Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Социология представляет собой науку об обществе, составляющих его системах, особенностях функционирования общества. Это наука о социальных общностях, отношениях и социальных институтах. Очень важно понимать сложные способы, при помощи которых течет социальная жизнь в современном мире. Также важно понимать перемены в социуме и их причины. Социология имеет очень много общего с естественными и гуманитарными науками, поскольку все они также изучают социум .
Объектом любой науки является то, на что нацелен процесс исследования, а предметом является сторона, отношения, составляющие объекта. Объектом социологии, таким образом, является общество, в котором можно типизировать социальные отношения, социальные процессы, социальные субъекты. Независимо от того, к какой расе и культуре принадлежит человек, он находит свое самовыражение в социуме. Предметом социологии является система существенных свойств и законов, которые характеризуют бытие социологического объекта, его внутреннюю определенность, то есть способ существования и особенности проявления явлений в социуме, процессов в нем и отношений .
Социальная группа – это основной фактор, который способствует выживанию человека в социуме. Группы также выполняют и инструментальную роль: группы формируются для определенного функционала. Например, для определенных дел, которые трудно выполнить одному человеку. Как пример – профессиональные группы. Особенно актуальным является вопрос мотивации профессиональных групп, проблема производительности труда в группах. Это также относится к мотивации отдельного человека. Так, путь к эффективному управлению персоналом проходит через понимание его мотивации и стимулирование. Только зная, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы положены в основу ее действий. Для этого необходимо знать, как возникают или вызываются те или другие мотивы, как и каким образом мотивы можно привести в действие, как осуществляется мотивация людей. Проблема мотивации персонала организации приобретает важное значение, поскольку решение задач, которые стоят перед обществом в условиях кризиса, возможно лишь при условии создания надлежащей мотивационной системы, способной побудить персонал организации к эффективной деятельности .
Исходя из этого, важным условием эффективной деятельности организации является создание действенного, адаптивного к новым требованиям механизма мотивации труда персонала. В развитых зарубежных странах уже давно и постоянно культивируют мотивационную идеологию, разработали теорию мотивации и методические подходы к ее управлению. С развитием рынка в социуме все более осознается важность перехода от парадигмы авторитета советского периода к другой парадигме. Поэтому идеи Мэйо, сформулированные в итоге Хоторнского эксперимента, крайне актуальны .
Целью данной работы является рассмотрение идей Э. Мейо в современной социологии организаций.
Задачи:
- уточнить хронологию событий жизни Э. Мэйо;
- выявить результаты хоторнских экспериментов;
- проанализировать критические замечания относительно хоторнских экспериментов.
Объект исследования – хоторнские эксперименты. Предмет исследования – применение идей Э. Мэйо в современных организациях.
1 Биография Э. Мэйо
В данном параграфе нашей целью является выявление особенностей биографии Э. Мэйо.
Джордж Элтон Мэйо родился в Аделаиде, столице Южной Австралии, в 1880 г. Дед Элтона по линии отца являлся лучшим хирургом Южной Австралии, членом совета Королевского хирургического института. Отец Элтона не добился такого признания как эксперт, но был успешен в торговле недвижимостью. Это давало возможность жить его семье достаточно обеспеченно. Обучением Элтона сначала занималась гувернантка, а в 12 лет Мэйо начал учиться Queen's School в Северной Аделаиде. С 1896 по 1898 Элтон занимается в частном заведении - St. Peter's College, где учились юноши-христиане
Родители Мэйо давали своим детям хорошее образование. Элтон решил заниматься медициной. В 1899 г. он поступает на медицинский факультет университета Аделаиды. Уже на первом курсе он становится одним из лучших студентов факультета. Но проваливает экзамены на втором курсе. После Элтон едет в Шотландию, где он продолжает изучать медицину в университете Эдибурга. В 1901 г. он поступает в небольшую школу медицины при госпитале святого Георгия в Лондоне. Здесь сдаются экзамены на лечебном и хирургическом отделении. Но уже спустя 2 года он перестает интересоваться медициной и он продолжает учиться, чтобы не расстраивать родителей .
