Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Бюджетная система страны является центральным зве-ном системы централизованных финансов, являясь важнейшим инструмен-том распределения и перераспределения финансовых потоков. По оценке та-ких экономистов как: И.Г. Акперов, А.М. Бабич, О.В. Врублевская, Е.С. Вайс, Г.Б. Поляк, посредством бюджетной системы РФ распределяется более 35% всего национального дохода.
На сегодняшний день бюджетная система России включает в себя три уровня: федеральный, региональный и местный. Выделение местных бюдже-тов в отдельный уровень бюджетной системы обусловлено наделением орга-нов местного самоуправления определенным набором полномочий и закреп-лением состава доходов. С 2006 года полноправными субъектами бюджет-ных отношений стали и бюджеты поселений, которые до реформы 2006 года финансировались за счет средств районных бюджетов.
Местные бюджеты, или бюджеты муниципальных образований, обла-дают достаточно высокой значимостью, так как они отражают политические экономические, организационные, социальные и другие процессы, происхо-дящие в отдельно взятом муниципальном образовании.
Функции, которые выполняют местные органы власти, приобретают сложный характер, а реформы, которые проводятся, относятся к низкому уровню, в результате развития рыночных отношений. Поэтому бюджету му-ниципального образования нужно уделять особое внимание, ведь он пред-ставляет собой гарант финансового обеспечения развития региона, области.
Вопросы местного значения решаются с помощью средств бюджетов муниципальных образований. Уровень социально–экономического развития региона, области определяет величина доходной части бюджета муници-пального образования.
Местный бюджет служит основой для исполнения расходных обяза-тельств муниципального образования, в результате чего его нужно планиро-вать и прогнозировать.
Цель курсовой работы – осуществить анализ источников формирова-ния доходов местного бюджета и определить их роль в организации муни-ципальных финансов на примере г. Искитима Новосибирской области.
В соответствии с поставленной целью, задачами работы являются:
раскрыть понятие и виды источников местного бюджета, классификация доходов;
изучить сущность бюджетного процесса на муниципальном уровне и его роль в формировании решения о бюджете;
рассмотреть бюджетную обеспеченность муниципального образования, методы её расчёта и способы повышения;
провести анализ состава и динамики собственных доходов и расходов местного бюджета города Искитим Новосибирской области;
провести анализ безвозмездных поступлений и виды используемых межбюджетных трансфертов;
дать оценку бюджетной обеспеченности муниципального образования и пути её повышения.
Объект исследования - бюджет города Искитим Новосибирской обла-сти.
Предмет исследования – финансово - экономическая деятельность го-рода Искитим Новосибирской области.
В работе применяются методы и приемы финансового и экономическо-го планирования и анализа, такие как: методы сравнения, метод использова-ния абсолютных, относительных и средних величин, метод финансовых ко-эффициентов, группировки и др.
Работа включает в себя введение, два раздела, заключение, список ли-тературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЦИПОВ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ГОСУ-ДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДОХОДОВ
1.1. Понятие и виды источников бюджета, классификация доходов
Появление бюджета связано с возникновением и развитием государ-ства, которое применяет его в качестве главного инструмента финансового обеспечения своей деятельности, а также в качестве инструмента реализации социально–экономической политики. Трактовка сущности бюджета является предметом научных дискуссий. Как результат, сущность бюджета отражена во многих вариантах формулировок. Так, бюджет принято рассматривать как основной централизованный фонд страны. Кроме этого, его можно од-новременно определять как нормативно-правовой акт, утверждаемый в фор-ме закона на местном уровне.
Бюджет как экономическая категория представляет собой совокупность общественных отношений, возникающих в процессе создания, распределе-ния и использования государственного централизованного фонда денежных средств, местных и региональных фондов денежных средств, необходимых государству и местному самоуправлению для выполнения своих задач и функций.
Бюджету присущи две функции: контрольная и распределительная. Распределительная функция проявляется в процессе расходования бюджет-ных средств и заключается в том, что посредством бюджета происходит пе-рераспределение финансовых ресурсов между различными территориями, отраслями, социальными группами и пр. Границы действия распределитель-ной функции очень широки, т.к. в бюджетные отношения вступают почти все участники воспроизводственного процесса .
Контрольная функция заключается в осуществлении контроля за эф-фективностью использования бюджетных ресурсов, пропорциями в их рас-пределении, а также в выявлении отклонений в использовании бюджетных средств. Благодаря контрольной функции бюджета возможно осуществление прогноза социально–экономических последствий государственной фискаль-ной политики и социально–экономического развития территории.
Местный бюджет – форма аккумулирования и распределения бюджет-ных денег в заданный период (как правило, один год). Основная цель мест-ного бюджета – обеспечение выполнения функций и задач местными органа-ми власти посредством своевременного финансирования текущих обяза-тельств.
Статус муниципального (местного) бюджета и особенности его форми-рования изложены в Конституции РФ .
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 22.12.2020).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ.
3. Валиева, Е.Н. Государственные (муниципальные) финансы / Е.Н. Валиева, А.Г. Лукин. - М.: Русайнс, 2016. - 288 c.
4. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: Юнити, 2016. - 391 c.
5. Гришин, В.Ю. Организация управления экономикой в регионе / В.Ю. Гришин // Экономические науки. – 2019. - № 1 (86).
6. Курнышев, В.В. Региональная экономика. Основы теории и ме-тоды исследования. Учебное пособие / В. В. Курнышев, В. Г. Глушкова. – М.: КноРус, 2019. – 264 с.
7. Лимонов Л.Э. Региональная экономика и пространственное раз-витие в 2-х томах. Том 2. Региональное управление и территориальное раз-витие. Учебник / Л. Э. Лимонов. – М.: Юрайт, 2018. – 460 с.
8. Малиновская, О.В. Государственные и муниципальные финансы (для бакалавров) / О.В. Малиновская, И.П. Скобелева, А.В. Бровкина. - М.: Русайнс, 2018. - 160 c.
9. Малхасян, К. Развитие региона: стратегия и тактика / К. Малха-сян // Банковское дело в Москве. – 2020. - № 7. – С. 19-25.
10. Маркарян, В. Р. Инновационный подход в науке управления ре-гиональной экономикой / В. Р. Маркарян. – М.: Юстицинформ, 2019.
11. Орешин В.П. Региональная экономика и управление. Учебное по-собие / В.П. Орешин, Г.Г. Фетисов. – М.: РИОР, 2018. – 155 с.
12. Подпругин, М.О. Устойчивое развитие региона: понятие, основ-ные подходы и факторы / М.О. Подпругин // Российское предприниматель-ство. - 2019. - № 24 (222). - С. 214-221.
13. Подъяблонская, Л.И. Государственные и муниципальные финан-сы: Учебник / Л.И. Подъяблонская. - М.: Юнити, 2018. - 559 c.
14. Попов, Р.А. Региональное управление и территориальное плани-рование. Учебник / Р.А. Попов. – М.: Инфра-М, 2018. – 288 с.
15. Журнал «Бюджетный учет». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://b-uchet.ru.
16. Министерство финансов Российской Федерации // Официальный сайт. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.minfin.ru.
17. Федеральная налоговая служба // Официальный сайт. – [Элек-тронный ресурс]. – Режим доступа: www.nalog.ru.
18. https://iskitim.nso.ru – официальный сайт города Иски-тим Новосибирской области.