Фрагмент для ознакомления
2
В современных условиях управления предприятиями роль прибыли значительно возрастает, поскольку она является вознаграждением за предпринимательскую деятельность и коммерческий риск, источником простого и расширенного воспроизводства, материальными стимулами как для работников, так и для владельцев предприятия.
Прибыль - одна из самых сложных экономических категорий.
В экономической литературе, посвященной проблемам прибыли предприятия (фирмы), понятие прибыли не имеет однозначного определения. С развитием экономической мысли было сделано много попыток найти однозначное определение прибыли. Все авторы согласны с тем, что прибыль - это разница, остальная часть, которая содержится в поступлениях от продажи.
Прибыль как экономическая категория характеризует конечные финансовые результаты хозяйственной деятельности в процессе расширенного воспроизводства [20, с. 89].
Отношение величины прибыли к величине всего авансированного капитала характеризует норму прибыли. Основными факторами, оказывающими влияние на норму прибыли, выступают норма прибавочной стоимости, органическое строение капитала и скорость оборота капитала. Норма прибыли находится в обратной зависимости от органического строения капитала и изменяется прямо пропорционально норме прибавочной стоимости и скорости оборота капитала. Норма прибыли повышается также вследствие экономии на постоянном капитале.
Производство прибавочной стоимости и получение прибыли как её приращенной формы – непосредственная, постоянная цель предприятия.
Экономист А.П. Агарков определяет прибыль как остаток после вычитания из доходов компании затрат на закупку необходимых товаров и услуг (сырье, транспорт), а также на выплату заработной платы персоналу. Т.А. Сахнович и И.М. Бабук уточняют данное определение прибыли, вычитая из доходов, кроме вышеуказанных затрат, также вознаграждение используемых в данном производстве капиталов.
Прибыль как экономическая категория характеризует окончательные финансовые результаты хозяйственной деятельности в процессе расширенного воспроизводства.
Отношение суммы прибыли к стоимости всего передового капитала характеризует норму прибыли. Основными факторами, влияющими на норму прибыли, являются ставка прибавочной стоимости, органическая структура капитала и скорость оборота капитала. Норма прибыли обратно связана с органической структурой капитала и варьируется в прямой зависимости от нормы прибавочной стоимости и скорости оборота капитала. Норма прибыли также увеличивается из-за экономии основного капитала.
Производство прибавочной стоимости и получение прибыли в качестве ее инкрементной формы является прямой, постоянной целью предприятия.
Экономист А.П. Агарков определяет прибыль как остаток после вычитания из дохода компании затрат на приобретение необходимых товаров и услуг (сырья, транспорта), а также выплату заработной платы сотрудникам. T.A. Сахнович и И. М. Бабук разъясняют это определение прибыли, вычитая из доходов, помимо вышеуказанных затрат, также вознаграждение капитала, используемого в этом производстве [5, с. 23].
О. Волков в своей работе «Прибыль предприятия» указывает, что прибыль, с точки зрения бухгалтерского учета, состоит из двух компонентов:
1) доходы от обычной деятельности - представляют собой разницу между доходами от продаж и необходимыми производственными, торговыми и другими расходами;
2) доход от владения предприятием с определенными активами, которые приносят прибыль (ценные бумаги, долговые обязательства), или активы, стоимость которых может измениться в отчетном периоде (акции, земля, основные средства и т. д.) [11, с. 64].
T.P. Елисеева, М.Д. Молев, Н.Г. Трегулова в своей работе «Экономика и бизнес-анализ», рассматривая экономическую категорию «прибыли», выделяет два ее типа: экономический и бухгалтерский, исходя из различий в определении экономических и бухгалтерских затрат [12, с. 34].
Прибыль в качестве финансового результата предприятия представляет собой разницу между общим доходом и расходами, возникающими в результате экономической деятельности.
Прибыль должна рассматриваться на двух уровнях и в двух аспектах (рисунок 1).
Рисунок 1 - Аспекты и уровни рассмотрения экономической категории «прибыль»
В экономической сущности существуют два основных вида прибыли: бухгалтерский и экономический.
Учетная прибыль понимается как совокупная выручка компании после вычета внешних издержек, т. е. За вычетом расходов на учет [3, с. 13].
Под экономической прибылью понимается общий доход предприятия, за вычетом всех затрат (внешних и внутренних, включая последнюю и нормальную прибыль предпринимателя), т. е. За вычетом экономических издержек. Таким образом, общая прибыль будет включать следующее:
Бухгалтерская прибыль = Общие доходы фирмы - Бухгалтерские издержки
Экономическая прибыль = Общие доходы фирмы - Экономические издержки.
Экономическая прибыль представляет собой доход, полученный сверх нормальной прибыли, необходимой для сохранения интереса предпринимателя в данном направлении деятельности. В настоящее время в бухгалтерских отчетах, действующих в торговых предприятиях, они в основном рассчитывают бухгалтерскую прибыль. Расчет той же экономической прибыли используется для выбора оптимальных направлений деятельности предприятия для повышения его прибыльности [7, с. 38].
Нормальная прибыль представляет собой минимальную плату, позволяющую удержать предпринимателя в рамках данного предприятия или вида деятельности. Нормальная прибыль является составным элементом внутренних издержек предприятия.
По источникам происхождения в экономической литературе выделяют три вида прибыли: прибыль, заработанную благодаря инициативе; «неожиданную» прибыль (прибыль, полученную при благоприятных обстоятельствах); «допускаемую» прибыль. Рассмотрим далее подробно каждый из этих видов прибыли.
