Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Люди, которые работают на государство, являются государственными служащими, в целом они составляют основу государства Российской Федерации. Поведение является главным элементом организационной культуры государственных служащих. Как ведет себя государственный служащий в разных ситуациях, играет значительную роль в его деятельности. Государственный служащий, в первую очередь это лицо государства. Государственный служащий должен эффективно, планомерно, качественно выполнять свою работу. Но зачастую встречается наоборот.
В настоящее время как показывает практика, кодекс этики, которыми должны руководствоваться государственные служащие независимо от замещаемой ими должности, не принес достаточно прогрессивного результата. Это хорошо прослеживается в высказываниях государственных служащих, грубости, иного служебного общения с гражданами, особенно ярко проявляется в количестве подданных письменных жалоб, обращений граждан, что вытекает непосредственно в прокурорские проверки. В Российской Федерации служебное поведение государственных служащих становится проблемой, не уделяется достаточного внимания.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
1.1. Правовой статус государственного служащего в Российской Федерации
Построение в России демократического правового федеративного государства, реализующего эффективную социально-экономическую политику, требует создания в стране адекватной системы органов государственной власти и управления, а также соответствующей ей системы государственной службы. Государственная служба, являясь административным типом организации, обладает рядом специфических свойств: стабильностью, единством правовых и организационных основ, иерархичностью структуры, определенной классификацией должностей, профессионализмом и компетентностью кадров и т.д. Кроме того, она должна обладать таким качеством, как системность в качестве необходимого условия ее эффективного функционирования.
На сегодня проблема преодоления нравственного дефицита на государственной службе стоит крайне остро, напрямую увязываясь с проблемой противодействия коррупции в стране. Это обязывает государственных гражданских служащих при выполнении своих профессиональных обязанностей неукоснительно руководствоваться требованиями к служебному поведению, которые закреплены на уровне нормативно-правового регулирования, предотвращать возникновение конфликта интересов, не допускать коррупционных и иных правонарушений, неукоснительно соблюдать антикоррупционные стандарты.
В соответствии с требованиями, которые установил Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» , государственная гражданская служба Российской Федерации – это вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной службы по обеспечению исполнения полномочий: федеральных органов государственных органов; государственных органов; субъектов Российской Федерации; лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации; лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
1.2. Этический кодекс как действенный механизм формирования нравственности служащих
Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих устанавливает основные правила служебного поведения гражданских служащих, общие принципы профессиональной, служебной этики, которыми они должны руководствоваться. Кодекс призван повысить эффективность выполнения гражданскими служащими своих должностных обязанностей, служит основой для формирования должной морали в сфере государственной гражданской службы, уважительного отношения к ней в общественном сознании, а также выступает как институт общественного сознания и нравственности гражданских служащих, их самоконтроля .
Кодекс – единый, свободный, внутренне согласованный кодифицированный акт (закон, иной нормативный акт), обеспечивающий полное и системное регулирование данной группы общественных отношений. Таким образом, под профессиональным этическим кодексом понимают, утверждения о системе ценностей и нравственных устремлений людей, принадлежащих к определенной профессии, разработанные с целью предотвращения коррупции, а также для информирования общественности о нормах поведения для людей данной профессии.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
2.1. Принципы служебного поведения государственных служащих
Практически в любой профессиональной деятельности существует своя профессиональная этика, которая своими нормами и принципами призвана регулировать поведение людей на работе. Под профессиональной этикой понимается вся совокупность принципов, норм, идеалов, ценностей, а также форм практического поведения и механизмов, способствующих их передаче (ритуалы, обычаи, обряды и др.).
Профессиональная этика не предлагает новые этические нормы и принципы, в большей степени это рассмотрение общечеловеческих норм сквозь призму конкретной профессии. Особенно важным является соблюдение этических норм в профессиях, связанных с работой с людьми. В последнее десятилетие вопросы этического поведения сотрудников некоторых государственных организаций вызывают много нареканий в обществе. Этическое поведение государственных служащих все больше находится под пристальным вниманием общественности, и поэтому требования к их моральным качествам, нравственному уровню и служебному поведению в настоящее время стали намного строже .
Под профессиональной этикой государственного служащего принято понимать систему моральных норм и практических рекомендаций, ориентированных на деятельность в сфере управления. Этика государственной службы включает в себя принципы и правила, выражающие моральные требования к поведению служащего, характеру его отношений с государством, коллегами, гражданским обществом. В современном обществе требования к нравственной сущности государственных служащих часто становятся основными критериями при оценке их профессионализма.
Для закрепления этих повышенных нравственных требований к субъектам профессиональной деятельности практически во всех профессиональных сообществах и организациях созданы кодексы, клятвы, уставы, положения и т.п. Но особенно важно не только теоретическое знание госслужащими этических и нравственных норм, но и умение, и желание реализовывать их на практике в ежедневной работе в специфических условиях своей профессиональной и служебной деятельности.
Правомерно выделить, на наш взгляд, четыре основные функции профессиональной этики государственного служащего:
– регулятивная функция служит для поддержания и выполнения госслужащими установленных норм и правил в целях повышения ее социальной эффективности;
– управляющая функция заключается в управлении действиями госслужащих при выполнении стоящих перед ними профессиональных задач;
– воспитательная функция направлена на развитие нравственных качеств госслужащих и помогает в короткие сроки адаптировать новых сотрудников к профессиональной деятельности;
– оптимизирующая функция способствует повышению эффективности работы госслужащих, соответственно, и повышению статуса госслужащего и его организации .
