Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы бюджетной системы Российской Федерации 6
1.1 Экономическая сущность бюджета и бюджетной системы 6
1.2 Бюджетная политика и ее роль в социально-экономических процессах 10
1.3. Бюджетная система и бюджетная политика Российской Федерации 12
глава 2 Анализ Бюджетной системы Российской Федерации 22
2.1 Анализ доходов бюджетной системы Российской Федерации 22
2.2 Анализ расходов бюджетной системы Российской Федерации 27
2.3 Совершенствование формирования бюджетной системы Российской Федерации 31
Заключение 36
библиографический Список 39
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования составляющих финансовой политики вообще и бюджетной системы, и политики государства в частности обусловлена ее важностью для обеспечения функционирования государства в целом и развития экономики в частности. Финансовая политика государства является важной и неотъемлемой частью экономической политики государства. Она базируется на движении и перераспределение денежных средств в экономике.
Устойчивость всей экономической системы невозможна без их четкой и оптимальной координации.
Формирование современной экономической политики государства базируется на следующих принципах:
- принцип «от общего к частному»;
- принцип многофакторности: изучение и анализ различных направлений политики;ф
- принцип комплексности: изучаются механизмы и методы ее реализации;
- принцип завершенности: оценка конечной эффективности инструментов и методов по каждому исследуемому направлению.
Конечная цель исследований — разработка экономической политики, соответствующей качеству экономики.
Для воздействия на состояние финансовой сферы, хозяйственной конъюнктуры, на характер и тенденции экономической политики правительства государство использует бюджет. Роль государственного бюджета общей структуре национальной финансовой системы огромна.
Параметры бюджета служат одним из основных индикаторов для крупных корпораций и банков, когда они формируют свои долгосрочные планы. Определенный бюджетом объем государственных расходов прямо и непосредственно влияет на состояние национальной экономики и финансов.
Эффективность финансовой политики во многом зависит от состояния государственных финансов, прежде всего бюджетной политики, которая должна быть направлена на обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы.
Объект настоящего исследования является бюджетная система Российской Федерации.
Предмет исследования – роль бюджетной системы в решении общегосударственных задач.
Цель данной работы – провести анализ бюджетной системы Российской Федерации.
В рамках поставленной цели автор ставит перед собой следующие задачи:
- проанализировать теоретические основы построения бюджета и бюджетной системы государства;
- раскрыть роль бюджетной системы в социально-экономических процессах;
- проанализировать составляющие бюджетной системы Российской Федерации;
- предложить пути совершенствования формирования бюджетной системы Российской Федерации.
Методологической базой исследования являются нормативно-правовые акты, регламентирующие процесс формирования доходов и расходов федерального бюджета, учебные пособия и иная информация, размещенная в открытых источниках.
Проблемы государственного бюджетирования изложены в трудах Г.Б. Поляка, В.Г. Панскова, В.М. Родионова, М.В. Романовского, П. Самуэльсона, и многих других ученых-экономистов.
При написании данной работы были использованы методы экономического и статистического анализа, использовались такие приемы исследования, как анализ, обобщение и сравнение.
Структура работы содержит введение, две главы, заключение, библиографический список.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Экономическая сущность бюджета и бюджетной системы
Определим сущность и назначение государственного бюджета.
Согласно Бюджетному Кодексу РФ «Бюджет – форма формирования и расходования средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» .
В бюджете аккумулируются финансовые средства, которые государство впоследствии использует для обеспечения своего функционирования, финансирования решения стоящих перед властью текущих задач.
Доходы создают финансовую базу государства, а расходы позволяют государство эффективно выполнять свои функции.
Доходная часть бюджета, ее структура не является постоянной величиной. Она зависит от уровня развития и конкретных экономических условий государства. На уровень доходов бюджета влияет состояние национального и мирового рынка, особенности национальной экономической политики. Основными источниками формирования доходной части бюджета являются налоги и внешняя торговля.
Доходная часть бюджета перераспределяется между отдельными видами деятельности, регионами, социальными слоями общества и обеспечивает динамическое равновесие всей национальной системы.
Расходную часть бюджета составляет финансирование расходов направленные на оборону, социальную сферу, культуру, науку, образование, здравоохранение, а также в развитие отдельных отраслей производства.
От состояния бюджета во многом зависит благосостояние населения страны.
