Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап развития экономики характеризуется повсеместной интернатизацией. Всемирная сеть предоставляет большие возможности для ускоренного развития бизнеса, позволяет открывать новые возможности, повышать конкурентоспособность. Большое влияние новые информационные технологии оказали на процесс продвижения интернет-бизнеса.
В России интернет уже на протяжении длительного времени остается одной из наиболее активно развивающихся сфер. Страна занимает лидирующие позиции по ряду важных показателей – объему интернет-аудитории, размеру ключевых игроков, а также по активности рекламного сегмента. Даже сегодня, несмотря на кризисные явления в экономике, в сегменте массовых коммуникаций интернет демонстрирует уверенный рост.
В современных условиях развития интернет-бизнес получил мощное развитие и в некоторой степени стал незаменимым и для многих предприятий первоочередным источником выживания. Интернет снимает ограничения физического мира, удешевляя бизнес-операции и коммуникации с потенциальными потребителями, но при этом стимулируя конкуренцию между интернет-магазинами. В интернет-бизнесе предприниматели борются уже не за пространство, а за внимание потенциального потребителя. Предложений очень много, информация о любых товарах доступна, рекламные объявления присутствуют практически во всех современных системах и сервисах, и в отличие от физического перемещения по магазинам для интернет-пользователя перейти в другой интернет-магазин — это вопрос нескольких секунд и нескольких кликов мышкой.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУЩНОСТИ ИНТЕРНЕТ-БИЗНЕСА
1.1. Сущность и виды интернет-бизнеса
Благодаря широкому распространению интернета поведение потребителей претерпело серьезные изменения, сегодня пользователи активно используют всемирную сеть для получения важной информации о компании и продукте, сопоставления различных предложений, поиска отзывов и изучения потребительского опыта других. Так исследования показывают, что до 70% потенциальных потребителей (в зависимости от товарной категории) смотрят отзывы перед покупкой. Поэтому на данный момент интернет-продвижение приобретает большую значимость[9].
Интернет-продвижение обладает также рядом довольно важных преимуществ, что также обуславливает его популярность и повсеместное использование:
– большой охват наиболее экономически активной аудитории;
– высокие возможности интерактивного взаимодействия;
– широкие возможности представления информации (текст, графика, видео и аудио и пр.);
– низкая стоимость при работе с узкими сегментами потребителей;
– возможности персонализации общения;
– легкость получения данных для анализа эффективности интернет-продвижения [11].
Продвижение в интернет-среде будет эффективным, если при его проведении работа с целевой аудиторией будет осуществляться в виде определенной последовательности действий, получившей в литературе название «воронка продаж». Согласно данной модели при продвижении необходимо последовательно осуществить привлечение, вовлечение, конвертацию и удержание клиента.
Первоначально должно осуществляться привлечение интернет-аудитории (чаще всего на сайт), для этого существует большой набор инструментов, таких как поисковая оптимизация, контекстная и медийная реклама, работа с блогерами и СМИ, партнёрский маркетинг и контентное продвижение. Следующие три стадии (вовлечение, конвертация и удержание) направлены на создание и развитие заинтересованности потенциальных потребителей в продуктах и услугах компании, превращение посетителя сайта в клиента компании и на дальнейшую работу с ними для увеличения повторных продаж.
1.2. Факторы, влияющие на интернет-бизнеса
Data Insight построил прогноз развития интернет-торговли на ближайшие 5 лет с учетом влияния кризиса на рост онлайн-продаж, включая положительные (для роста) и отрицательные факторы.
Средний рост интернет-торговли с 2019 по 2024 год (CAGR) составит 33,2%. За эти годы рынок продаж материальных товаров через интернет вырастет с 1,7 до 7,2 триллиона рублей.
Естественный рост интернет-торговли без учета влияния коронакризиса (но с учетом инвестиций в интернет-торговлю крупнейших игроков) составил бы 26,6% (CAGR) за этот же период, то есть рынок интернет-торговли в 2024 году составил бы 5,6 триллиона рублей.
Таким образом, факторы кризиса дополнительно приносят в онлайн-продажи 1,6 триллиона рублей за 5 лет. Прогноз построен через рассмотрение вклада каждого отдельного фактора в рост интернет-торговли с одновременной проверкой взаимного влияния факторов друг на друга.
Одним из ключевых факторов развития интернет-бизнеса является динамичный рост интернет-торговли. Средний рост интернет-торговли (CAGR) с 2011 г. до 2019 г. составил 28%. В 2019 г. темпы роста увеличились - в первую очередь, за счет инвестиций больших магазинов и маркетплейсов в рекламу и инфраструктуру. С 2019 г. по 2024 г. Data Insight прогнозирует средний рост интернет-торговли в 33,2%. За это время рынок материальных продаж через интернет вырастет до 7,2 трлн руб. Вклад факторов кризиса в онлайн-продажи составит 1,6 трлн руб. за пять лет[2].
