Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современная мировая политика существует во взаимосвязи с многочисленными субъектами. Однако среди прочих участников данного процесса мирового масштаба, лидирующую роль занимает государство, а также группы (союзы) государств. Данное положение в мировой политике объясняется тем фактом, что государства представляют собой наиболее могущественные и организованные субъекты, обладающие основными средствами воздействия на международную жизнь. К тому же только государства служат средством выражения воли народов и наций на мировой арене. Велика роль государства для существования развитого общества, так как они не могут развиваться и функционировать отдельно друг от друга.
Цель курсовой работы – изучение государства как субъекта мировой политики.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- дать характеристику понятию мировой политики;
- выявить соотношение государства и мировой политики;
- раскрыть понятие государства;
- обозначить задачи , признаки и типы государств в мировой политике;
- определить место России в мировой политике.
Объектом исследования выступает государство как субъект мировой политики.
Актуальность темы подтверждается также достаточным количеством научных трудов различных исследователей в области мировой политики. Вопросы законности в правовом государстве стали объектом исследования Г.А. Дробот, М.А. Шебановой, Б.С. Шалютина, М. М. Лебедевой, М.В. Харкевич, Э.Л. Садыковой и др.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ
Появление в политической литературе понятия «мировая политика» связано с произошедшими во второй половине ХХ — начале XXI в. крупными переменами в международных отношениях. Впервые новые тенденции и характеристики получили свое закрепление у представителей западной международно-политической науки. В России подобные процессы начались в 1990-х гг.
Изучением данного вопроса на Западе впервые стали заниматься неолибералы. Однако интерес к новым международным процессам проявили и неореалисты, чем внесли определенный вклад в создание мировой политики. При этом неореалисты (прежде всего К. Уолтц), в отличие от своих предшественников (Г. Моргентау), представляли мировую политику как систему, структуру, которые определяют внешнюю политику государств. Неомарксисты (И. Валлерстайн, Р. Кокс и др.) считали, что в современную эпоху главный вектор изменений в международных отношениях определяется формированием глобальной мировой системы («мир-системы»), структурными звеньями которой являются крупные группы государств, образующие «мировой Центр» и «мировую Периферию».
Несмотря на имеющиеся разногласия между основными тремя теориями международных отношений, единым является мнение политологов о необходимости фиксации целостности политической системы современного мира. Однако, политическая система в представлении неореалистов выглядит как некие межгосударственные отношения, неолибералы считают, что политическая система - это межгосударственные отношения и отношения других транснациональных акторов. В свою очередь, по мнению неомарксистов, политическая система включает в себя классовые отношения и разделение государств мира по политико-экономическому уровню развития на Центр и Периферию.
Формирование мировой политики как области знаний в России также еще не завершилось, но можно отметить, что имеется две главных концепции мировой политики. Приверженцами первого подхода (мирополитического или политико-социологического) являются представители социологической, психологической и (в меньшей степени) философской школ МГУ им. М.В. Ломоносова. Следует отметить новизну, свойственную данной концепции, выраженную в освоении проблематики международных отношений. Другой, не менее важной концепции, придерживались выходцы из «доперестроечного» сообщества международников - воспитанников историко-политической школы МГИМО, некоторых академических институтов (например, ИСК РАН), исторического факультета МГУ и региональных университетов (Томского, Нижегородского, Иркутского и некоторых других). Однако для представителей данного подхода новации давались труднее1.
Отметим, что многие авторы представляют мировую политику как глобальную, а глобализацию называют одним из условий становления и развития мировой политики. Так, среди политологов существует мнение о том, что исторически мировая политика появилась несколько позднее международных отношений, а также, что международные отношения должны пройти в своем развитии ряд определенных этапов, достигнув зрелости и приобрести характер системности. По мнению ряда политологов, усиление взаимозависимости является главной характеристикой новой модели мира, а завершающим этапом этого процесса представляется глобализация. При этом под глобализацией имеется ввиду сжатие пространства и времени, ставшее возможным вследствие развития информационных технологий. Термин «мировая политика» указывает на всеохватность обозначаемых им явлений и процессов, которые происходят на уровне глобального развития.2
Базой для формирования мировой политики послужила мировая экономика, сложившаяся к тому времени. Данный факт подтверждается возникновением мировых войн, а именно вооруженных конфликтов мирового масштаба, произошедших после разразившихся экономических кризисов глобального характера. Следует отметить, что термины «мировая политика» и «международная политика» не следует считать тождественными понятиями. Однако зачастую авторы употребляют их как синонимы. Такое отождествление является неверным, так как мировая политика является не просто международной политикой глобального масштаба. С одной стороны, зарождение и рост мировой политики происходил на фундаменте международных отношений, и складывается впечатление об их едином и неразрывном комплексе. Между тем, о полной идентичности обеих частей этого комплекса говорить не приходится. Международная политика входит в состав мировой политики. Следовательно мировая политика представляет собой более широкое понятие по ряду признаков нежели международная политика3.
С возникновением мировой политики во всей политической сфере произошел качественно новый скачек в развитии. Несмотря на схожесть этих двух категорий, мировая политика отличается от международной политики. Такое отличие состоит в содержании проблем, относящихся к данным понятиям. Мировая и международная политика имеют различный характер субъектов, действующих в их рамках. К свойственным для международной политики проблемам межгосударственных конфликтов и межгосударственного сотрудничества добавились проблемы выбора путей и целей экономического, социального и политического развития мира. В свою очередь во второй половине XIX в. международные политические движения стали предлагать различные варианты устройства общества, определенные средства и способы для достижения той или иной цели. В основу этих движений были положены основные мировые политические идеологии (консерватизм, либерализм, социализм и др.), получившие распространение в это время. Позднее эти движения преобразовались в сеть международных неправительственных организаций, тесно связанных с многочисленными партиями, организациями и движениями в отдельных национальных государствах, действующих на мировой политической арене. Процесс стирания границы между внешней и внутренней политикой протекал постепенно, пока к концу XX в. она не стала и вовсе условной. Для мировой политики того времени стали особенно актуальны такие проблемы, которые в последствии приобрели статус глобальных. К ним относятся такие проблемы как демографическая, продовольственная, энергетическая, экологическая, и др.
Следует отметить, что мировая политика представляет собой определенный процесс выработки, принятия и реализации решений, напрямую влияющих и затрагивающих жизнь мирового сообщества, является совокупностью установок и целей, определяемых коренными интересами государств. Мировая политика реализует практическую деятельность по осуществлению выработанного курса и достижению намеченных целей, совокупную политическую деятельность основных субъектов международного права. Несмотря на происходящие в современной мировой политике изменения, основным ее субъектом остается государство. Связано это с тем, что именно на государство возложена миссия представлять в мировой политике общество в целом. Только в полномочиях государства решать вопросы, относящиеся к общенациональным задачам обеспечения суверенитета, безопасности, его территориальной целостности. И наконец, государство является единственным общенациональным институтом, который на основании законного права принимать участие в отношениях с другими государствами, заключать договоры, объявлять войну4.
В заключение стоит отметить, что, несмотря на все усилия научного сообщества, пока не удалось найти общепризнанного определения мировой