Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Много ли времени уделяет здоровому образу жизни молодой человек 21 века, многие даже не задумываются над этим вопросом. Человек не думает о составляющих здорового образа жизни как о необходимой составляющей своей обыденной жизни. Но именно это делает современного человека сильнее, выносливее, заставляет бороться с самими собой. По данным опросов ВЦИОМ больше половины россиян (52 %) говорят о важности занятий физическими упражнениями и спортом. При этом только каждый десятый делает посильные ему упражнения ежедневно, 14 % - несколько раз в неделю, 9 % - однажды в неделю, 7 % - несколько раз в месяц, 11 % - несколько раз в год. Таким образом, число людей, ежедневно проявляющих физическую активность, составляет 10 %, несколько раз в неделю – 14 %, из которых около 3 % вовлечены в занятия фитнесом. Самые активные - молодые респонденты в возрасте от 18 до 24 лет.
Данная работа посвящена проблеме низкой ценности здорового образа жизни молодых людей и разработке действенного пути решения этой проблемы.
Осознание ценности здорового образа жизни приведет к успеху, если для достижения поставленной и осознанной цели будут побеждены лень и вредные привычки, адекватно подобран вид спорта, а проводить занятия или давать консультации будет опытный тренер (инструктор).
Объект исследования: здоровый образ жизни в молодежной среде.
Предмет исследования: ценности здорового образа жизни в молодежной среде.
Цель исследования: определение ценностей здорового образа жизни в молодежной среде.
Задачи исследования:
1. Проанализировать современный подход к пониманию здорового образа жизни;
2. Проанализировать ценности здорового образа жизни в молодежной среде;
3. Разработать рекомендации по повышению ценности здорового образа жизни в молодежной среде.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ и обобщение научно-методической литературы;
2. Опрос (анкетирование);
3. Метод математической статистики.
1. Теоретические аспекты понятия ценности здорового образа жизни в молодежной среде
1.1.Понятие ценности здорового образа жизни
Особого отношения в настоящее время требуют вопросы здорового образа жизни молодежи. Хотя в нашей стране общественному здоровью всегда уделялось огромное внимание[11]. Необходимо выделить, что наиболее значимой социальной группой в вопросе пропаганды и информирования о значимости активного и здорового образа жизни является молодое поколение, в частности подростки школьного возраста. Именно в этот период происходит закладка и трансляция ценностной системы человека, его самоопределение в морально-нравственном поведении. И от того, какие приоритеты будут расставлены подростком 12-18 лет, зависит и его будущее, и будущее России.
Проблема здоровья молодого поколения россиян считается государственной проблемой, и ее острота особенно актуальна в начале XXI века. Поэтому актуализируется внедрение политики здорового образа жизни в молодежной среде.
Сегодня из-за нестабильности в социуме, экономике и политике молодежь подвержена огромнейшему отрицательному воздействию окружающей среды, так как их половое и физическое развитие происходит в период адаптации к изменившимся для них условиям жизни, получения образования, высоким интеллектуальным нагрузкам.
Некоторые представители молодежи студенческого возраста придерживаются определенного образа жизни, в котором ценностью называют сигареты, наркотики и алкоголь. Причем есть школьники 12-17 лет, которые такой образ жизни ведут, находясь в образовательной среде основного общего образования. Соглашусь с исследователями вопроса о формировании ценностей среди подростков, что очень многое значит, какие приоритеты расставлены ими в возрасте 12-17 лет.
Статистические данные свидетельствуют о том, что представители молодого поколения попадают под негативное влияние вредных привычек, если сегодня в России курит 32,3% населения, из них 51,3% мужчин и 16,3% женщин. При этом треть курящих 43,1% молодежь в возрасте 16-29 лет. При анализе ситуации с курением выясняется, что подросток 12 лет курит потому, что она представитель вредной привычки в третьем поколении, но при этом не обращает внимания на омоложение возраста курения в семье.
Особо влияет алкоголь на общественное поведение молодежи. Увеличивается охват и омоложение употребления пивного алкоголя в молодёжной среде. Не смотря на запрещение такого употребления в общественном месте. Увеличивается количество конфликтных ситуаций по этому поводу у взрослых и подростков, находящихся в местах общего пользования.
Не снижается количество продаж табачных изделий и алкогольных напитков несовершеннолетним подросткам, что является следствием невнимательности общества, органов правопорядка к проблеме табакокурения и употребления подростками алкоголя, недостаточностью или устаревшими методами профилактической работы, информирования по данной проблеме.
Обратимся к медицинской энциклопедии, где дано определение другого образа жизни. Здоровый образ жизни – это рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Образ жизни, который способствует общественному и индивидуальному здоровью, является основой профилактики, а его формирование — важнейшей задачей социальной политики государства в деле охраны и укрепления здоровья народа [20].
