Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Анализ потребительского поведения необходим для эффективного ведения бизнеса. Исследования дают информацию, а это главная ценность бизнеса. Конкурентоспособность компании определяется умением работать на основании точных данных, а не полагаясь на одну интуицию.
Задача маркетингового анализа рынка — изучить потребности целевой аудитории. Тогда компания предложит потребителям именно тот продукт, который они хотят. А значит, компания получит прибыль и хорошую репутацию.
Процедура включает поиск, сбор и анализ информации. Она нужна для того, чтобы сделать продукт ценным для потребителя. Исследования нацелены на изучение потенциального покупателя, а именно его:
- мотивов;
- ценностей;
- традиций;
- эмоций;
- предпочтений;
- ожиданий;
- привычек.
Полученная информация позволяет компании понять своего потребителя. На основании этого разрабатывается продукция и ее реклама.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
1.1 Понятие и необходимость исследования потребительского поведения в целях повышения экономической эффективности управления компанией
Анализ потребительского поведения направлен на разработку комплекса мероприятий, благодаря которым возможно проанализировать структуру рынка и понять ожидания покупателей, определить мотивы потребительских предпочтений и выявить неудовлетворенные потребности потребителей в приобретении того или иного продукта.
Без проведения анализа потребительских предпочтений невозможно разработать маркетинговую, сбытовую и продуктовую стратегию при выборе или приобретении того или иного товара.
Основной целью анализа потребительского поведения является определение факторов мотивации, которые способствуют решению в приобретении товаров, а также создание такого товара, который будет удовлетворять потребностям потребителя.
Анализ потребительского поведения позволяет производителям:
- прогнозировать колебания потребительских предпочтений;
- вносить изменения в производимые товары и услуги;
- оптимизировать рекламную стратегию;
- совершенствовать каналы продвижения;
- выходить на новые рынки. [10]
В сумме это позволяет успешно конкурировать на рынке. Это особенно актуально с учетом того, что товаров в развитых странах производится больше, чем покупатель в состоянии приобрести.
1.2 Типы поведения потребителей, факторы на него влияющие
Поведение покупателя – это прямая реакция на комплекс действий, направленных на его привлечение. Однако, покупая что-либо, каждый человек испытывает стресс от расставания с деньгами, которые он заработал. Кто-то легко преодолевает этот стресс, а кто-то долго и мучительно выбирает лучший из вариантов.
Чтобы максимально правильно сформировать представление о поведении покупателя, следует учитывать следующие моменты:
1) Покупатель испытывает боль, отдавая собственные деньги за покупку.
2) Поведение потребителя поддается воздействию. Именно количество нужной покупателю информации превращает его потребность в решение. Однако, следует помнить, покупатель не должен чувствовать, что его мнением руководят или манипулируют.
3) Покупатель независим. Он сам выбирает товар, цену, внешний вид, марку на основе внутренних причин.
4) Влияние на потребителя социально законно. Если бизнес может влиять на невербальные каналы коммуникации с клиентом – то необходимо лишь укрепить имеющиеся успехи в данной области. Если нет – то необходима большая работа в данном направлении: стилистика подачи текстов, визуальное оформление, специальные предложения и т п.
5) Мотивация и поведение покупателя формируются с помощью исследований: для кого приобретается ваш товар, какие ценности покупатель получает (выгода в цене, кастомизация, сопутствующие товары и т п). [17]
1.3 Методы исследования потребительского поведения в компании сферы торговли, его влияние на экономическую эффективность
Для применения тех или иных методов проведения маркетинговых исследований потребительского поведения, важно собрать информацию о рынке. Она бывает первичной и вторичной. Первичные данные – это те, которые собраны исключительно под цель проводимого исследования. Вторичные данные собираются из различных источников. Такая информация не связана с целью вашего исследования, но она помогает увидеть более полную картину.
Опытные маркетологи рекомендуют начинать аналитическую работу именно со сбора вторичных данных. [11]
Рассмотрим методы проведения маркетинговых исследований потребительского поведения и их разновидности.
Все они основываются на первичной информации и помогают найти ответ на главный вопрос, ради которого и затевалось исследование рынка. Такая информация собирается непосредственно из первоисточника. Для этого применяются:
- качественные методы;
- количественные методы.
Качественные методы позволяют ответить на вопросы «почему» и «как». С помощью этих методов появляются основания для формулировки гипотез, генерации идей, формирования выводов. Они дают весьма субъективную информацию, часто не структурированы, их нельзя выразить в цифрах. [4]
2 ПЛАНИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ РЫНКА МИНЕРАЛЬНОЙ ВОДЫ
2.1 Рынок минеральной воды в г. Омск
В ходе исследования рынка минеральной воды в г. Омск выяснилось, что 2019 г. был достаточно положительным для рынка. В частности, по всем показателям наблюдалась поступательная динамика роста.
