Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современной литературе по коневодству вопрос о проявлении материнского инстинкта у лошадей освещен очень мало. И о его влиянии на характер жеребенка, от которого в дальнейшем зависит правильное использование лошади на работе. Практика коневодства конца XVIII века уже хорошо знала, что жеребят нужно кормить и растить, развивая у них условные рефлексы.
В литературе XIX века есть упоминание о том, что последствия «неразумного» воспитания жеребят скажутся не только в первом поколении, но и в последующих.
Исследователи наблюдали, что на поведение жеребенка влияет поведение его матери. Если кобыла осторожна и остерегается приближаться к людям, то жеребенок получает такую же реакцию.
Учитывая важность всех этих вопросов, ученые решили изучить проявление материнского инстинкта у кобыл в стойловых и стадных условиях и выяснить, как поведение кобылы влияет на жеребенка.
Любовь кобыла за жеребенком - бесспорная и несомненная. Одна из лучших матерей в природе – лошадь - она защищает и оберегает своего малыша, она дарит ему внимание, ласку и заботу, пока он не вырастет и не окрепнет. Когда жеребенок подрастает, его обычно отделяют от матери, и этот момент очень труден для лошадей. Если кобыла имеет возможность жить со своим ребенком, то она будет защищать его до конца своих дней.
Материнский инстинкт - один из самых сильных в природе, но такие нежные чувства на всю жизнь возможны не у всех животных, а только у исключительных, таких как лошади.
Степень разработанности данной проблемы достаточно высок. Весомый вклад в разработку проблемы и раскрытии вопроса материнского инстинкта и поведения кобыл сделали следующие авторы: Е. Басалаева, К. Голубев, Д.Я. Гуревич, Л.В. Каштанов, П.Н. Кулешов, Т.К. Ливанова, Стюарт Хетси, Тезио Федерико, В.К. Хлюдзинский и др.
Объект исследования: коневодство.
Предмет исследования: кобылы.
Цель исследования: изучить особенности материнских инстинктов и поведения кобыл.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования мы определили следующие задачи:
- рассмотреть сущность проявления родительского («родительского») поведения»;
- охарактеризовать физиологические механизмы материнского поведения;
- проанализировать основы материнского инстинкта и поведения кобылы;
- предоставить результаты исследования материнского поведения табунных лошадей.
Методы исследования: использовались такие методы исследования, как метод теоретического анализа, синтеза, обобщения, конкретизации, определения сходства и отличия, соединенный метод сходства и отличия.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список использованной литературы.
Объем курсовой работы: 29 страниц печатного текста.
Список использованной литературы содержит 19 источников.
ГЛАВА 1 Сущность понятия «материнский инстинкт» у лошадей
1.1 Проявление родительского («родительского») поведения
Лабораторные белые крысы являются наиболее частыми объектами, используемыми для изучения механизмов материнского поведения. Комплекс их родительских реакций состоит из трех основных компонентов. Во-первых, это активное материнское поведение, включающее в себя строительство гнезда, вынашивание птенцов и их облизывание. Во-вторых, неактивное поведение самки во время кормления детеныша (принятие позы для кормления). Наконец, особо рассматривается защита детенышей («материнская агрессия») .
Строительство гнезда включает в себя транспортировку материалов ртом или толкание их мордой и лапами. Перенос детенышей состоит не только в том, чтобы двигаться к детенышам и двигать их, но и в том, чтобы обнюхивать их перед тем, как взять. Облизывание новорожденных является важной составляющей материнской заботы, которая может оказывать отсроченное влияние на состояние нервной и эндокринной систем потомства. Есть только облизывание половых органов и облизывание всей нижней половины тела новорожденного, без чего мочеиспускание и дефекация крысят в первые дни после рождения затруднены.
Кормление детенышей делится в зависимости от типа поз, которые принимает самка. Одним из наиболее частых среди них является кифоз (приседание), когда самка парит над выводком на неподвижных ногах. Следующее положение - лежа на спине или боку, обнажая соски для ребенка. Кроме того, существует положение лежа, в котором мать лежит поверх детенышей, не опираясь на лапы, и сгорбленное положение, когда опора для кормления переходит на задние лапы самки.
Одним из важнейших компонентов родительской заботы является защита детенышей - поведение, широко распространенное у многих видов животных. Несмотря на то, что проявления материнской агрессии могут нанести серьезный ущерб самому взрослому, они, безусловно, способствуют выживанию потомства. Агрессивное поведение самок белых крыс тестируется в ситуации помещения чужеродного самца-нарушителя в клетку. Показано, что материнская агрессия сопровождается общим снижением страха и тревоги и начинает проявляться у самок уже на последней неделе беременности.
Запуск материнского поведения у впервые появившейся самки предполагает подавление желания бояться (избегать) своего потомства, а тем более съесть его. Это торможение в случае белых крыс основано прежде всего на обонятельных характеристиках молодняка. Соответственно, нервная система самки врожденно настроена реагировать на видоспецифический запах новорожденных. Запахи такого рода, которые вызывают различные типы безусловных рефлексов, называются феромонами .
Для их определения в полости носа существуют специальные типы обонятельных рецепторов. Большое значение имеют характерные «крики», издаваемые крысами в ультразвуковом диапазоне. Они аналогичны плачу младенца у человека и также врожденно распознаются мозгом родителей. Интенсивность и частота криков возрастают в ситуации дискомфорта, что помогает матери сосредоточиться на наиболее «страдающем» ребенке (например, вне гнезда).