Проводимая государством бюджетная политика во многом определяет рост национальной экономики. С помощью бюджетного финансирования государство может ускорять или замедлять темпы развития определенных отраслей производства, менять структуру спроса и предложения.
Основные принципы и задачи бюджетной политики:
- бюджет должен быть сбалансированным и устойчивым;
- структуры расходов должна быть оптимизирована исходя из текущей экономической ситуации;
- управление бюджетом должно осуществляться программно-целевыми методами;
- сбалансированность общегосударственных и социальных расходов;
- поступательное развитие существующих и создание новых механизмов финансирования развития инфраструктуры;
- развитие и оптимизация налоговой системы;
- организация четкой системы межбюджетных отношений;
- прозрачность и публичность бюджета и процесса бюджетирования.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе, является инструментом влияния на развитие экономики и социальной сферы, выступая в качестве ускорителя и индикатора социально-экономического развития общества.
Аккумулируя через налоговую систему часть доходов предприятий и населения государство перераспределяет средства на финансирование развития национальной экономики, проведение социально-культурных и спортивных мероприятий, рост уровня обороноспособности страны, развитие научно-технического потенциала. Бюджетные средства расходуются на содержание органов государственного управления, формирование государственных материально-финансовых резервов, централизованную поддержку бюджетов субъектов федерации, погашение и обслуживание государственного долга.
Стабильный и сбалансированный бюджет - основа суверенитета государства .
Бюджетная система - совокупность бюджетов государства, административно-территориальных единиц и бюджетов (смет) и счетов автономных в бюджетном отношении учреждений и фондов, основанных на экономических отношениях и юридических нормах.
Бюджетная система Российской Федерации состоит из следующих бюджетов:
1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
2) бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
3) местные бюджеты, в том числе:
- бюджеты муниципальных районов, бюджеты муниципальных округов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
4) бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов.
Все перечисленные выше бюджеты являются самостоятельными.
При формировании бюджета учитываются направления бюджетной политики.
1.2 Бюджетная политика и ее роль в социально-экономических процессах
Бюджетная политика представляет собой неотъемлемую составную часть финансовой политики государства.
В бюджетной политике государство определяет:
- из каких источников будут формироваться доходы государственного бюджета;
- каковы приоритеты расходования бюджетных средств;
- допустимый размер бюджетного дефицита;
- источники покрытия бюджетного дефицита;
- характер и порядок взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетной системы.
В составе бюджетной политики относительно самостоятельно существуют такие виды политики, как налоговая политика, инвестиционная политика, политика управления государственным долгом.
Налоговая политика включает в себя определенный перечень налогов, размеры их ставок, возможные льготы и санкции за неуплату по каждому виду налогов. Налоговая политика – обычно некий компромисс интересов государства и налогоплательщиков: физических и юридических лиц. Интересы государства должны быть основаны на принципе достаточности налогообложения для формирования доходной части бюджета. Но одновременно налоговая нагрузка на плательщиков не должна быть чрезмерной, чтобы не лишать их мотивации к эффективной деятельности и не создавать предпосылок для сокрытия доходов и увода бизнеса «в тень».
Целями рациональной инвестиционной политики являются создание благоприятного делового климата, который в свою очередь способствует развитию предпринимательства. В условиях благоприятного инвестиционного климата совершенствуется социально-гуманитарная сфера, успешно реализуются проекты, способствующие общему развитию экономики государства. В условиях понятных правил игры и минимальных рисков стимулируется вхождение в экономику государства внешних инвесторов.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 15.10.2020) // Российская газета. – 1998. – 7 августа.
2. Абраамян Т.С., Вдовина А.С., Проблемы формирования доходов бюджетной системы РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=34920602
3. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория / Е.Ф. Борисов. – М.: Проспект, 2019. – 544 с.
4. Валиев Ш.З, Чинаев Т. В. Государственные и муниципальные финансы: аспекты управления): Учеб. пособие / Уфа: Уфимская государственная академия экономики и сервиса, 2010. – 187 с.
5. Вялков, А.И. Финансовая политика как инструмент регулирования экономики в Российской Федерации (научный обзор) / А.И. Вялков // Экономист лечебного учреждения. – 2019. – № 1. – С. 15-18.
6. Гостева, М. Налоговое администрирование и налоговый контроль / М. Гостева // Финансовая газета. – 2019. – № 23. – С. 16-22.