Результаты исследования по объемам упаковки минеральной воды на рынке г. Омск представлены на рисунке 2.
Не смотря на все старания производителей и маркетологов приучить население пить воду из бутылей 19л, все равно наибольшей популярностью пользуются упаковки импульсного спроса до 1л. На их долю приходится более половины объема рынка бутилированной воды (64%).
Анализ материала упаковки минеральной воды в г. Омск представлен на рисунке 3.
Вероятнее всего, доля ПЭТ упаковки будет снижаться из-за осведомленности населения о вреде этого пластика для организма человека при неоднократном использовании и о вреде для экологии Земли в целом.
На протяжении последних четырех лет в России наблюдается подъем производства минеральных вод. В 2019 году вод минеральных было выпущено на 10,2% больше, чем за 2018 год, и по итогу года составило 13 250 749,8 тыс. полулитров.
2.2 Разработка технического задания на проведение количественного и качественного маркетингового исследования потребительских предпочтений на рынке минеральной воды
В основе любого эффективного и прибыльного бизнеса находится глубокая маркетинговая работа. Специалисты проводят исследования рынка, собирают данные, анализируют их, строят гипотезы и делают соответствующие выводы. Эти многочисленные мероприятия помогают компаниям выстроить четкую стратегию продвижения бизнеса. Делается это уже с учетом новых тенденций и процессов развития рынка.
Одним из важных методов исследований является маркетинговый опрос. Полученная в его процессе первичная информация служит одной из основ для построения бизнеса.
Компаниям очень важно иметь обратную связь от целевой аудитории, потребляющей их товары или услуги. В условиях жесткой конкуренции они должны быть в курсе того, что думают по поводу их продукта потребители. Метод опроса помогает узнать мнение и получить массу другой полезной информации. Фактически, он напоминает социологическое исследование, только его данные используются не в социологии, а в маркетинге.
3 ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ ДАННЫХ И РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ
3.1 Анализ результатов маркетингового исследования потребительских предпочтений на рынке минеральной воды
Проведем анализ потребительских предпочтений на рынке минеральной воды с помощью анкетирования.
В анкетировании приняли участие 143 опрошенных
Анализируя результаты ответов, можно сделать вывод, что большинство опрошенных (56%) пьют минеральную воду несколько раз в месяц.
Ежедневно пьют минеральную воду 18% опрошенных.
Анализируя результаты ответов, можно сделать вывод, что большинство опрошенных (72,7%) приобретают газированную минеральную воду.
Результаты ответа на вопрос: «В таре какого объема вы чаще всего приобретаете минеральную воду?» представлены на рисунке 8.
Анализируя результаты ответ на вопрос: «В таре какого объема вы чаще всего приобретаете минеральную воду?», можно сделать вывод, что большинство опрошенных приобретают минеральную воду в таре 1,5л – 60,8% опрошенных. Это обусловлено тем, что в чаще всего потребители приобретают минеральную воду в упаковке из ПЭТ, стандартный объем такой тары составляет 1,5л.
3.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию упаковки на примере рынка минеральной воды
Анализируя ответы о потребительских предпочтения минеральной воды, можно сделать вывод, что в последние годы именно качество выпускаемых напитков выступает на первый план.
В условиях рыночной экономики и высокой конкуренции, успех конкретного продукта на рынке обусловлен многими факторами: время производства и поставки, цена, новизна, форма сбыта, реклама и многие другие. Важную роль в этом списке играет качество товара.
Наличие поддельных товаров на рынке не только негативно влияет на экономику страны, но и порождает недобросовестную конкуренцию, а также нарушает права владельца товарного знака. Кроме того, поддельные товары могут нанести вред здоровью потребителя товара. В связи с этим на государственном уровне ведется борьба с незаконным оборотом поддельной продукции: она измывается у продавцов, подвергается уничтожения, самих же продавцов в данном случае наказывают.
Повышение качества продукции является объективным требованием дальнейшего развития экономики страны, так как растущие материальные и культурные потребности населения могут быть удовлетворены только высококачественной продукцией и более высоким уровнем обслуживания.
Повышение качества продукции в производстве означает лучшее использование производственных фондов, сырьевых ресурсов, большую эффективность производства. Кроме того, для предприятия-изготовителя улучшение качества продукции означает ускорение ее реализации, сокращение числа рекламаций и потерь от брака.
Напитки высокого качества не залеживаются на складах и полках магазинов. Быстрая реализация их уменьшает издержки обращения и, следовательно, способствует росту производительности труда в организациях материально-технического снабжения и торговли. Напротив, напитки низкого качества не пользуются спросом, что приводит к увеличению затрат на их хранение и другим неблагоприятным последствиям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Трудно переоценить значение воды для человека. В зависимости от возраста, массы тела и пола, клетки организма состоят из жидкости на 60-80%. Вода участвует в процессе переваривания пищи, переносит кислород и питательные вещества по кровеносной системе, способствует выведению отходов жизнедеятельности (шлаков, токсинов и других вредных веществ) из организма. Не удивительно, что без еды человек может прожить больше месяца, а без воды погибает менее чем за неделю.