2.2. Правила служебное поведение государственных служащих
Важным этапом введения этических требований в систему регуляции служебного поведения и профессиональной деятельности государственных служащих стало придание им статуса правовых норм. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ вменил в обязанность государственным служащим руководствоваться принципами служебного поведения, содержащимися в Указе Президента Российской Федерации № 885, включив их в статьи 15–18.
С целью обеспечения выполнения этих требований законом было предусмотрено создание специальных структур – комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, которые должны были быть созданы в государственном органе, федеральном государственном органе по управлению государственной службой и государственном органе субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой, составив таким образом подсистему управления нравственными отношениями в системе управления государственной службой, создание которой было предусмотрено Федеральным законом от 27.05.2003 № 58-ФЗ .
Ввиду значимости этического аспекта функционирования государственной службе требования к служебному поведению государственных служащих были включены в законодательство о государственной службе, получив, таким образом, статус правовых норм, несоблюдение которых является правонарушением. Однако введение в законодательство о государственной службе новых терминов, не получивших нормативно закрепленной дефиниции, приводит к произвольному их толкованию и, как следствие – к невыполнению предписаний закона .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Требования к служебному поведению включают в себя три типа нравственных норм:
а) предписывающие (как требуется поступать с точки зрения профессиональной морали гражданского служащего);
б) запретительные (что недопустимо в рамках служебного поведения);
в) рекомендательные (как следует вести себя в той или иной ситуации в служебное и неслужебное время).
В законе нельзя предусмотреть все нравственные коллизии, возникающие в практической деятельности гражданского служащего. Статьи закона не заменяют и личного морального выбора, позиции и убеждений человека, его совести.
Следует подчеркнуть, что для оценки этического поведения государственного служащего требуется более высокий стандарт, чем тот, который применяется для оценки нравственности других граждан. Требования к поведению гражданского служащего должны быть более строгими, чем обычные моральные нормы.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Нормативные правовые акты и международные договоры Российской Федерации
1. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» [Текст] // Собрание законодательства РФ. 02.06.2003. N 22. Ст. 2063.
2. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 31. Ст. 3215.
3. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6228.
4. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол N 21)) [Текст] // Официальные документы в образовании. N 36. Декабрь. 2011.
5. Указ Президента РФ от 12.08.2002 N 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 33. Ст. 3196.
2. Научная и учебная литература
6. Вылегжанина, А. В. Вопросы формирования этических ценностей у будущих государственных служащих (таможенников) [Текст] / А. В. Вылегжанина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук: сборник научных трудов IV Международной конференции профессорско-преподавательского состава. 2020. С. 130-134.
7. Даминдарова Г.Ш., Исмагилова Г.Ш. Современные требования к служебному поведению государственных гражданских служащих [Текст] / Г. Ш. Даминдарова, Г. Ш. Исмагилова // Совершенствование системы государственного и муниципального управления в условиях реализации приоритетных национальных проектов в Российской Федерации. 2019. С. 242-250.
8. Змеевская, О. В. Служебное поведение государственных служащих в Российской Федерации [Текст] / О. В. Змеевская // Роль науки и образования в модернизации современного общества: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2019. С. 149-151.
9. Кийченко, К. С. Нравственные основы служебного поведения государственных служащих [Текст] / К. С. Кийченко // Потенциал российской экономики и инновационные пути его реализации: материалы всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов: в 2 ч. 2020. С. 37-42.
10. Льянова, С. А. Законодательные требования к служебному поведению [Текст] / С. А. Льянова, Х.А. Соломонова // Шаг в науку. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. 2019. С. 612-616.
11. Мамонтов, Я. Ю. Формирование нравственных основ служебного поведения государственных служащих и пути их укрепления [Текст] / Я. Ю. Мамонтов, Ю. Н. Трифонов // Современное общество и власть. 2017. № 4 (14). С. 87-92.
12. Покровский, О. В. Административно-правовые средства обеспечения стандарта служебного поведения государственного служащего [Текст] / О. В. Покровский // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2018. № 2 (46). С. 56-62.
13. Ракова, О. А. Принципы служебного поведения государственных служащих [Текст] / О. А. Ракова // Экономические, технические и информационные аспекты модернизации региональных производственных систем. 2018. С. 362-365.
14. Садреев, А. Л. Кодексы профессиональной этики и служебного поведения государственных гражданских служащих [Текст] / А. Л. Садреев, В. А. Грищук // Молодежь и будущее: управление экономикой и социумом. 2019. С. 395-400.
15. Танхаев, А. Л. Регулирование служебного поведения государственных служащих: правовые основы и организационные формы [Текст] / А. Л. Танхаев // Вопросы совершенствования системы государственного управления в современной России. Москва, 2020. С. 251-261.
16. Филичкин, С. Л. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих [Текст] / С. Л. Филичкин // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2019. № 2. С. 51-56.
17. Ховалыг, А. С. Р. Требования к служебному поведению государственных служащих [Текст] / А. С. Р. Ховалыг // Инновационная наука. 2020. № 1. С. 72-75.
18. Ширинская, Е. А. Служебное поведение государственных служащих [Текст] / Е. А. Ширинская // Горинские чтения. Наука молодых – инновационному развитию АПК. Материалы Международной студенческой научной конференции. 2019. С. 78.
19. Яковенко, Е. Е. К вопросу о принципах служебного поведения государственных гражданских служащих в РФ [Текст] / Е. Е. Яковенко // Актуальные проблемы развития науки в современной России: материалы студенческой научно-практической конференции. 2019. С. 128-132.