Наконец, важен врожденный внешний вид новорожденных. В то же время зрительная система родителя способна различать визуальные характеристики, присущие их внешнему виду. Для многих птиц это широко открытый, ярко окрашенный рот птенца. Использование такого врожденно значимого стимула позволяет кукушке «контролировать» приемных родителей. В результате они продолжают кормить кукушку даже тогда, когда она в несколько раз больше их. Ряд животных и людей реагируют на такие признаки детеныша, как большой, выступающий лоб, большие глаза, вздернутый нос, круглые щеки.
Наделенное этими чертами, существо выглядит привлекательным и милым в глазах взрослых, тем, кого надо защищать, о ком нужно заботиться. Есть возможность использовать это явление, что и делают производители мягких игрушек, анимационных фильмов и так далее. Другим чрезвычайно важным сигналом, направленным на родителя, является улыбка ребенка. Характерно, что дети, рожденные слепыми, улыбаются в тех же ситуациях, что и зрячие дети (например, когда слышат голос матери). Очевидно, что способность слепых детей улыбаться не может быть результатом обучения (подражания) и заложена генетически.
Нарушения материнского поведения наиболее характерны для первых родов. При этом женская нервная система часто использует только безусловные рефлекторные программы, сложности и точности которых может быть недостаточно для обеспечения адекватных реакций (например, при наличии дополнительных стрессовых факторов или гормональных нарушений). Однако индивид быстро накапливает опыт материнского поведения; формируются соответствующие условные рефлексы (навыки строительства гнезда, ухода за птенцами и т. д.), и поведение самки при повторных родах значительно более адекватно. В случае с самками, рожающими в первый раз, некоторые проблемы могут быть решены предыдущим опытом с детенышами, что характерно для стадных животных, в том числе и для приматов. Показано, что у белых крыс как самцы, так и самки в возрасте около полутора месяцев (что соответствует человеческим 10-12 годам) охотно переносят манекены новорожденных крысят. Аналогия с ребенком, играющим в куклы, вполне очевидна .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аборигенные породы лошадей: их роль и место в коневодстве Российской Федерации: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 16 февраля 2016 г. – Ижевск: ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА, 2016. – 208 с.
2. Басалаева Е. Продуктивное коневодство / Е. Басалаева. – М.: Аквариум-Принт, 2008. – 144 c.
3. Голубев К. Лошади. Породы, питание, содержание / К. Голубев, М. Голубева. – М.: АСТ, 2016. – 128 c.
4. Гуревич Д.Я. Справочник по конному спорту и коневодству: справочное издание / Д.Я. Гуревич. – М.: Центрполиграф, 2001. – 325 с.
5. Жизнь лошади день за днём. Эффективные методы работы с любой лошадью / П. Ванхала, С. Сеппяля -Ванхала. – М.: Аквариум, 2005. –127 с.
6. Как правильно выбрать и воспитать лошадь. TTouch - новый метод воздействия на лошадь / Л. Теллингтон - Джонс, С. Тейлор. – М.: Аквариум, 2004. – 222 с.
7. Каштанов Л.В. Племенное дело в коневодстве / Л.В. Каштанов. – М.: Либроком, 2014. – 394 c.
8. Козлов К.Б. Коневодство // К.Б. Козлов, М.М. Парфенов // М.: Колос. – 2012. – 352 с.
9. Крессе В. Лошади. Содержание, уход и лечение: научно-популярная литература / В. Крессе; Пер. с нем. Е. Захаров. – М.: Аквариум ЛТД, ФГУИППВ, 2003. – 318 с.
10. Кулешов П.Н. Рабочая лошадь. История породы. Выбор и содержание / П.Н. Кулешов. – М.: Либроком, 2012. – 152 c.
11. Ливанова Т.К. Всё о лошади / Т.К. Ливанова, М.А. Ливанова. – М.: АСТ-ПРЕСС СКД, 2002. – 384 с.
12. Лошади. Содержание, уход и лечение / В. Крессе. – М.: Аквариум, 2001. – 317 с.
13. Поведение копытных животных / Л.М. Баскин; Ин-т эволюционной морфологии и экологии животных им. А.Н. Северцов. – М.: Наука, 1976. – 293 с.
14. Полковникова В.И. Коневодство: учебное пособие / В.И. Полковникова. – Пермь: ИПЦ «Прокростъ», 2020. – 116 с.
15. Психология лошади. Нрав, чувства, поведение / Г. Гервек. – М.: Аквариум, 2002. – 175 с.
16. Стюарт Хэсти Полный справочник по уходу за лошадьми. / Хэсти Стюарт, Джоана Шартль / М.: Аквариум, 2003. – 378 с.
17. Тезио Федерико Разведение скаковых лошадей / Федерико Тезио. – М.: Аквариум, 2007. – 192 c.
18. Хлюдзинский В.К. Руководство к разведению рабочих лошадей / В.К. Хлюдзинский. – М.: Либроком, 2011. – 382 c.
19. Язык лошадей. Образ жизни, поведение, формы общения / М. Шефер. – М.: Аквариум, 2004. – 334 с.