Поэтому так важно поддерживать водный баланс организма, пить чистую воду не менее двух литров в день, но главное – не переусердствовать. Переизбыток воды в организме не менее вреден, чем ее недостаток.
Минеральная вода — атрибут здорового образа жизни и действенное лекарственное средство. Ею наполняют ванны, обливаются, используют для полосканий и ингаляций, но чаще всего ее пьют.
В земной толще образуются истинные и коллоидные растворы солей. Они обладают сложным ионным составом и разной степенью минерализации. Эти воды утоляют жажду, тонизируют и излечивают людей.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1) Алексеев, А. А. Инновационный менеджмент: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры/ А. А. Алексеев. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 247 с.
2) Анурин, В. Маркетинговые исследования потребительского рынка / В. Анурин, Е. Евтушенко, И. Муромкина. - М.: СПб: Питер, 2019. - 272 c.
3) Армстронг М., Практика управления человеческими ресурсами: Учебник / М. Амстронг - Издательство «Питер», 2014-824 с.
4) Голиков, Е.А. Маркетинг и логистика / Е.А. Голиков. - М.: Дашков и К°; Издание 2-е, 2017. - 412 c.
5) Дурович, А. П. Практика маркетинговых исследований. В 2 книгах. Книга 2. Среда. Рынок. Товары. Конкуренты. Потребители. Коммуникации / А.П. Дурович. - М.: Издательство Гревцова, 2019. - 400 c.
6) Идрисов Ш.А., Волкова Л.А. Маркетинг: учебное пособие. 2-е изд., доп. и испр. — Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2013. — 337 с.4) Захарова, И. В. Маркетинг: учебно-практическое пособие / И. В. Захарова; Ульян. гос. техн. ун-т. – Ульяновск: УлГТУ, 2016. – 138 с.
7) Жданкин Н.А. Инновационный менеджмент: учебник / Н.А. Жданкин. — Москва: КНОРУС, 2017. — 316 с.
8) Зарецкий А.Д. Менеджмент: учебник/А.Д. Зарецкий, Т.Е. Иванова. —М.: КНОРУС, 2016. —268с.
9) Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, Г. Армстронг. - М.: Вильямс; Издание 9-е, 2020. - 908 c.
10) Красина Ф.А. Управление персоналом: Учебное пособие. — Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2014. — 177 с.
11) Макаров А.М. Маркетинг: учебное пособие / Макаров А.М. - Ижевск: Изд-во Института экономики и управления УдГУ, 2015.-456с.
12) Маркетинг: основы, закономерности, перспективы развития: учебное пособие М.Г. Подопригора, Е.Л. Макарова Южный федеральный университет. – Таганрог: Издательство Южного федерального университета; 2016. – 86 с.
13) Основы маркетинга: Учебное пособие / А.Н. Бобровников, С.Н. Волкова, И.Е. Замятина, В.А. Никольская. 1-е изд. Тверь: ТГТУ, 2017.-348с.
14) Очковская М.С., Рыбалко М.А. Маркетинг: новые тенденции и перспективы: Учебное пособие. – М.: МАКС Пресс, 2014. – 196 с.12) Панкрухин А.П. Маркетинг: учеб. для студентов / А.П. Панкрухин; Гильдия маркетологов. – 4.е изд., стер. –М.: Омега, 2015. – 656 с.
15) Психология и этика делового общения: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 415 с.
16) Семенов, Сергей Большие продажи без компромиссов и оправданий: Система эффективных продаж по телефону и на встречах / Сергей Семенов. - М.: Альпина Диджитал, 2018. - 950 c.
17) Серов, Андрей Герой продажного времени. Универсальная инструкция по технике эффективных продаж / Андрей Серов , Марина Тарасенко. - М.: Вершина, 2020. - 208 c.
18) Семиглазова В.А. Инновационный менеджмент: Учебное пособие/ В.А. Семиглазов.-Томск: ЦПП ТУСУР, 2014. -172 с.
19) Степанова И.П. Инновационный менеджмент/ И.П. Степанова. -Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова». – Саратов, 2014. – 124 с.
20) Управление персоналом: учеб.-метод. пособие / И.Б. Тесленк ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2015. – 80 с.
21) Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент. Учебник, 4-е изд./ Р.А. Фатхутдинов — СПб.: Питер, 2015. — 400 с:
22) Финансы: учебник / коллектив авторов; под ред. Е. В. Маркиной. — 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2014. — 432 с.
23) Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения: учебник для нач. проф. образования/ Г. М. Шеламова. — 7-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 160 с.
24) Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. 2-е изд. / П.Экман — СПб.: Питер, 2013. — 334 с.