Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования в роли мотивации в поведении персонала в организации, заключается в том, что именно мотивация выступает в роли движущих сил, которые побуждают человека к выполнению определенных задач. В зависимости от поведения мотивация выступает в роли процесса осознанного выбора им того или иного типа действий, которые определяются комплексным воздействием внешних и внутренних факторов (соответственно стимулов и мотивов).
Учитывая особую роль мотивационного воздействия в части решения задач обеспечения оптимального использования ресурсов предприятия, обеспечения мобилизации имеющегося у него кадрового потенциала можно сказать, что от успешности их решения, в серьезной мере зависят итоговые результаты и эффективность деятельности всего предприятия.
При недостаточной мотивации персонала в организации могут складываться негативные явления, которые могут проявляться в снижении результативности труда, в сокращении штата сотрудников, снижение финансовых результатов компании, увеличение затрат, необходимых для осуществления поиска и отбора персонала.
Таким образом, управление поведением в организации следует придавать более глубокое значение, что будет способствовать развитию персонала в организациях и повысит производительность труда.
Объект исследования – персонал турагентства ООО «География»,
г. Казань.
Предмет исследования – инструменты и методы мотивации в управлении поведением персонала в организации.
Цель исследования – изучить и обосновать роль мотивации персонала в поведении в организации; проанализировать мотивы, формирующие поведение персонала; разработать мероприятий по повышению роли мотивации в формировании поведения персонала турагентства ООО «География».
Задачи:
изучить теоретические аспекты формирования поведения персонала с помощью мотивации;
изучить методы мотивации;
провести анализ мотивации в управлении организационным поведением персонала в ООО «География»;
провести оценку действия мотивации на поведение персонала в организации;
разработать мероприятия по повышению роли мотивации в формировании поведения персонала в ООО «География».
Методы исследования: анализ научной литературы, анализ организационной культуры и поведения исследуемого предприятия, наблюдение за методами управления персонала в турагентстве ООО «География», сравнение подхода к работе по управлению персоналом в других турагентствах, проведение анкетирования среди персонала.
Теоретико-методологической основой и эмпирической базой послужили: анализ научной литературы, анализ организационно-распорядительной и кадровой документации предприятия, наблюдение за методами управления персонала в организации, сравнение подхода к работе по управлению персоналом с предприятиями-конкурентами, проведение метода экспертных оценок с помощью специально разработанных программ для работы с персоналом.
Практическая значимость курсовой работы. Курсовая работа представляет собой научно осмысленное теоретическое, аналитическое и практическое исследование одной из актуальных экономических, правовых, управленческих проблем мотивационного характера – поведения человека на рабочем месте; содержит научный анализ действующего законодательства и научно-практической литературы, состояния практики, проведения мотивационных систем управления персоналом; содержит самостоятельные научно обоснованные выводы и предложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПЕРСОНАЛА С ПОМОЩЬЮ МОТИВАЦИИ
1.1. Понятие, цели и задачи мотивации в организации
Мотивация труда является одной из самых распространённых проблем современного общества. В России во многих организациях разрушен механизм управления мотивацией, которые существовали еще в советской экономике
[6, с. 4]. Управление мотивацией персонала – это одна из главных задач менеджеров, от их решения зависит эффективность деятельности возглавляемых им организации. Мотивация – это процесс побуждения других и себя к достижению целей организации или личных целей [12, с. 11].
Как считает М.В. Герш, мотивация – это совокупность стойких мотивов, определяемых характером личности, ее ценностной ориентацией и направляющей ее деятельностью. Поэтому, в современных условиях интерес к персоналу, как основной причине снабжения финансового подъема растет. Поэтому изменяются способы, формы и подходы к мотивированию персонала [10, с. 94].
Основными мотиваторами персонала выступают их потребности и интересы. Потребность является первоисточником мотивации, это нужда в том, что необходимо для нормальной жизнедеятельности и существования индивида, общества.
