Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В условиях современной рыночной экономики представляется крайне сомнительным существование предприятия, которое бы успешно осуществляло свою деятельность и развивалось без представления о своем будущем, без планирования на перспективу. Таким образом, актуальность данной темы состоит в том, что для предпринимателя, который собирается открывать собственное предприятие очень важно иметь развернутое обоснование проекта открытия и дальнейшего развития собственного бизнеса. Важно оценивать эффективность принимаемых решений, а также планируемых инвестиций и мероприятий. Во многих современных российских организациях нет действующих на официальном уровне планов и самих принципов бизнес-планирования. Директор подобного предприятия лишь принимает решения о дальнейшем направлении своей деятельности. Он ориентирован на решение оперативных задач, а не на осмысление всей деятельности и планирования на перспективу. Бизнес-планирование по своей сути — это обособленная и самостоятельная деятельность предпринимателя. Ее суть заключается в управлении компанией на более высоком уровне.
Несмотря на то, что деятельность, связанная с бизнес-планированием может потребовать от управленца значительных усилий и финансовых вложений, взамен она принесет большие выгоды. У руководителя сформируется стратегическое мышление, направленное на достижение глобальных целей, т.е. выработка определенных мероприятий с целью повышения эффективности деятельности предприятия. В соответствии с этим снижаются многие риски, сопряженные с процессом управления, возникает устойчивая координация действий каждого из участников бизнеса, происходит формирование самого процесса прогнозирования, который так необходим в современных условиях и выработка определенных мероприятий для подготовки к возможным изменениям внешней среды.
В процессе бизнес-планирования создания новой организации предприниматель определяет основной вид деятельности, целевую аудиторию, долю рынка. Формируются долгосрочные и краткосрочные цели, вырабатывается стратегия развития бизнеса. Производится анализ рынка, оценка издержек, формируется маркетинговый план. В соответствии с проведенными исследованиями рынка и расчетами финансовых показателей, а также оценкой возможных рисков предприниматель в состоянии оценить целесообразность открытия своего предприятия.
В данной курсовой работе рассматривается целесообразность открытия зоомагазина в районе Академический в городе Екатеринбург. Это молодой и быстро-строящийся микрорайон, в нем проживают молодые семьи, работающие люди, потребители разного достатка. Учитывая существующую в районе конкуренцию, географические особенности и удельный вес владельцев домашних животных, предполагается, что проект открытия и развития действующего зоомагазина в районе достаточно актуален и привлекателен.
Проблема исследования заключается в том, что без разработки грамотного и обоснованного бизнес-плана не представляется возможным открытие эффективно действующего и развивающегося зоомагазина.
Цель курсовой работы – разработка бизнес-плана инвестиционного проекта и обоснование целесообразности открытия зоомагазина в микрорайоне Академический в городе Екатеринбург. В соответствии с указанной целью, необходимо выделить следующие задачи курсовой работы:
- рассмотреть сущность и структуру бизнес-планирования;
- провести анализ инвестиционного проекта по открытию торгового предприятия в г. Екатеринбург.
Объект исследования – инвестиционный проект по открытию зоомагазина в г. Екатеринбург. Предмет исследования – процесс разработки бизнес-плана инвестиционного проекта в сфере торговли зоотоварами.
Методологическая база исследования. В проведенных мною исследованиях, которые посвящены бизнес-планированию инвестиционных проектов, оказали помощь труды таких отечественных авторов, как Дубровин И.А., Бронникова Т.С., Уткин Э.А. и многих других.
Основные методы, использованные в данной работе:
Теоретический: поиск литературы и иных информационных источников по теме курсовой работы;
Эмпирический: изучение различных информационных источников, посвященных теме российского зообизнеса, анализ и систематизация полученной информации;
Статистический: анализ статистических данных по теме курсовой работы, расчет экономических показателей эффективности деятельности планируемого предприятия – зоомагазина.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты бизнес-планирования инвестиционной деятельности предприятия
1.1. Сущность бизнес-планирования
Существуют разные подходы к определению бизнес-плана среди авто- ров, которые занимаются научными исследованиями в области бизнес- планирования. Так, И.А. Дубровин в своем учебном пособии для студентов «Бизнес-планирование на предприятии» приводит следующее определение бизнес-плана: «Бизнес-план – это специфический документ, который дает ситуационное описание основных видов деятельности, анализирует основные риски, с которыми оно может столкнуться, определяет способы решения этих проблем [9]. Помимо прочего, И.А. Дубровин выделяет следующие типы бизнес-планов в зависимости от круга задач, которые должно решать предприятие:
1) Производственный (внутренний) бизнес-план, который позволяет обосновать цели развития с позиций финансового, материального обеспечения, трудовых отношений и конъюнктуры рынка;
2) Инвестиционный бизнес-план, который разрабатывается в качестве инструмента привлечения инвесторов. В нем должны быть учтены интересы кредиторов, возвратность кредита и уплата процентов за пользование им;
3) Бизнес-план антикризисного управления и финансового оздоровления предприятия, находящегося в состоянии кризиса;
4) Бизнес-план реализации конкретных проектов [9].