В конце 1903 года он прекращает заниматься медициной и говорит с отцом относительно своего будущего. Он поступает на службу в горнорудную компанию Ashanii Mining Company, которая занималась золотодобычей в Обуасси в Западной Африке. В каком-то смысле Мэйо являлся «продолжателем» приключенческой жизни отца и деда. Но по состоянию здоровья Элтон был вынужден вернуться в Англию весной 1904 года. В 1905 г. он приезжает в Южную Австралию и становится совладельцем небольшой издательской компании. В 1907 г. Элтон начинает занятия в университете. Упор он делает на изучение философии и психологии. После окончания университета он посвящает себя академической карьере и устраивается преподавателем логики, психологии и этики в университете Брисбейна. Как преподаватель Элтон был экспертом на высшем уровне. После он переходит на философское отделение и женится .
В 1919 г. он публикует монографию «Democracy and Freedom» («Демократия и свобода»), в которой рассматривает политические проблемы общества индустриального типа, где критикую современную систему представительной демократии, которая базируется на принципе партийности. Основываясь на теорию психоанализа, Мэйо говорит о том, что политики стимулируют страхи людей из подсознания, привязывают их с проблемами индустриального общества и после предлагают способы решения данных проблем. Как и в других своих произведениях, Мэйо находит элементы, которые бы интегрировали части социума, а не делили его на куски. По мнению Мэйо, политика правительства с искусственным стимулированием конфликтов часто инициирует усиление расслоения в социуме и не решает проблему восстановления баланса в обществе и личной автономии. Чтобы демократия была полезной и нужной, важно определенное политическое воспитание и руководство, при помощи которого иррационализм и предрассудки бы уступали место рационализму и пониманию реальности. Неприятие любого вида процессов, которые связаны с ситуациями конфликта в политике, нацеленность на достижение баланса в обществе становятся главными в трудах Мэйо. К примеру, в своем эссе «Modernization of a Primitive Community» («Модернизация примитивного общества»), (1947 г.) Мэйо говорит о том, что социум представляет собой систему, где кооперация – основа понимания и желания работать вместе .
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Берри Л. Л., Практика управления Mayo Clinic. Уроки лучшей в мире сервисной организации. — Москва : Манн, Иванов и Фербер : Эксмо, 2015.
2) Берри Л. Л., Легендарная клиника Мэйо : уроки лучшей в мире сервисной организации. — Москва : Манн, Иванов и Фербер : Эксмо, 2013. — 380 с.
3) Бойко Ю. П., Применение гибридной модели мотивации для управления персоналом медицинских учреждений // Управление персоналом. — 2005. — N 17. — С. 38-41.
4) Бурганова Л. А., Элтон Мэйо: теоретик и практик управления: Монография. — Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2019. — 111 с.
5) Волков Ю. Г., Мостовая И.В. Социология. / Под ред. В. И. Добренькова. – М: Юнити, 2018
6) Гиллеспи. R, Дж.Э. Мэйо Классики менеджмента: Энциклопедия Под ред. М. Уорнера. - СПб., 2001.
7) Давыдов С., Предельная привлекательность работы: понятие и измерение // Общество и экономика. — 2011. — N 8/9. — С. 228-246.
8) Золотарева Т. Ф., Модели управления и профессионализм кадров как основной капитал социальной работы // Социальная политика и социология. — 2004. — N 2. — С. 12-21.
9) Комаров М.С. Введение в социологию. – М.: Наука, 2017
10) Матвеева А., Сто лет совершенства // Эксперт. — 2014. — № 29. — С. 74.
11) Понуждаев Э. А., Организационное поведение и управление конфликтами // Практика международного бизнеса. — 2005. — N 4. — С. 102-118.