Логистика для электронной коммерции составляет небольшую долю от российской логистики в целом, однако в 2020 г. она также демонстрировала рост. Пандемия и принятые ограничения, влияние которых стало основным фактором снижения объемов грузоперевозок, усилили рост электронной торговли и соответствующего сегмента логистики.
1.3. Показатели оценки развития интернет-бизнеса
К основным показателям развития интернет-бизнеса относятся : • Количественные показатели: число интернет-пользователей и проникновение электронной коммерции среди них; частота и разнообразие покупок через Интернет; средняя величина онлайн-заказа, которая связана как с уровнем доходов, так и ростом потребления, а также растущей готовностью онлайн-покупателей покупать более дорогие товары; • Качественные показатели: рост инвестиций в регионах; улучшение качества услуг; развитие сильных брендов; улучшение доставки по всей России и более низкие цены в Интернете.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ-БИЗНЕСА В ТВЕРСКОМ РЕГИОНЕ
2.1. Анализ состояния интернет-бизнеса в Тверском регионе
Одной из основных тенденций развития интернет-бизнеса на территории Твери и Тверской области является конкуренция между онлайн и оффлайн магазинами.
Очевидно, что у интернет-торговли есть неоспоримые преимущества:
интернет-магазины в некоторых сферах могут предоставлять более низкие цены за счет более низких расходов на ведение бизнеса;
в оффлайновых торговых точках неудобно покупать крупногабаритные предметы, которые проще заказать с доставкой на дом;
в оффлайн магазине не всегда есть в наличии нужный товар;
и т. д. В связи с этим крупные ритейлеры при наличии традиционных торговых точек зачастую открывают еще и онлайн-магазин, рассматривая его не как отдельную сферу бизнеса, а как еще один канал взаимодействия с потребителями. Покупатель в таком случае не ограничен одним возможным сценарием совершения покупки: он может принять решение о покупке в традиционном магазине, ознакомившись с представленным товаром, а заказ сделать через интернет, выбирая по цене, а также удобству доставки и другим параметрам.
2.2. Анализ факторов, влияющих на интернет-бизнес в Тверском регионе
Прежде всего, в Тверской области до сих пор отсутствует закон, который бы регламентировал поддержку интернет-бизнесу. Именно поэтому все предприятия в данном сегменте пользуются льготами и преференциями, которое дает федеральное законодательство.
Покупка товаров на условиях предоплаты до сих пор не пользуется популярностью среди российских покупателей. Наличные платежи остаются наиболее распространенным методом оплаты – этот способ выбирают 74% покупателей. По мнению экспертов, в ближайшие годы эта ситуация не изменится, и этому есть несколько причин. Во-первых, оплата товара заранее не приносит покупателям никаких дополнительных финансовых выгод и не дает преимуществ, связанных с доставкой. Во-вторых, желание увидеть и потрогать покупку до момента ее оплаты сдерживает около 20% всех интернет-покупателей от использования онлайн-платежей. Соответственно, потребителям оказывается удобнее оплачивать покупку при ее получении. Только отсутствие выбора, например, как в случае с интернет-покупками в зарубежных интернет-магазинах, может заставить потребителя оплатить покупку до момента ее получения.
2.3. Анализ развития и выявление проблем интернет-бизнеса
Однако, есть факторы, которые препятствуют развитию интернет-торговли в данном регионе:
- отсутствие административной поддержки развития интернет-бизнеса,
- высокая стоимость аренды площадей для организации складов и логистических центров, для хранения товара, предназначенного для интернет-магазинов,
- высокая стоимость аренды коммерческой недвижимости, что иногда требуется предпринимателям [10].
Выявлено, что интернет-покупатели региона, прежде всего, отдают предпочтение более низким ценам, легким сравнениям и удобной доставке. Те или иные изменения могут происходить в зависимости от социально-географических критериев.
Большинство тверских интернет-магазинов не имеют собственных курьерских служб и отдают доставку на аутсорсинг. При этом в отдельных сегментах доставки, таких как, например, перевозка крупногабаритных грузов, наблюдается дефицит поставщиков. Самой популярной компанией, оказывающей услуги доставки в России, остается «Почта России». Это обусловлено ее конкурентными ценами и территориальным охватом – сеть ее филиалов насчитывает порядка 42 000 отделений почтовой связи. Вместе с ее явными преимуществами и постоянной работой по совершенствованию оказываемых услуг, эксперты, тем не менее, отмечают ненадежность этого почтового оператор).