Таким образом, можно сделать вывод, что понятие «мотивация» достаточно разветвленное и может трактоваться как в узком, так и в широком смысле. Отечественные ученые определяют данный термин по-разному. По нашему мнению, мотивация персонала представляет собой систему, которая включает потребности, интересы, ценностные ориентации и установки, мотивы и мотивационную структуру поведения. На рисунке 1 схематично представлена система мотивации труда персонала.
На рис. 1.1 детально приведены понятия «мотив» и «стимул», классификация основных способов мотивации и стимулирования персонала, которые принято делить на 4 группы.
Рис. 1.1. Основные способы мотивации и стимулирования персонала
Кроме представленных четырех групп на рис. 1.1, основными мотивами и стимулами выступают потребности и интересы. Потребность является первоисточником мотивации; это нужда в том, что необходимо для полноценной жизнедеятельности и существования индивида [8, с. 82].
По прежнему, среди наиболее действенных инструментов мотивации выступает материальная сторона, выражающаяся в получении заработной платы или разных формах денежного вознаграждения за выполненный труд. Подавляющее большинство людей использует для удовлетворения своих материальных и духовных запросов в основном заработанные денежные средства.
1.2. Методы мотивации
Существует большое количество методов мотивации персонала, выбор того или иного метода зависит от системы мотивирования в организации, общей системы управления и особенностей самой организации.
Одной из важнейших функций оплаты труда является повышение материальной удовлетворенности работников, что обеспечивает стабильность коллектива, к тому же, именно размер оплаты труда для многих является важным критерием оценки привлекательности компании как работодателя.
Материальное стимулирование, основанное на методах денежного вознаграждения, – это подход, который широко применяется в управлении трудовым поведением. Он бывает эффективным, если система оплаты труда и материального вознаграждения дает возможность установить прямую зависимость между достижениями персонала и успехом компании. Заработная плата – это плата сотруднику за труд, за использование его рабочей силы. Она является главным источником дохода сотрудника, а также помимо зарплаты работнику могут осуществляться социальные выплаты (материальная помощь, путевки на лечение, отдых, экскурсии, медицинские услуги, может оказываться помощь в образовании) [19, с. 185].
Косвенная материальная мотивация представляет собой компенсационный пакет, или соцпакет, который организация предоставляет работнику. Содержание компенсационного пакета (бенефитов) зависит от уровня занимаемой должности, авторитета в организации, профессионализма, и т.д. [6, с. 95].
Нематериальные стимулы весьма результативны, в случае если уровень заработка сотрудника является конкурентоспособным на рынке труда в его регионе. Более того, при достижении этого уровня необходима замена экономических стимулов на стимулы иного рода, схожие по содержанию материальным, к примеру, награждение ценным презентом или туристской путевкой. Эффективная система нематериального стимулирования считается действенным инструментом повышения прибыли организации [7, с. 106]. К методам нематериальной мотивации сотрудников организации относят:
1. Метод, при котором создаются условия, когда сотрудники испытывают профессиональную гордость за то, что они могут лучше других могут справиться с порученной работой, а также они испытывают личную ответственность за результаты своей работы.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу от 08.12.2020 № 427-ФЗ) // [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142.
2. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу от 31.07.2020 № 297-ФЗ) // [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17819.
3. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 № 132-ФЗ (изм. и доп., вступ. в силу от 08.06.2020 № 166-ФЗ) // [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462.
4. Акмаева, Р. И. Менеджмент: учебник / Р.И. Акмаева, Н.Ш. Епифанова, А.П. Лунев. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2018. – 442 с.
5. Балашов, А. П. Основы менеджмента: учеб.пособие/ А.П.Балашов.-2е изд.перераб.и доп.-М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М,2018. – 288 с.
6. Боковня, А. Е. Мотивация – основа управления человеческими ресурсами (теория и практика формирования мотивирующей организационной среды и создания единой системы мотивации компании): монография / А.Е. Боковня. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 238 с.
