Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современных условиях, в связи с формированием рыночных отношений, наряду с развитием промышленности, медицины и науки туризм привлек к себе особое внимание, став самостоятельной и динамично развивающейся отраслью.
Этнографический туризм на сегодняшний день набирает популярность и занимает одно из основных мест среди многообразия видов туризма. Именно благодаря этнографическому туризму возможно изучение культурного наследия страны, а также ее традиций и обычаев. Согласно данным статистики, в мире совершается около 35% туристских поездок с культурно-познавательными целями. Следует отметить, что данный вид туризма включает не только архитектурные объекты различных этносов, интересные своей исторической ценностью, но и памятники природы, народный фольклор, религиозные ритуалы, кухню и т.д. Таким образом, можно подчеркнуть, что этнографический туризм способен охватить всевозможные аспекты путешествия, благодаря которому турист получает знания о жизни, обычаях и культуре других народов.
Цель исследования: разработать этнографический тур по р. Тыва и рассмотреть мероприятия по его продвижению.
Объект исследования: особенности развития этнографического туризма в р. Тыва.
Предмет исследования: процесс проектирования этнографического тура.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие и сущность этнографического туризма.
2. Рассмотреть особенности проектирования этнографического тура.
3. Проанализировать проблемы и перспективы развития этнографического туризма в р. Тыва.
4. Разработать этнографический тур по р. Тыва и дать рекомендации по его продвижению.
Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты этнографического туризма: изучается его понятие и сущность; исследуются особенности проектирования этнографического тура; проводится анализ ресурсного потенциала р. Тыва для развития этнографического туризма.
Вторая глава носит практический характер и включает: разработку этнографического тура по р. Тыва; его экономическое обоснование и мероприятия по продвижению.
Глава 1. Теоретические основы разработки и формирования этнографического тура по р. Тыва
1.1 Понятие и сущность этнографического туризма
В настоящее время, планируя свой досуг, туристы очень часто придают внимание не только развлекательным и оздоровительным целям отдыха, но и активно стараются выбирать путешествия, которые несут в себе познавательную и ознакомительную нагрузку. Этнографический туризм способствует приобщению человека к материальным и духовным ценностям страны и населяющего ее народа, его основная задача состоит в повышении культурного уровня людей в период путешествия, посредством познания историко-литературного наследия региона.
В отличии от развлекательного, этнографический туризм охватывает наиболее глубокие аспекты культурного наследия, позволяет более детально ознакомиться как с целой культурой отдельных народов, так и с отдельными ее проявлениями и имеет ярко выраженную этнокультурную составляющую [14, с. 12].
Этнографический туризм подразделяется на:
– внутренний (посещение местности с целью знакомства с культурными ценностями этноса, фольклором, бытом, культурой и языками).
– внешний (посещение исторической родины или мест рождения коренных родственников).
Основной базой, составляющей данный вид туризма являются ресурсы, которые расположены в различных местностях, представляющие определенную культурную, архитектурную либо историческую ценность. Образуемые культурно-историческими объектами пространства в известной мере определяют локализацию рекреационных потоков и направления экскурсионных маршрутов. Следует отметить, что культурно-исторические объекты, которые включаются в этнографический туризм бывают как материальные, так и духовные.
Материальные объекты включают средства производства и другие материальные ценности общества каждой исторической стадии его развития, в то время как духовные культурно-исторические объекты состоят из совокупности достижений общества в искусстве, музыке, литературе, архитектуре, организации общественной жизни и т.д. [10, с. 46].
Однако не все старинные объекты можно считать культурно-историческим наследием. Культурно-исторические рекреационные ресурсы состоят только их тех ресурсов, которые научно признаны и оценены, а также имеют общественное значение и могут быть использованы при существующих технических и материальных возможностях для удовлетворения рекреационной потребности некоторого множества людей в течение определенного времени [8, с. 15].
Ведущую роль среди объектов этнографического туризма занимают памятники истории, археологии, архивные материалы, живописные природные места, которые являются наиболее привлекательными для путешественников и способны в полной мере удовлетворить познавательные потребности о быте и жизни коренных этносов. К памятникам истории и археологии относятся сооружения, памятные места и предметы, которые связаны с историческими моментами в жизни народа, с развитием общества и государства в целом, произведения живописи, а также духовного искусства. рассмотрим основные виды ресурсов этнографического туризма на рисунке 1.
Рисунок 1 – Основные виды ресурсов этнографического туризма
Согласно рисунку, к основным видам ресурсов этнографического туризма относятся:
– памятники истории и искусства.
К данным памятникам относятся здания, сооружения, памятные места и предметы, которые связаны с важнейшими историческими событиями страны, народа, которые оказывали влияние на развитие общества и государства, связанные с войнами, а также с развитием науки, техники, культуры и быта выдающихся ученых и деятелей [7, с. 44].
