Фрагмент для ознакомления
2
За последние годы на мировой арене произошли значительные изменения. Несмотря на свои противоречивые последствия, нарастающие процессы глобализации ведут к более равномерному распределению ресурсов влияния и экономического роста и тем самым закладывают объективную основу многополярной структуры международных отношений. Продолжается укрепление коллективно-правовых начал в международных отношениях, основанных на признании неделимости безопасности в современном мире. В глобальной политике возросло значение энергетического фактора и в целом доступа к ресурсам. Значительно укрепились международные позиции России. Более сильная, уверенная в себе Россия стала важной частью позитивных изменений в мире.
В этих условиях роль и ответственность России в международных делах качественно возросли. Важнейшим достижением последних лет является вновь обретенная Россией внешнеполитическая самостоятельность. Необходимо понять новую ситуацию, в том числе и на доктринальном уровне.
Национальная безопасность России не может быть гарантирована вне глобального и регионального контекста. В условиях глобализации успех внутренних преобразований все больше зависит от влияния факторов за пределами наших границ. Более того, очевидно, что Россия может существовать в своих нынешних границах только как активная мировая держава, проводящая проактивную политику по всему спектру современных международных проблем на основе реальной оценки собственных возможностей.
С другой стороны, прочность международных позиций России напрямую зависит от ситуации в стране. Укрепление России внутри делает нашу внешнюю политику более целенаправленной и эффективной, а российскую дипломатию более актуальной в мировых делах. Более сильная Россия уже стала важнейшим позитивным фактором развития глобальных процессов. Он имеет возможность влиять на глобальное развитие.
Во внешнеполитической работе в новых условиях как никогда важно исходить из жизненных потребностей страны и интересов граждан России, учитывать реальные факторы, из которых слагаются национальная безопасность и процветание России. Для этого мы должны в полной мере использовать конкурентные преимущества нашей страны, которых немало.
Речь идет и о необходимости совершенствования внешнеполитической работы в современных условиях с учетом возросших возможностей страны. Иными словами, речь идет об активном участии России не только в реализации международной повестки дня, но и в ее формировании.
Цель данной работы изучить недостатки внешней политики России в период с 2000 по 2010 год.
В соответствии с поставленной целью выявлены следующие задачи исследования:
Объектом исследования выступает внешняя политика РФ.
Предмет исследования - проблемы и особенности внешней политик РФ в начале ХХI.
Основными методами исследования, использованными в данной работе, были монографический метод (анализ научной и учебной литературы), метод анализа (анализ и обобщение данных СМИ и официальных отчетов), логика (информация, полученная из формулировок выводов) и другие методы.
Теоретической и методологической основой для написания работы стали труды отечественных и зарубежных политологов, материалы из научных журналов, интернет.
Структурно работа представлена введением, двумя главами, заключением и списком использованной литературы.
1. Основные черты и место Российской Федерации в глобальном пространстве в начале ХХI
1.1 Общие черты внешней политики России 2000-2010 гг.
В рамках раскрытия этого параграфа важно отметить, что это имело место с 2000-х годов. МИД России взял курс на возвращение России статуса полноправного стратегического участника международного сообщества.
Следует отметить, что основные документы, определившие основные приоритеты российского государства в области внешней политики в 2000-2010 гг. находятся:
Концепция внешней политики Российской Федерации от 10 июля 2000 г.,
Концепция национальной безопасности Российской Федерации от 10 января 2000 г.;
Военная доктрина Российской Федерации от 21 апреля 2000 г.[5].
Важно отметить, что Концепция внешней политики Российской Федерации является документом, определяющим «систему взглядов на содержание и основные направления внешнеполитической деятельности России» [1].
Этот документ, подводя итог сложному процессу геополитического определения России, выражает присущие началу 1990-х гг. неоправданные ожидания демократических сил РФ. Мечтой остается формирование равноправных взаимовыгодных партнерских отношений между Москвой и внешним миром, закрепленных в предыдущей концепции 1993 года. Кроме того, появились новые вызовы и угрозы национальным интересам России: «Усиливается тенденция к созданию однополярного мироустройства при экономическом и военном доминировании США.