7. Дергачев, В. Д. Современные тенденции управления персоналом / В.Д. Дергачев // Современные проблемы и тенденции развития экономики и управления. – 2017. – №2. – С. 105-107.
8. Едигарева, Ю. Г. Актуальные вопросы стимулирования и мотиваций персонала в системе менеджмента предприятия / Ю.Г. Едигарева, А.В. Власов // Научный альманах. – 2017. – № 3(29). – С. 78-84.
9. Зубайдуллина Д. В. Трудовая мотивация в современной России: комплексный подход / Д.В. Зубайдуллина, А.Л. Агафонова // Аллея науки. – 2017. – № 7. – С. 417-420.
10. Зулкарнеева, В. В. Стимулирование персонала как метод повышения трудового потенциала организации / В. В. Зулкарнеева. – Текст: непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). – Москва: Буки-Веди, 2017. – С. 93-96. – URL: https://moluch.ru/conf/econ/
archive/222/12528/ (дата обращения: 18.01.2021).
11. Кошелев, А. Н. Эффективная мотивация торгового персонала / А.Н. Кошелев. – 2-е изд. перераб. – М.: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2017. – 224 с.
12. Листик, Е. М. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. М. Листик. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 215 с.
13. Маслова, Е. Л. Менеджмент: учебник / Е.Л. Маслова. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. – 333 с.: табл., схем., ил. – (учебные издания для бакалавров). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-394-02414-6; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.
php?page=book&id=452863 (18.01.2021).
14. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник и практикум для академического бакалавриата / С. Ю. Трапицын [и др.]; под общ. ред. С. Ю. Трапицына. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 314 с.
15. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебное пособие / А. Н. Байдаков. – Ставрополь: Ставропольский государственный аграрный университет, 2017. – 116 c.
16. Никишкин, В. В. Особенности предприятий сферы услуг / В.В. Никишкин, А.В. Цветкова // Директор. – 2016 г. – № 4. – С. 101-108.
17. Организационное поведение: учебник / О. К. Минева, С. А. Арутюнян, Е. А. Белик, Е. В. Крюкова. – Москва: Альфа-М: ИНФРА-М, 2020. – 256 с. – (Бакалавриат). – ISBN 978-5-98281-399-2. – Текст: электронный. – URL: https://znanium.com/catalog/product/1070335 (дата обращения: 19.01.2021). – Режим доступа: по подписке.
18. Петросян, Д. С. Организационное поведение. Новые направления теории: учеб. пособие / Д.С. Петросян, Н.Л. Фаткина; под ред. проф. Б.А. Райзберга. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 272 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-16-004663-1. – Текст: электронный. – URL: https://znanium.com/catalog/product/929690 (дата обращения: 19.01.2021). – Режим доступа: по подписке.
19. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 512 с. – (Библиотека словарей «ИНФРА-М»).
20. Резник, С. Д. Организационное поведение (практикум: деловые игры, тесты...): учебное пособие / С. Д. Резник [и др.]; под ред. С. Д. Резника. – 2-e изд., перераб. и доп. – Москва: ИНФРА-М, 2019. – 320 с. – ISBN 978-5-16-005000-3. – Текст: электронный. – URL: https://znanium.com/catalog/product/990412 (дата обращения: 21.01.2021). – Режим доступа: по подписке.
21. Информационное агентство: Россия и страны СНГ [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://ru.reuters.com (дата обращения 18.01.2021).
22. Сайт туристического агентства ООО «География» https://www.geograftour.com/office/177.0 (дата обращения: 17.01.2021). – Режим доступа: по подписке.
23. Уэйн, Дж.П. Обучение и развитие персонала: лучшие примеры в мировой практике [Электронный ресурс] Режим доступа: www.expo.trainings.ru // conference // archive (дата обращения 18.01.2021).