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ-БИЗНЕСА В ТВЕРСКОМ РЕГИОНЕ
3.1. Основные тенденции развития интернет-бизнеса в Тверском регионе
Интернет-бизнес в Твери и Тверском регионе, как и во всем мире, по прогнозам специалистов будет только развиваться. Этому будут способствовать следующие факторы:
- новые онлайн-покупатели: по оценкам экспертов три месяца карантина привели в онлайн-покупки не менее 10 миллионов человек, соответственно эта тенденция будет сохраняться;
- изоляция дома: потребители, вынужденные сократить свои походы в магазины делали в течение трех месяцев онлайне больше покупок чем обычно, тратя каждый раз больше денег.
- увеличение частоты покупок в месяцы, следующие за изоляцией: даже после окончания изоляции потребители во многих случаях предпочтут онлайн-покупки вместо походов в многолюдные магазины и торговые центры, предполагается что этот фактор будет иметь значение в 20 и 21 году, после чего сойдет на нет;
- переход части людей на удаленную работу: по нашим оценкам в результате коронакризиса 2020 и пересмотра многими компаниями политики работы в офисах, 5-7 миллионов человек в России перейдут на удаленную работу (включая и новых нанятых сотрудников, которые сразу станут удаленными);
- рост онлайн-продаж FMCG: за счет ускоренного роста спроса и предложения (последнее важнее) в период изоляции и после него;
- падение покупательской способности и потребительской активности: негативный фактор снижения объема потребления.
3.2. Оценка путей развития интернет-бизнеса в Тверском регионе
Для совершенствования работы интернет продаж в Твери и Тверской области необходимо реализовать несколько важных мероприятий, направленных на оптимизацию взаимодействия с клиентом.
1.Оптимизировать модель персональных рекомендаций для клиента.
Существует две основные рекомендательные модели – на основе данных о конкретном покупателе и на основе обобщенных данных по всем покупателям.
Рекомендации на основе данных о пользователе. Такие рекомендации строятся на поиске совпадений между данными из профайла пользователя и характеристиками конкретных продуктов.
Для успешной реализации подобной системы необходимы широкие профили пользователей, содержащие несколько ключевых параметров для их сегментации. Часть данных в этих профилях заполняет сам пользователь, остальные данные заполняются автоматически, на основе анализа покупок и просмотров карточек товаров.
2. В компании необходимо развитие коммуникативных связей компании с целевой аудиторией. Покупатель должен узнать, что у ИП Переплетчикова Т.Е. есть более удобный способ взаимодействия и торговли как интернет-магазин на официальном сайте.
Это предполагает:
- подготовку и проведение рекламных кампаний,
- участие в престижных некоммерческих мероприятиях («паблисити»);
- проведение выставок, презентаций, демонстраций;
- поощрения покупателей;
- стимулирование работников сбыта и продавцов;
- налаживание отношений с администрацией;
- формирование положительного имиджа предприятия.
3.Чрезвычайно важно расширить перечень способов оплаты покупок через интернет-магазин.
В связи с этим, представляется целесообразным внедрение системы оплаты товаров и услуг электронными деньгами, что позволит увеличить количество покупателей не менее, чем на 25%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Интернет вносит значительный вклад в текущее развитие экономики России, хотя и замедляет свои прежде ускоренные темпы роста. Даже в непростых условиях развития российской экономики (в том числе из-за внешнеполитической обстановки) РАЭК прогнозирует ежегодный рост отечественных интернет-рынков на «скромные» для этой отрасли 8-10% до 2022 года. Тем не менее, большинство специалистов отмечают, что дальнейшие перспективы развития бизнеса в интернете очень сильно зависят от понимания сегментов интернет-рынков, их потребностей, а также проблем, препятствующих их развитию.
С развитием интернет-технологий традиционный ритейл становится все менее привлекательным как вариант ведения бизнеса. Онлайн-магазины оказываются во многом более гибкими с точки зрения технологий ведения бизнеса и операционных расходов. К тому же, по прогнозам экспертов, в достаточно близком будущем оффлайн-магазины станут в основном выполнять роль шоурумов, обрабатывая заказы через интернет, так как это позволит минимизировать влияние физического наличия товаров в торговой точке на объем продаж и магазины будут выставлять лишь витринные образцы. Поэтому интернет-магазинов становится все больше, как и товаров, которые можно купить через интернет.
Среди 30 крупнейших в России операторов электронной коммерции присутствуют несколько иностранных компаний (Groupon, Otto Group, La Redoute, Yves Rocher), а также компаний с иностранными акционерами и руководством (KupiVIP, Lamoda, Ozon). Это говорит о том, что иностранные розничные компании могут работать на российском рынке в значительном масштабе, но опираясь на сильную местную команду, а также в полной мере учитывая местную специфику, от маркетинга до оплаты и выполнения заказов.