7. Е. Ю. Грачева, М. Ф. Ивлиева, Э. Д. Соколова "Финансовое право в вопросах и ответах», издательство: Проспект, ISBN: 978-5-392-01401-9, 2011, 232 с
8. Данилевский, Ю.А. Ревизия в государственном финансовом контроле / Ю.А. Данилевский, Л.Н. Овсянников // Бухгалтерский учет. – 2019. – № 16. – С. 36-38.
9. Жукова С.С., Корчемкина Е.С., Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие / ; Тюменский гос. ун-т, Ин-т дистанционного образования.
10. Камаев, В. Д. Экономическая теория / В. Д. Камаев. – М.: Владос, 2018. – 591 с.
11. Когденко В.Г. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика: Учебное пособие / В.Г. Когденко М.В. Мельник. - М.: ЮНИТИ, 2016. 471 c.
12. Лермонтов, Ю.М. Итоги и перспективы налоговой политики / Ю.М. Лермонтов // Практическая бухгалтерия. – 2019. – № 8. – С. 28-32.
13. Лобачева, Е.Н. Экономическая теория / Е.Н. Лобачева. – М.: Юрайт, 2018. – 423 с.
14. Маркелов Р., Счетная палата рассказала об исполнении расходов на нацпроекты. // Российская Газета, [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2020/07/10/
15. Носова, С. С. Экономическая теория / С. С. Носова. – М.: КноРус, 2018. – 798 с.
16. Орлов, М. Фискальные игры / М. Орлова // Экономика и жизнь. – 2019. – № 44. – С. 10-18.
17. Орлов, М.Ю. Проблемы налогового контроля на современном этапе налоговой реформы / М.Ю. Орлов // Ваш налоговый адвокат. – 2019. – № 1. – С. 32-38.
18. Орлов, М.Ю. Совершенствование налогового администрирования: миф или реальность? / М.Ю. Орлов // Ваш налоговый адвокат. – 2019. – № 6. – С. 36-42.
19. Пансков, В. Г. О необходимости продолжения реформирования налоговой системы / В. Г. Пансков // Налоги и налоговое планирование. – 2019. – № 8. – С. 14-22.
20. Поляк Г.Б. Финансы. М.: Юнити-Дана, 2008. — 703 с. — (Серия Золотой фонд российских учебников)
21. Родионова В.М., Ю.Я. Вавилов, Л.И.Гончаренко и др.; Под ред. В.М.Родионовой.- М.: Финансы и статистика, 1994.- С.7-19, 22-30.
22. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / М.В. Романов-. Ф59 ский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. — М.: Юрайт-. 2006
23. Сажина, М. А. Экономическая теория / М. А. Сажина, Г. Г. Чибриков. – М.: Норма, 2018. – 608 с.
24. Самуэльсон Пол А., Нордхаус Вильям Д., Экономика, Издательство Бином, 1997
25. Тарасов, А.Н. Государственный контроль: сущность, содержание, современное состояние / А.Н. Тарасов // Журнал российского права. – 2018. –№ 1. – С. 36-42.
26. Трегубенко З.С., Гагай И. В., Бюджетное устройство Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=27425678
27. Усманова С.Р, Нуретдинова Л.Г, МуллинаЛ.Р., Теоретические основы финансового менеджмента: Учебное пособие / – Наб. Челны: Изд-во Камской государственной инженерно-экономической академии, 2007. - 93 с.
28. Фейгельман Н.В., Вейс Т.П. Обзор внешних условий реализации бюджетной политики в 2017-2019 гг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=32327191
29. Химичев, А. Проблемы презумпции добросовестности в налоговом контроле / А. Химичев // Практическая бухгалтерия. – 2019. – № 5. – С. 32-38.
30. Шишкин, А.Ф. Экономическая теория / А. Ф. Шишкин. – М.: Владос, 2018. – 816 с.
31. Журнал «Бюджетный учет». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://b-uchet.ru.
32. Российская Федерация. Статистические данные // Электронный ресурс [Дата посещения 05.03.2021] https://knoema.ru/atlas
33. Бюджетная система РФ. Единый портал бюджетной системы РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://budget.gov.ru/
34. Министерство финансов Российской Федерации // Официальный сайт. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.minfin.ru.
35. Федеральная налоговая служба // Официальный сайт. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.nalog.ru.