12) Психологические эксперименты// https://4brain.ru/psy/experimenty.php
13) Шкредов А., Теория М. Вебера и тенденции оформления современной бюрократии // Государственная служба. — 2009. — N 4. — С. 96-98.
14) Argile. M. The Relay Assembly Test Room in Retrospect / Occupational Psychology. - 1953. - Vol. 27.-P. 98-103.
15) Acker, J., Van Houten. D.R. Differential Recruitment and Control: the Sex Stincturing of Organizations .7 Administrative Science Quarterly. 1974. Vol. 19. R 152-163.
16) Blau. P. Bureaucracy in Modern Society. - N.Y., 1961
17) Carey, A. The Hawthorne Studies: A Radical Criticism 7 American Sociological Review. - 1967.-Vol. 32.- P. 403-416.
18) Dickson W.J. Procedure in Establishing Bank Wiring Test Room. Микрофильм записи эксперимента по исследованию отношений в промышленности, проведенного компанией «Western Electric» на заводе «Hawthorne Works», Хоторн, Иллинойс. Коллекция Хоторнских экспериментов. Гарвардская школа бизнеса, Бостон.
19) Drucker P.F. Adventures of a Bystander. N.Y., 1979.
20) Franke. R.H.. Kaul. J.D. Hawthorne Experiments: First Statistical Interpretations American Sociological Review. - 1978. - Vol. 43. -No. 5.-P. 623-643.
21) Gartman. D. Postmodernism: The Cultural Logic of Post-Fordism The Sociological Quarterly. -1998.-Vol. 39.-No. 1.
22) Gillespie R. Manufacturing Knowledge: A History of the Hawthorne Experiments. Cambridge, 1991. Р. 75.
23) Greenwood R.G., Balton A.A., Greenwood R.A. Hawthorn a Half Century Later: Relay Assembly Participants Remember (Appendix A) // Journal of Management. 1983. Vol. 9. P. 229-230.
24) Elton Mayo//https://historyandphilosophyinqueensland.com/queensland-thinkers/intellectuals-and-thinkers/world-war-thinkers/elton-mayo/
25) Hare A.P. Small Groups. New York, 1956
26) Homans G.C. The Human Group. New York, 1950
27) Kerr, С., Fisher, L.H. Plant Sociology: The Elite and the Aborigines /7 Komarovsky M. (ed.). Common Frontiers of the Social Sciences. - Glencoe, IL: Free Press. 1957. - P. 281-308.
28) Landsberger, H.A. Hawthorne Revisited. -Ithaca: Cornell University, 1958.
29) Maslow А. Motivation and Personality. New York, 1954
30) Mayo, G.E. The Social Problems of an Industrial Civilization. - L., 1949.
31) Mayo, G.E. The Human Problems of an Industrial Civilization. - Boston: Harvard University Press. 1946.
32) Pennock G. Industrial Research at Hawthorn // The Personnel Journal. 1930. Vol. 8. Р. 296.
33) Roethlisberger. F.J., Dickson. W.J. Management and the Worker. - Cambridge. 1939.
34) Roethlisberger,F.J. Management and Morale.-Cambridge: Harvard University Press. 1941.
35) Roethlisberger, F. Criticism of Mayo and the Harvard Group, Classified into Five Categories for Purposes of Discussion (mimeographed). - 21 Feb. 1950. - FJR. Baker Library, Harvard University.
36) Whitsett. D.A., Yorks. L. From Management Theory to Business Sense: The Myth and Realities Of People at Work. - N.Y.: Amacom. 1983.
37) Wren. D.A. The Evolution of Management Thought.-N.Y., 1987.
38) Wren D.A. The Evolution of Management Thought. N.Y., 1972.
39) Zaleznik. A. The Promise of Elton Mayo. Foreword / Trahair R. The Humanist Temper: The Life and Work of Elton Mayo. - New Brunswick: Transaction Books, 1984. - P. 1-13.