При решении принципиальных вопросов международной безопасности акцент делается на западные институты и форумы ограниченного состава, на ослабление роли Совета Безопасности ООН» [1], последствиями чего являются дестабилизация международной обстановки, провокация напряженности и гонки вооружений, усиление межгосударственных структур, возможны противоречия, национальная и религиозная неприязнь.
В таких условиях целью России является целенаправленное содействие формированию «многополярной системы международных отношений, которая реально отражает многообразие современного мира с многообразием своих интересов»[1].
Российская Федерация декларирует направленность собственной внешней политики на укрепление международной безопасности и выступает за дальнейшее снижение фактора насилия в международных отношениях, укрепление региональной и глобальной стабильности.
Концепция национальной безопасности Российской Федерации описывает основные направления оборонной политики страны, дает стратегическую оценку ситуации, сложившейся в современной системе международных отношений, и дает перечень внешних угроз России и способов их предотвращения.
Военная доктрина Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. является логическим продолжением Концепции национальной безопасности. Этот документ следует понимать как политическую декларацию и обязательный к исполнению нормативный документ, в котором сосредоточены официальные ориентиры на военно-политические, военно-экономические и военно-стратегические основы обеспечения безопасности государства. В доктрине однозначно подчеркивается, что одним из главных приоритетов в обеспечении неприкосновенности России является развитие всестороннего сотрудничества и партнерства со странами Содружества Независимых Государств, в том числе в сфере безопасности и коллективной обороны.
Таким образом, внешняя политика России с 2000 г. отражает качественно новый этап в процессе формирования новой международной идентичности России.
Ученые выделяют такие черты, присущие внешнеполитическому курсу Российской Федерации в 2000-2010 гг.:
Российская Федерация – крупнейшая евразийская держава, имеющая жизненно важные интересы не только вдоль своих границ, но и в отдаленных регионах мира;
Российская Федерация – мировая держава, имеющая свою позицию по всем основным проблемам современного мирового развития;
Российская Федерация готова выступать посредником в разрешении международных конфликтов: на Корейском полуострове, в Афганистане, на Ближнем Востоке, включая Персидский залив и Северную Африку, в зоне Большого Средиземноморья[2].
Подводя итог, важно отметить, что автор проанализировал общие тенденции внешней политики Российской Федерации, а также сделал анализ документов, определивших основные приоритеты Российского государства в сфере внешней политики в 2000-2010 .
Основные направления и задачи внешней политики Российской Федерации в 2000-2010 гг.
В рамках раскрытия данного пункта важно отметить, что основными целями новой концепции внешней политики Российской Федерации были:
Создание пояса добрососедства вдоль границ России;
Укрепление Российско-Белорусского Союза;
Контроль за ситуацией на Кавказе;
Утверждение экономического доминирования и формирование пояса безопасности в Центральноазиатском регионе;
организация под руководством Российской Федерации совместных усилий по урегулированию конфликтов в государствах-участниках СНГ, борьбе с терроризмом и экстремизмом;
Проведение программ по совместному использованию природных ресурсов, особенно в бассейнах Черного, Азовского и Каспийского морей [3].
Также важно отметить, что основные направления стратегии РФ базируются на ее геополитических амбициях, а также стремлении вернуть себе статус сверхдержавы, утраченный после распада Варшавского блока и СССР.
1.2 Развитие внешней политики России в 2000-2013 гг.
Основным организующим принципом внешней политики Российской Федерации в начале XXI века стала доктрина «многополярного мира», отражавшая стремление Москвы компенсировать слабость экономических и военных позиций России и создать международно-правовую систему и политические ограничения для США -доминирование на международной арене. Изначально политика «многополярности» не была строго антизападной и не ставила своей целью разрушение «либерального миропорядка». Москва расширила контакты с западными институтами, стремясь присоединиться к ним и играть там ведущую роль: в 2006 г. Россия председательствовала в «Группе восьми», в 2012 г. вступила в ВТО, открыла переговоры о вступлении в ОЭСР, одобрила создание Совета Россия-НАТО и участвовала в саммиты альянса. В 2000–2004 годах предпринимаются попытки добиться максимального политического, экономического и даже военного сближения с Западом.
