Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Грамотная структура бюджета помогает реализовать успешную финансовую государственную политику. Здесь важным вопросом является определение доходов и расходов бюджета на федеральном, региональном и местном уровне.
Расходы отражают механизмы распределения аккумулированных денежных средств согласно ранее утвержденному плану. При прогнозировании бюджетов на будущих период необходимо определять устойчивый баланс между противоположными статьями бюджета. На практике достичь равновесия бывает крайне трудно и даже невозможно.
Таким образом, бюджетная система – это достаточно сложный комплекс различных организаций, целью деятельности которых является улучшение благосостояния граждан, а также репутации страны на международной арене.
Одной из важнейших статей расходов государственного бюджета являются расходы на образование.
Актуальность данной темы заключается в том, что расходы на образование имеют существенное значение, поскольку от них зависит качество человеческого капитала в стране. Как правило, их доля в бюджете любой страны достаточно велика.
Объект работы – расходы бюджета на образование.
Предмет работы – расходы на образование в федеральном, региональном и местном бюджете.
Цель работы – проанализировать структуру и динамику расходов государственного бюджета страны на образование на федеральном, региональном и местном уровне.
В связи с этой целью выделяются задачи:
- раскрыть сущность расходов бюджета на образование,
- определить источники формирования этих расходов,
- проанализировать расходы бюджета на образование в РФ,
- дать рекомендации по оптимизации данных расходов.
Работа включает в себя введение, три главы, заключение и список литературы.
1.Теоретические основы и сущность построения финансирования образования в стране
1.1.Основы построения бюджета государства: структура доходов и расходов
Бюджетная политика страны закрепляет основные принципы функционирования бюджетной системы государства, влияет на ее структурные характеристики и взаимосвязи.
Основой бюджетной политики являются экономические взаимоотношения, которые определяют главные функции и задачи органов центральной и местной власти по реализации бюджетного процесса и отношений между его всеми участниками. Заметим, что система бюджетного контроля и государственного устройства взаимозависимы.
Если рассматривать унитарное государство, бюджет находится на государственном и местном уровне. Что касается федерального устройства, то устройство бюджета включает три звена: федеративный бюджет, субъектов федерации и местный бюджет. Отметим, что местные виды бюджетов тоже могут быть разными, что обусловлено административно-территориальными делениями стран.
Бюджет – это форма сбора и траты денежных средств, которые нужны для обеспечения функций и задач, находящихся в ведении субъекта Федерации.
Таким образом, бюджет выступает формой образования и использования денежных средств субъекта государства, призванной обеспечивать все функции государственных органов власти. Грамотная структура бюджета субъекта РФ помогает реализовать успешную финансовую государственную политику.
Рисунок 1 - Основные виды бюджетного устройства [9]
Таким образом, бюджет выступает формой образования и использования денежных средств государств, призванной обеспечить все функции государственных органов власти. Грамотная структура бюджетов помогает реализовывать финансовую государственную политику.
В основе бюджетного устройства лежит совокупность бюджетов отдельных элементов административно-территориального деления, которая основана на принципах экономических взаимоотношений и правовых норм.
В целом бюджетная политика базируется на принципах:
1. Разделения видов бюджета, созданных в определенной стране.
2. Четкой регламентации основных принципов построения бюджетной системы.
3. Наличия разграничений между звеньями бюджетных систем.
4. Определения характера взаимодействия между частями бюджетной системы.
Рисунок 2 - Основные принципы бюджетного процесса [15, c.132]
Бюджет включает:
1. Разделение доходных полномочий.
2. Разграничение расходных полномочий.
3. Выравнивание бюджета.
По критерию структуры выделяют две основные части бюджета: доходы и расходы.
Доходы формируются за счет денежных поступлений и включают разные источники.
Расходы отражают механизм распределения аккумулированных денежных средств согласно планам.
При прогнозировании бюджета на будущий период необходимо определить устойчивый баланс между противоположными статьями бюджета.
В связи с актуальным состоянием экономики бюджеты находятся в дефиците, когда приток финансов меньше их оттока.
Правительства устанавливают предельную величину бюджетного дефицита, превышение которого может привести к неблагоприятным следствиям. Тогда применяется такая мера воздействия, как секвестр. Он предполагает сокращение государственных расходов во всех сферах деятельности.