Под проектом, в свою очередь, понимается «любое новшество технического или организационно-экономического характера, предназначенное для повышения эффективности деятельности на рынке» [17]. Бронникова Т.С. – автор учебного пособия «Разработка бизнес-плана проекта» понимает бизнес-план в числе прочего как описание практических действий по осуществлению инвестиций.
Но между тем дает более развернутое определение. Так, по Бронниковой Т.С.: «бизнес-план – это общепринятая в мировой хозяйственной практике форма представления деловых предложений и проектов, содержащая развернутую информацию о производственной, сбытовой и финансовой деятельности предприятия и оценку перспектив, условий и форм сотрудничества на основе баланса собственного экономического интереса инициатора проекта и интересов партнеров, инвесторов, потребителей и конкурентов для достижения социально-экономических целей бизнес-проектов» [2]. Также Бронникова выделяет следующие функции бизнес-плана:
1) Обеспечение готовности предприятия к изменениям рыночной и экономической ситуации;
2) Планирование деятельности для реализации целей бизнес- проекта;
3) Финансирование бизнес-проекта;
4) Инвестирование в бизнес проект.
5) Рекламирование бизнес-проекта.
Уткин Э.А. указывает на важность бизнес-плана, поскольку «он является первым шагом начинающего предпринимателя в сферу инновационной, хозяйственной, коммерческой или инвестиционной деятельности» [37].
1.2. Структура бизнес-плана
Состав разделов бизнес-плана зависит от размеров потенциального предприятия и сферы, к которой он относится. Если предполагается наладить производства какого-либо уникального вида продукции, должен быть разработан очень подробный бизнес-план, продиктованный повышенным уровнем сложности изготовления продукта, а также сложностью рынка этого продукта. Если речь идет только о розничной продаже продукта, бизнес-план может быть проще и не включать в себя разделы, которые посвящены производству продукта. Состав бизнес-плана варьируется в зависимости от размеров рынка сбыта, конкуренции на рынке, а также перспектив роста планируемой организации.
Авторы, занимающиеся исследованиями в области бизнес- планирования, предлагают различные структуры бизнес-плана. Например, Бронникова Т.С.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бронникова Т.С. Разработка бизнес-плана проекта: Учебное пособие / Т.С. Бронникова. – М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2017. – 224 c.
2. Буров В.П. Бизнес-план фирмы. Теория и практика: Учебное пособие / В.П. Буров. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. – 192 c.
3. Горфинкель В.Я. Экономика предприятия / В.Я. Горфинкель. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 663 с.
4. Доброва К.Б. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / К.Б. Доброва. – М.: Элит, 2016. – 368 c.
5. Дубровин И.А. Бизнес-планирование на предприятии: Учебник для бакалавров / И.А. Дубровин. – М.: Дашков и К, 2013. – 432 c.
6. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Учебник и практикум / А.Т. Зуб. - Люберцы: Юрайт, 2019. – 375 c.
7. Литвак Б.Г. Стратегический менеджмент: Учебник / Б.Г. Литвак. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 507 c.
8. Лосев В. Как составить бизнес-план. Как составить бизнес-план: Практическое руководство с примерами готовых бизнес-планов для разных отраслей: Пер. с англ. / В. Лосев. - М.: Вильямс, 2019. – 208 c.
9. Морошкин В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие / В.А. Морошкин. – М.: Форум, 2017. – 288 c.
10. Стрекалова Н.Д. Бизнес-планирование: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения / Н.Д. Стрекалова. – СПб.: Питер, 2018. – 352 c.
11. Экономика и финансы предприятия / под ред. Т.С. Новашиной. – М.: Синергия, 2014. - 344 с