться, потому что для них невыносимо находиться в камере все двадцать четыре часа, но не во всех исправительных учреждениях есть возможность предоставить все условия и помещения для труда, соответствующие требованиям режима и безопасности.
Следующая проблема заключается в невозможности предоставления полноценного медицинского обслуживания осужденным к пожизненному лишению свободы. Например, не во всех регионах, где содержатся осужденные данной категории, есть лечебные учреждения способные принять «пожизненников», больных активной формой туберкулеза. В некоторых учреждениях они содержатся изолированно от основной массы осужденных в целях предотвращения заражения остальных, но больниц с необходимыми условиями режима и безопасности нет, поэтому им предоставляется медицинская помощь не в полном объеме.
Еще одна из основных проблем, возникающих при исполнении пожизненного лишения свободы - это недостаточная ресоциализация и подготовка осужденного к возможному условно-досрочному освобождению от отбывания данного вида наказания, хотя такая возможность закреплена в уголовном законе. По нашему мнению, необходимо создать специализированный орган, который будет заниматься подготовкой лиц, приговоренных к пожизненному лишению свободы, к условно-досрочному освобождению из мест лишения свободы и к жизни в здоровом обществе .
2.2 Лишение свободы на определенный срок по законодательству Российской Федерации
Один из типов уголовного наказания, которое применяют в России является лишение свободы на определенные периоды времени. Как и сами уголовные наказания в целом, лишение свободы на определенные периоды времени обладает противоречивым характером являясь объектом постоянных дискуссий. Допустим, на уровни Конституции РФ, закрепили возможности лишения свободы человека, когда в этом есть надобность. Уже само право страны лишать свободы человека поддают критики. Самые интересные при этом проблемы, это эффективность лишения свободы в качестве типа уголовного наказания.
Надобность лишения свободы в качестве средства достижения данной цели наказания вызвано тем, что реализация других видов наказания на данный момент развития общества нельзя достигнуть в отношении лиц, которые совершают значительное по степени опасности преступление либо совершают повторно. Лишение свободы в данном смысле нужно на основании того, что им предоставляются возможности оказывать систематическое воспитательное воздействие на личность осужденных и оно является в определенной степени действенным устрашающим средством воздействия на осужденных и других неустойчивых членов общества.
Что касаемо обеспечения специальной превенции при помощи изоляции преступников от общества лишение свободы, это самое надежное средство. Это не гарантирует безусловной полезности данного типа наказания. Наоборот, лишению свободы присущи некоторые довольно отрицательные атрибуты, которые, приводят и препятствуют достижению цели наказания и борьбы с преступностью в целом. Для реализации поставленной перед лишением свободы цели нужна более разумная организация данного процесса. Для этого нужно обратить внимание не только на цель лишения свободы, но и на средства по достижению. Следовательно, нужно постараться в первую очередь определить, в каком соотношении находится цель лишения свободы и потом – каким образом более целесообразно организовать выполнение лишения свободы, для достижения всех целей с наибольшей эффективностью.
Некоторые авторы видят в наказании в форме лишения свободы главные цели в качестве устрашающего воздействия данного типа наказания. В целях реализации данных целей предлагают лишать осужденного одних прав, притеснять иные, возлагая исключительные обязанности в сочетании с жестким режимом. Приверженцы данного подхода в качестве главной цели лишения свободы указывают обеспечение нежелания осужденных вновь подвергаться наказаниям, вместо нежелания вновь совершить преступления. А.Л. Ременсон указывает на то, что ни труд, ни политико-воспитательную нельзя рассматривать в качестве составных элементов лишения свободы. Он указывает на то, что, так как применение наказаний должно обеспечивать в качестве важной задачи нежелание осужденных вновь подвергаться наказаниям, а помимо этого удерживать от совершения преступлений неустойчивых элементов, так как в качестве составных элементов не могут выступать ни труд, ни политико-воспитательная деятельность. Преступники должны бояться наказаний. Это является аксиомой .
Само собой, устрашение лиц, которые совершили преступления, это важное средство по достижению специального и общего предупреждения. Спорность данного вопроса будет состоять в ином. Верно ли задачи юридического исправления осужденных рассматривать как наиболее важную, отведя второстепенное значение задачам морального исправления, и при помощи каких средств в условиях развивающейся России нужно использовать с целью достижения юридического исправления лиц, лишенных с
Заключение
Таким образом, исполнение лишения свободы – система норм, отражающих существенные и определяющие стороны организации изоляции осужденного, жизни, быта и его взаимодействия в специфическом социуме, призванная придавать уголовно-исполнительным правоотношениям, ограничительным по своему содержанию, охватывающим основные стороны специфической процедуры, заданный, однозначный, понятный для восприятия и коррекции поведения исправительный характер. Общие положения исполнения наказания в виде лишения свободы регламентируются главой 11 УИК РФ и включают в себя общие правила, относящиеся к таким вопросам, как места отбывания лишения свободы; виды исправительных учреждений; направление осужденных к лишению свободы для отбывания наказания; направление осужденных в колонию-поселение; вопросам перемещения осужденных к лишению свободы; оставления осужденных к лишению свободы в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию; привлечение осужденных к лишению свободы к участию в следственных действиях или судебном разбирательстве; вопросам сроков содержания под стражей, осужденных к лишению свободы, привлекаемых к уголовной ответственности по другому делу; изменение вида исправительного учреждения; прием осужденных в исправительные учреждения; вопросам раздельного содержания осужденных к лишению свободы, а также вопросам отбывания осужденным к лишению свободы всего срока наказания в одном исправительном учреждении.
В некоторых случаях ошибки которые вызваны недостаточным законодательным регулированием вопросов в области назначения лишение свободы на определенные сроки, отсутствием новейших, подходящих современной реалии в России периода экономического кризиса способов обобщения судебной практики по изучаемому вопросу, оформления на уровне Постановлений Пленума ВС РФ. На основании этого разрешение рассмотренных проблем в законодательстве, разработка соответствующих постановлений Пленума ВС РФ способствуют единообразному, верному использованию законодательства, которое регулирует вопрос назначения наказания в форме лишения свободы на определенные сроки.
Пожизненное лишение свободы является очень эффективной мерой наказания за совершение особо тяжких преступлений, суровость наказания равна тяжести преступления. И самое главное такой вид наказания достигает самых важных целей, таких как карательного воздействие на виновного и предупреждение совершения новых преступлений.