Россия претендует на статус ключевого союзника Запада в борьбе с международным терроризмом (такой курс нашел отражение в выступлении президента В. Путина перед Бундестагом Германии в Берлине 25 сентября 2001 г.46 и его поддержке действий США в Афганистане
Фрагмент для ознакомления
3
1. Борисова Е. Российская политика: зависимость от Америки // Новая газета, № 6. 2009. 7С.
2. Внешнеполитическая стратегия Российской Федерации до 2020 г. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreignEconomicActivity/direction_politic/doc20081225_01.
3. Волгина Н.А. Промышленная политика в автомобильной промышленности России: возможности ее интернационализации // Сегодня и завтра российской экономики. - 2019. - № 6. - С. 178-182.
4. Всемирный банк. Россия: вхождение в мировую экономику, Доклад № 12108-RU. – Вашингтон, округ Колумбия: Всемирный банк, 2015.
5. Гордиевский А. Перспективы развития Вооруженных Сил Российской Федерации // Рубеж. № 1. 2018. С. 32-38.
6. Долгосрочные сценарии внешнеполитической стратегии России / Под ред. ЮАР Сита-ряна. — М.: Либроком, 2009.
7. Дюшева Н.В. Формирование институциональной системы поддержки экспорта промышленной продукции и услуг в Российской Федерации: Материалы IX Международной научно-практической конференции «Страны с формирующимся рынком в условиях глобализации». - М.: Изд-во РУДН.
8. Иванов И.Д. Внешнеполитический комплекс России: взгляд изнутри. — М.: Рус-Олимп, 2009.
9. Кириллов И. Особенности внешней политики Российской Федерации // Российская газета. № 114. 2009. 13 с.
10. Концепция внешней политики Российской Федерации. Утвержден Президентом Российской Федерации 28 07 2000 // Российская газета. - № 13 - 11 июля 2000 г.
11. Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации 12 июля 2008 г. URL: http://rg.ru/2008/05/26/koncepciya-dok
12. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. URL: http://www. .economy.gov.ru/minec/activity/xections/fcp/rasp_2008-n1662_red_ 08.08.2009
13. Макаренков Е., Павлов С. Российская политика в системе современной международной обстановки // Ориентир. 2008. № 10. С. 18-23.
14. Медведев Д. Внешняя политика России должна быть исключительно прагматичной // РБК daily. № 11. 2009.
15. Основные направления социально-экономической политики Российской Федерации на долгосрочную перспективу (2000-2010 гг.). URL: http://www.csr.ru/index.php?option=com_phocadownload&view=category&id=11%3A-2010-7Itemid=202&lang=ru
16. Основные направления тарифной политики на 2011 г. и плановый период 2012 и 2013 гг. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreigneconomicactivity/regulation/doc20100407_06.
17. Островский К. На нас можно рассчитывать, страна // Красная Звезда. № 11. 2008. 8с.
18. Павлов С. Российская Федерация в системе военно-политических отношений // Ориентир. № 12. 2007. С. 12-16.
19. Партак А.Н., Оболенский В.П. Тезисы доклада на заседании Ученого совета ИМЭМО РАН «Внешнеэкономическая стратегия России в условиях глобализации».
20. Попов М. М. Политология: Учебник. Москва: ИНФРА-М. 2002. 460 стр.
21. Среднесрочная программа социально-экономического развития Российской Федерации (2002-2004 гг.). Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 г. № 910-р. URL: http://www.rg.ru/oficial/doc/raspor_rf/910_p_all.shtm
22. Среднесрочная программа социально-экономического развития Российской Федерации (2003-2005 гг.). Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 г. № 1163-р. URL: http://www.budgetrf.ru/Publications/2004/Budgeting/Federal/Npd/Budgetlaws/1163r15082003/1163r15082003000.htm
23. Среднесрочная программа социально-экономического развития Российской Федерации (2006-2008 гг.). Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. № 38-р. URL: http://www.kadis.ru/texts/index.phtml?id=11248.
24. Таранов Н.А. Теория политики: Каталог курсов: В 15:00 / Под ред.-сост. Н. А. Баранов, Г. А. Пикалов. СПб.: Питер, 2003. 248 с.
25. Тренин Д. Вопросы внутренней внешней политики // Новая газета. № 13. 2009. 12 с.