Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. Одной из приоритетных задач дошкольного образования на современном этапе развития общества является организация учебно-воспитательного процесса, направленного на максимальную реализацию возможностей и интересов ребенка. Как известно, в основе любой деятельности ребенка-дошкольника лежит его собственная активность, в том числе и познавательная. Познавательная активность – стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира; сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов, как субъективных, так и объективных.
Проблема формирования познавательной сферы у дошкольников – одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а еще и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, ее самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас, современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегченных» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений.
Объектом данного исследования является познавательная активность дошкольника в условиях детского сада.
Предмет: особенности развития познавательной активности у детей 4-5 лет.
Цель данной работы: экспериментирование как средство развития познавательной активности детей 4-5 лет.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:
рассмотреть понятие познавательной активности в современной психолого-педагогической литературе;
изучить проблему формирования у детей 4-5 лет навыков экспериментирования в современных исследованиях ;
охарактеризовать цель, задачи и методики констатирующего этапа эксперимента;
дать анализ результатов констатирующего этапа эксперимента.
Методологическую основу и теоретическую базу исследования данной работы составляют теория учебной деятельности и содержательные идеи личностно-ориентированного образования (работы А.И. Абдрахманова, В.А. Авдонина, А.Г. Асмолов, И.Н Быкова, О.О. Гонина, О.В. Дыбина, Е.В. Михеева; идеи народной педагогики в связи с развитием познавательной активности у дошкольников (педагогическое наследие Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, нравственно-дидактические новации В.А. Сухомлинского, работы по народной педагогике Г.Н. Волков; концептуальные идеи развития познавательной активности у дошкольников (работы А.К. Марковой, В.С. Мухиной, Г.И. Щукиной).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение за учебно-воспитательным процессом, педагогический эксперимент, метод анализа педагогического эксперимента, статистические методы обработки данных.
В эксперименте участвовали воспитанники средней группы в количестве 20 человек.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ НАВЫКОВ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
1.1 Понятие познавательной активности в современной психолого-педагогической литературе
Дошкольное образование является самой первой общественно-государственной формой, в которой осуществляется профессионально-педагогическая работа с подрастающим поколением. Психологи утверждают, что фундаментальные качества личности человека формируются именно в первые годы жизни ребенка. Дошкольный возраст – чувствительный период, характеризующийся быстрыми изменениями в когнитивных способностях, физическом, языковом, социальном и эмоциональном развитии ребёнка. Заложенный в раннем детстве положительный опыт создаёт прочную основу будущего развития личности дошкольника. Современный заказ общества ориентирован на выпускника образовательной организации, который не только приобрёл некий объем знаний, но и научился, использовать полученные знания в ходе активной деятельности [9, с. 41].
Познавательное развитие предполагает развитие у детей интересов, любопытства и познавательной мотивации:
формирование познавательных действий, формирование сознания, развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о себе, других людях, предметах в окружающем мире, о свойствах и отношениях предметов в окружающем мире (форма, цвет, размер, материал, звук, ритм, темп, количество, число, часть и все, пространство и время, движение и покой, причины и следствия и т. д.) на малой родине и на родине.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf
2. Абдрахманова, А.И. Современное состояние проблемы формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста / А.И. Абдрахманова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2015. – №3 (156). – С. 38–41.
3. Авдонина, В.А. Детское экспериментирование как средство формирования познавательных интересов у старших дошкольников / В.А. Авдонина // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуал. вопросы, достижения и инновации: сб. статей XXXI междунар. науч.-практ. конф. - 2020. - С. 296-298.
4. Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Е. Алексеева. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 195 с.
5. Асмолов, А. Г. Ребенок в культуре взрослых / А. Г. Асмолов, Н. А. Пастернак. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 150 с.
6. Арефьева, О.А. Формирование познавательной активности дошкольников в процессе экспериментальной деятельности / О.А. Арефьева // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2019. - № 2. - С. 4. – 14.
7. Болотина, Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования : учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 218 с.
8. Быкова, И.Н. Экспериментальная деятельность как фактор развития познавательной активности дошкольников / И.Н. Быкова, С.В. Бугакова, Г.Г. Семянникова // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт: сб. трудов XXIV междунар. науч.-практ. конф. - 2019. - С. 57-60.
9. Габова, М. А. Теоретические основы дошкольного образования: развитие пространственного мышления и графических умений : учеб. пособие для СПО / М. А. Габова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 151 с.
10. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для академического бакалавриата / О. О. Гонина. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 425 с.
11. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для СПО / О. О. Гонина. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 425 с
12. Гомазова, Л.А. Детское экспериментирование как метод познавательного развития дошкольников / Л.А. Гомазова, Т.В. Тютина // Наука, образование, инновации: апробация результатов исследований: материалы междунар. (заоч.) науч.-практ. конф. / под общ. ред. А.И. Вострецова. - 2019. - С. 735-738.
13. Гончарова, Л.И. Развитие познавательной активности у дошкольников через опыты и эксперименты / Л.И. Гончарова // Молодой ученый. - 2020. - № 4 (294). - С. 282-284.
14. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников: методическое пособие / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М. : Сфера 2017. – 192 с.
15. Колесникова, Т.А. Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста / Т.А. Колесникова // Традиции и новации в дошкольном образовании. - 2018. - № 1 (1). - С. 22-24.
16. Михеева, Е.В. Инновационная деятельность в ДОУ: готовность педагогов к ее реализации / Е.В. Михеева, О.П. Василюк // Новая наука: от идеи к результату. – 2016. – №2-2 (66). – С. 99–102.
17. Михеева, И. В. Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников / И. В. Михеева, Е. В. Ташлыкова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – № 6 (244). – С. 226-228.
18. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации / Под ред. Л. Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2015. – 64с.
19. Панеш, Б.Х. Развитие познавательной активности дошкольников посредством организации экспериментирования с природными объектами / Б.Х. Панеш // Концепт. – 2015. – №25. – С. 57–64.
20. Фардзинова, Т.А. Экспериментирование в дошкольном учреждении – растим будущих учёных / С.П. Фардзинова, Т.А. Павлова, О.В. Владимирова // Научные исследования и современное образование: сб. материалов VI междунар. науч.-практ. конф.( Чебоксары, 15 марта 2019 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары, 2019. - С. 94-96.
21. Чобан-Пилецкая, А.М. Развитие познавательного интереса дошкольников посредством игр-экспериментов / А.М. Чобан-Пилецкая // Тенденции развития науки и образования. -2019. - № 54-3. - С. 91-94.
22. Шехурдина, Е.Е. Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста / Е.Е.Шехурдина // Вопросы педагогики. - 2019. - № 5-1. - С. 246-250.
23. Щетинина, В.В. Познавательно-исследовательская деятельность как средство познавательного развития дошкольника / В.В. Щетинина // Научное отражение. – 2017. – № 2 (6). – С. 37-41.
24. Щетинина, В.В. Психолого-педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности / В.В. Щетинина // Научное отражение. – 2018. – № 3 (13). – С. 31-36.