История развития здорового образа жизни свидетельствует о заботе к поддержанию здоровья организма, тела и духа. Например, сколько веков изречению «В здоровом теле, здоровый дух».
В нашей великой стране у истоков процесса развития здорового образа жизни был М.В. Ломоносов, который первым определил необходимость государственных мероприятий по охране материнского и детского здоровья, о недопустимости ранних браков, в результате которых рождаются ослабленные дети.
О здоровом и физическом развитии детей беспокоился педагог XVIII века И.И. Бецкой - создатель закрытых детских учреждений для физического и нравственного воспитания, например, Смольный институт благородных девиц[13].
В 1800 году в России написано пособие «Первое понятие о том, как живет наше тело, что для него вредно и что полезно», которое ориентировало читающих его людей на изучение собственного организма, потому что состояло из практических советов и правил сохранения здоровья детей, посещающих школу И. Венцеля.
Дальнейшее развитие здоровый образ жизни получил в работах Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци.
Сохранность здоровья и развитие потребности в здоровом образе жизни у детей всегда привлекала многих ученых из различных областей. Так вопросом формирования и воспитания потребности в здоровом образе жизни у детей занимались такие крупные исследователи как Попов С. В., Амосов Н. М., Кукушин В. С., Зайцев Г. К., Усачев А. У., Виленский М. Я., Татарникова Л. Г., Трещева О. Л., Осик В. И., Брехман И. И., Комков А. Г., Соловьев Г. М.
Еще Сухомлинский В. А. писал, что «Забота о здоровье ребенка — это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил... не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего, забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» [18].
Ценность здорового образа жизни видели почти все великие люди, некоторые обращали внимание на формирование данной ценности у детей в более раннем возрасте.
Ценность - это разделяемое в обществе убеждение относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения [6].
В трудах о психологических особенностях подросткового возраста поднимали вопрос о содержании, структуре, количестве их ценностей Л.С. Выготский, Л.И. Божович
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1.Айзман Р.И. Валеология. – Новосибирск: НГПУ, 2006. – 19 с.
2.Антонов С.В. Здоровье молодежи – социальная проблема общества. – Чебоксары: Фирма «Атолл», 2006. – С. 267–269.
3.Артемьева, Т. Система Амосова / Т. Артемьева // Будь здоров. – 2010. – № 1. – С. 32-39. О системе оздоровления.
4.Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.
5.Васильева, Д. Вредным привычкам места нет / Д. Васильева // Пока не поздно. – 2010. – № 11. – С. 3.
6.Волков Ю.Г. Социология : учебник / Ю.Г. Волков. — 4-е изд., перераб. и доп. —М.: КНОРУС, 2017. — 320 с.
7.Выготский Л. С. Психология развития ребенка. — М: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. — 512с. (Серия «Библиотека всемирной психологии»).
8.Гаркуша, Н. С. Воспитание культуры здоровья современных школьников: проблемы и пути их решения [Текст] : монография / Н. С. Гаркуша. - Челябинск : Центр науч. сотрудничества, 2012. - 187 с.
9.Дубровский В.И. Валеология ЗОЖ. – М.: Флинта, 1999. – С. 1–35.
10.Дуркин, П. К. Интерес к занятиям физической культурой и спортом как фактор формирования ЗОЖ / П.К. Дуркин. – М. : Физическая культура в школе. – 2009. – №2. – с. 206.
11.Ермолаева, П.О. Основные тенденции здорового образа жизни россиян / П.О. Ермолаева, Е.П. Носкова // Социол. исслед. 2018. № 4. С. 120–129.
12.Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург: Питер, 2018. – 512 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф. Егоров. - М., 1999
13.Лисицин Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. – М.: Знание, 2007. – 234 с.
14.Маралов, В. Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Маралов В. Г. – 2-е изд. стер. – Москва: Издательский центр «Академия», 2018. – 256 с.
15.Попов, С. В. Валеология в школе и дома [Текст]: учебник: (о физическом благополучии школьников) / С. В. Попов. — СПб: Союз, 1997. — 256 с (стр. 34).
16.Профилактика алкоголизма, табакококурения, наркомании и токсикомании у детей и подростков / Под ред. Л.И. Кудря, С.А. Горячковой. - Архангельск, 2004. – 70 с.
17.Рахматов, А.А. Научные основы здорового образа жизни // Образование и воспитание. – 2016. – №2. – С. 5-7
18.Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Издание четвертое. Издательство «Радянська школа». Киев 1973. 145 с. (стр. 54)
19.Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья: методологические аспекты. – Новосибирск: Наука, 1999. – 136 с.
20.Большая Медицинская Энциклопедия https://бмэ.орг/