1. Прибыль, заработанная благодаря инициативе, возникает вследствие следующих факторов:
- внедрение инноваций, а именно:
а) внедрение на рынок «товара-новинки», отличающегося от других подобных товаров;
б) освоение нового рынка сбыта, которое может осуществляться за счет расширения уже завоеванных рынков либо завоевания нового рынка.
в) внедрение новых методов производства, торговли;
г) внедрение организационно-управленческих новшеств;
- прибыль как вознаграждение за риск, т. е. страховая премия компенсации риска за вложение капитала в данное дело (страхование рисков);
- разумное использование средств, экономия ресурсов;
- дальновидная политика в отношении задолженности.
2. Прибыль, полученная при благоприятных обстоятельствах («неожиданная прибыль»), включает в себя:
- прибыль, порожденную характером производственной деятельности.
- прибыль, связанную с экономической конъюнктурой.
- прибыль, возникающую из-за существующей структуры рынка.
- прибыль, возникающую благодаря воздействию инфляции.
3. «Допускаемая» прибыль, т. е. прибыль, зависящая от решения общественного института или договора между различными инстанциями (например, государством, профсоюзами, предприятиями) в большей степени, чем от экономических факторов. Например, навязывание цены производителем оптовому или розничному предприятию (если оно работает напрямую с производителем): в этом случае невозможна конкуренция цен и норма прибыли у оптовых и розничных покупателей приобретает устойчивый характер.
Это налоговое регулирование в виде предоставления на отдельные виды деятельности льгот и скидок, различные субсидии и дотации и т. д.
По размеру выделяют следующие виды прибыли:
- минимальная прибыль, представляющая собой прибыль, остающуюся после уплаты налогов, обеспечивающая предприятию минимальный уровень рентабельности на вложенный капитал. Как правило, условно за размер минимального уровня рентабельности принимается средняя процентная ставка депозита за отчетный период;
- максимальная прибыль, представляющая собой прибыль, получаемую при таком объеме деятельности, когда наибольший доход достигается при минимальных затратах;
- средняя прибыль – это прибыль, обеспечивающая предприятию средний уровень рентабельности;
- целевая прибыль – прибыль, остающаяся после уплаты налогов и соответствующая потребностям и целям предприятия в его социальном и производственном развитии;
- нормальная прибыль – минимальное вознаграждение предпринимателю за удержание его в рамках выбранной отрасли деятельности [13, с. 48].
По содержанию выделяют два вида прибыли: номинальную и реальную. Номинальная прибыль представляет собой фактически полученную прибыль, отражаемую в бухгалтерской отчетности предприятия. Реальная прибыль представляет собой номинальную прибыль, скорректированную на уровень инфляции.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.03.2020).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.03.2020).
3. Абрютина М. С. Экономический анализ торговой деятельности: учебное пособие./ М. С. Абрютина. – Москва : Дело и сервис, 2019. – 480 с.
4. Арутюнов Ю. А. Финансовый менеджмент: учебное пособие / Ю. А. Арутюнов. - Изд. 2-е, стер. - М.: КноРус, 2019. - 309 с.
5. Бабук И. М. Экономика промышленного предприятия / И.М. Бабук. – Москва : Инфра-М, 2019 – 457 с.
6. Бариленко В. И. Анализ финансовой отчетности : учебное пособие / В. И. Бариленко. – М.: КНОРУС, 2020. - 416 с.
7. Баскакова О. В. Экономика предприятия (организации) / О.В. Баскакова. – Москва : Дашков и К, 2020. – 687 с.
8. Бобылев А.Л. Экономика организаций (предприятий) [Текст]: Конспект лекций / А.Л. Бобылев. - Калининград : КФ АНО ОВО ЦС РФ "РУК", 2018. - 252 с.
9. Боровской М. Я. Экономика, организация и управление на предприятии / М.Я. Боровской. – Санкт-Петербург : Феникс, 2018. – 874 с.
10. Брусов П.Н. Современные корпоративные финансы (для бакалавров) [Текст] / П.Н. Брусов, Т.В. Филатова, Н.П. Орехова. – Москва: КноРус, 2018. – 337 с.
11. Волков О. И. Экономика предприятия (фирмы): учебное пособие – 3-е изд. перераб. и доп. / под ред. проф. О. И. Волкова, доц. О. В. Девяткина. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 387 с.
12. Елисеева Т. П. Экономика и анализ деятельности предприятий / Елисеева, Т. П., Молев, М. Д., Трегулова, Н. Г. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. – 567 с.
13. Кокин А.С. Корпоративные финансы [Текст]: Учебное пособие / А.С. Кокин. – Москва: Издательский Центр РИОР, 2017. - 369 с.
14. Липчиу Н.В. Корпоративные финансы (для бакалавров) [Текст] / Н.В. Липчиу. – Москва : КноРус, 2017. – 228 с.
15. Самылин А.И. Корпоративные финансы: Финансовые расчеты [Текст]: Учебник. – Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2018. - 472 с.
16. Фридман А. М. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества : учебник [Текст] / А. М. Фридман . - 3-е изд . - М. : Дашков и К' , 2019. - 625 с.
17. Халевинская, Е.Д. Торговая политика : Учебное пособие [Текст] / Е.Д. Халевинская. – М.: Издательство "Магистр" : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2020. - 304 с.
18. Шохин Е.И. Корпоративные финансы (для бакалавров) [Текст] / Е.И. Шохин. – Москва : КноРус, 2017. – 318 с.
19. Экономика фирмы [Текст]: учебник для бакалавров / под ред. В. Я. Горфинкеля. – Москва : ЮРАЙТ : ИД Юрайт, 2014. - 685 с.
20. Эскиндаров М.А. Корпоративные финансы (бакалавриат и магистратура) [Текст] / М.А. Эскиндаров, М.А. Федотова. – Москва : КноРус, 2017. – 480 с.