Таким образом, основой целью реализации бюджетной политики в стране является оптимизация пополнения и расходования средств бюджета, необходимых для реализации государственной политики в различных сферах общества.
1.2.Состав расходов бюджета на образование: их содержание и источники финансирования
По критерию структуры выделяют две основные части бюджета: доходы и расходы. Доходы формируются за счет денежных поступлений и включают различные источники.
Расходы же отражают механизмы распределения аккумулированных денежных средств согласно ранее утвержденному плану. При прогнозировании бюджетов на будущих период необходимо определять устойчивый баланс между противоположными статьями бюджета. На практике достичь равновесия бывает крайне трудно и даже невозможно.
В связи с актуальным состоянием экономики бюджет находится в дефиците, то есть притоки средств гораздо меньше его оттоков. Правительства устанавливают предельные величины бюджетного дефицита, превышение которых может привести к неблагоприятным последствиям. Тогда применяется такая мера воздействия, как секвестр. Он предполагает сокращение государственных расходов во всех сферах деятельности. Исключение получают лишь отдельные статьи бюджета, защищенные действующим законодательством.
Использование бюджетных средств, будучи компонентом финансовой деятельности, порождает общественные отношения, к которым применяется понятие расходов бюджетов.
Расходы бюджета - это отношения, возникающие в связи с распределением и использованием централизованного фонда денежных средств по отраслевому, целевому и территориальному назначению.
Расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета (ст. 6 БК РФ) [2].
Бюджетные расходы следует рассматривать как одну из сторон финансовой деятельности государства (местного самоуправления). Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон.
Качественная характеристика позволяет установить природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их величину. Активная роль государства в жизни общества, проведение социальных преобразований обусловливает многообразие конкретных видов бюджетных расходов, что вызвано, в свою очередь, действием ряда факторов: функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, формами предоставления бюджетных средств.
На рисунке 3 представим классификацию расходов бюджета в соответствии со ст.21 БК РФ:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] - Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа : http://www.consultant.ru
3. Бюджетная система Российской Федерации [Текст] : учебник для бакалавров / [Л. Д. Андросова [и др.] ; под ред. Г. Б. Поляка. - Москва : Проспект, 2018. - 438 с.
4. Батова Б.З. проблемы финансирования образования в России// Фундаментальные исследования. – 2016. - №5. – 546 с.
5. Кадникова Т.Г. Некоторые аспекты финансирования образования в Российской Федерации. URL: http://www.vectoreconomy.ru/images/publications/2017/11/financeandcredit/Kadnikova_Danilova.pdf
6. Лобова В.А.Финансирование системы образования России. URL: https://amgpgu.ru/upload/iblock/605/lobova_v_a_kislinskikh_yu_v_finansirovanie_sistemy_obrazovaniya_rossii.pdf
7. Наумова Л.В. Развитие системы финансирования государственных программ в области образования. – М.: ин.им.Плехванова, 2018. – 155 с.
8. Пешкова, Х. В. Бюджетное устройство России [Электронный ресурс] : монография / Х. В. Пешкова. - Москва : ИНФРА-М, 2018. - 176 с. http://znanium.com/go.php?id=432578
9. Реальные перспективы развития российской экономики// ИГСУ– 2016. - №6. – с.32
10. Филинов В.А.Финансирование системы образования. – Смоленск: СОИРО, 2015. – 32 с.
11. Шараев Ю.В. Теории экономического роста. – М: Инфра-М, 2016. – 427 с.
12. http://www.gks.ru/ - Федеральная служба государственной статистики РФ
13. http://statistika.ru/ - гос. статистика
14. http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicPlanning/concept/ - Минэкономразвития РФ
15. http://www.m-economy.ru – проблемы современной экономики
16. http://minpromtorg.gov.ru/ - Министерство промышленности и торговли РФ
17. http://www.ved.gov.ru/ - Портал внешнеэкономической информации России
18. http://www.weforum.org/ - Всемирный экономический форум
19. http://institutiones.com/ - Экономический портал
20. http://www.minfin.ru/ru/ - Министерство финансов РФ
21. http://pravo.gov.ru/ - государственная система правовой информации
22. http://www.programs-gov.ru/ - целевые программы России
23. http://www.who.int/ru/ - ВОЗ