– музеи под открытым небом.
К данным музеям относятся парки скульптур, музеи древних архитектурных сооружений, подлинные образцы жилищ, памятники природы. Зачастую на территориях данных музеев проводятся национальные праздники.
– памятники археологии.
Непосредственно представляют собой городища, курганы, остатки древних поселений, дорог, производств. Ярким примером служат наскальные живописи, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов.
– этнографические музеи.
Музеи, в которых хранятся ценности, демонстрирующие культуру и быт, социальные отношения и общественный строй различных народов [7, с. 63].
– документальные памятники.
Включают древние рукописи, литературу различных народов.
Следует отметить, что к этнографическим ресурсам могут привлекаться и другие объекты, которые непосредственно связаны с культурой народа, а также его современной деятельностью, например, этнографические и фольклорные достопримечательности, театры, спортивные сооружения.
Согласно вышеизложенному, можно прийти к выводу, что этнографический туризм является направлением культурно-познавательного туризма и способствует развитию внутреннего мира человека, расширению его кругозора, а также позволяет познакомиться с культурой и наследием разных народов.
1.2 Особенности проектирования этнографического тура
При проектировании этнографического тура необходимо опираться на требования, представленные в действующем Государственном стандарте Российской Федерации ГОСТ 50681 – 2010 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг». В данном документе содержатся требования и нормы проектирования туристских услуг. Руководитель туроператорской фирмы утверждает порядок и мероприятия по разработке конкретной услуги, а также организацию ее предоставления согласно нормам и стандартам и назначает ответственных за исполнение данного процесса [2].
Процесс разработки турпродукта является достаточно трудоемким и состоит из нескольких этапов (см. рисунок 2).
Фрагмент для ознакомления
3
1. ГОСТ Р 50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования»
2. ГОСТ Р 50681-2010 «Туристские услуги. Проектирование туристских услуг». [Текст]. – Введ.2010-30-11 – М.: Изд-во стандартов, 2010. – VII, 60 с.
3. Антонова К.А. Достопримечательности России // Журнал «Мир туризма». – 2015. – №3. С. 4-6.
4. Аракчаа К. Д., Кужугет К. С. Природные водные лечебные ресурсы Республики Тыва: состояние и перспективы исследований // Молодой ученый. № 15. – 2019. – С. 138-145.
5. Бобкова А. Правовое обеспечение туризма / А. Бобкова. – М.: ЭСКМО, 2017. – 155 с.
6. Боголюбова С.А. Виды и тенденции развития туризма / С.А. Боголюбова. – М.: Гриф УМО ВО, 2020. – 317 с.
7. Бутузов А.Г. Этнокультурный туризм: учебное пособие / А. Г. Бутузов. – М.: КНОРУС, 2016. – 248 с.
8. Большаник П.В. География туризма: учеб. Пособие / П.В. Большаник. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 125 с.
9. Веткин В.А. Технология создания турпродукта: пакетные туры: учебно - методическое пособие / В.А. Веткин. – М.: ИНФРА-М, 2016 – 240с.
10. Войт В.К. Особенности культурно-познавательного туризма / В.К. Войт. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 215 с.
11. Володина М. С. Этнокультурное наследие России – ресурс развития внутреннего туризма // Самоуправление. № 5 – 2011 – С. 40 – 43.
12. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности: учебник / Е.Н. Ильина – М.: Финансы и статистика, 2008. – 256 с.
13. Кенин-Лопсан М. Б. Тувинские традиции. Ч.I и II: Учебное издание/ М.Б. Кенин-Лопсан – Кызыл: Билиг, 2015.– 25 с.
14. Малова H.A. Этнический туризм: проблемы, тенденции, перспективы / Н.А. Малова // Туризм и культурное наследие. – 2019. - № 8. С. 12-18.
15. Морозова Н.С. Реклама в социокультурном сервисе и туризме / Н.С. Морозова. – М.: Гриф УМО ВО, 2020 – 289 с.
16. Прозоров А.А. Экономический обзор Российской Федерации / А.А. Прозоров. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 454 с.
17. Сдасюк Г.В. Туристические зоны России / Г.В.Сдасюк, // Туризм и отдых – 2006. – №2. С. 3-8.
18. Сущинская М.Д. Культурный туризм / М.Д. Сущинская. – М.: Гриф УМО ВО, 2020 – 315 с.
19. Тува – колыбель скифской культуры. Культура и искусство Тувы. Ежеквартал. журн. М-во культуры Респ. Тыва. – апр. 2020.
20. Уваров С.С. Атлас ученых путешествий по России / С.С. Уваров. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 368 с.