Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Старая монашеская система в своем отречении от мира наложила обет бедности на отдельного монаха, но это не помешало монастырям стать крупными землевладельцами, а аббаты - соперничать в богатстве и роскоши с купцами и князьями. Франциск углубил идею бедности: из отрицательного знака отречения от мира он поднял ее до положительного, жизненного идеала, проистекающего из идеи следовать примеру бедного Христа. В то же время Франциск изменил само предназначение монашества, заменив монаха-отшельника апостолом-миссионером, который, внутренне отрекшись от мира, остается в мире, чтобы призывать людей к миру и покаянию среди него.
Старое землевладельческое монашество соответствовало аграрному периоду Западной Европы; но возникали города, с плотным населением богатых и бедных, - и именно к ним обращались ученики Франциска, проповедуя одним как назидание, другим как утешение, «бедное житье», как идеал «евангельского совершенства». Как проповедник «бедного житья», Франциск имел предшественников. Богатство клира давно вызывало протест как со стороны блюстителей аскетического идеала (Бернард Клервоский), так и со стороны противников клира (Арнольд Брешианский). Особенное сходство с Франциском представляет старший его современник, Валдес из Лиона, от проповеди которого получила начало отпавшая впоследствии от католицизма секта валденцев.
Актуальность работы заключается в том, что орден францисканцев был одним из самых влиятельных и могущественных орденов на протяжении всей истории христианской церкви. Более того, его последователей и по сей день довольно много. С исторической точки зрения чрезвычайно интересны вопросы возникновения в христианском мире столь мощного религиозного строя. Интерес и актуальность этой темы обусловлены не только огромной ролью францисканцев в мировой истории и истории христианства.
Очень интересным в качестве объекта рассмотрения является историческое противоречие, приведшее к такому влиянию францисканского ордена на историю и политику средневековой Европы. Здесь речь идет о возрождении францисканского ордена и не только о полном отходе от принципов, заложенных в нем его основателем Франциском Ассизским, но и об их полном отказе. Следует отметить, что в последнее время многие исследователи склонны констатировать наличие достаточно сложной ситуации, даже кризиса российской цивилизации и культуры. История жизни и пример Святого Франциска может стать источником чистейшей христианской духовности, помочь постичь суть христианской культуры и некоторые особенности христианского исторического пути.
Объект – францисканский орден.
Предмет – деятельность ордена в государствах средневековой Европы.
Цель данной работы заключается в знакомстве с учениями Франциска Ассизского и исследовании деятельности францисканского ордена.
Для достижения данной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить личность Франциска Ассизского;
2. Познакомиться и проанализировать учение Франциска Ассизского;
3. Изучить возникновение и эволюцию францисканского ордена;
4. Изучить проповедническую и миссионерскую деятельность ордена.
Глава I. Личность и воззрения Франциска Ассизского
1.1 Личность Франциска Ассизского
«Хочешь знать, почему все идут за мной? Потому что очи Бога Всевышнего не увидели среди грешников более низкого, более недостойного, более грешного, чем я, и для свершения тех чудесных деяний, которые он замыслил совершить, Он выбрал именно меня, дабы смутилась знатность, величие, сила, красота и мудрость мира и дабы знали люди, что всякая добродетель и всякое благо от Него, а не от твари» - Св. Франциск Ассизский
Хотя первые жития Франциска были написаны сразу после его смерти, когда еще оставалось много свидетелей его первых шагов к идеалу, однако ввиду назидательной цели авторов этих жизней не особо заботило точное установление биографические данные их героя. Сама скудность этих данных открыла дверь для благочестивой и поэтической фантастики; настоящий образ Франциска скрыт от нас легендарным, в создании которого принимала участие не только богословская литература житий, но и народное воображение. Но если историк, ищущий достоверные факты, испытывает трудности в лабиринте накопленных легенд, то биограф Франциска не может жаловаться на работу легенды, поскольку она только освещает фундаментальные свойства его личности.
Франциск родился в семье обеспеченных родителей. Он не знал нужды, не знал обиды и наелся досыта. Все это благодаря моему отцу, который занимался шелковым бизнесом, который был очень дорогим и труднодоступным. Мальчик был единственным в семье. Любимец судьбы, не меньше. Он вел себя соответственно: общался с богатыми и с знатью. Очевидцы говорят, что он был лидером. В юности будущий святитель устраивал застолья, по натуре был тщеславным и гордым. В свои годы он сам признался в таком грехе.
Война все изменила. Богатый сын попал в плен. Эта поездка на юг Италии перевернула мою жизнь. Молодой человек все еще был тяжело болен и чудом выжил. Как вы понимаете, домой вернулся не тот Френсис.
Родители открывали рты и слушали речи своих сыновей. Он, видимо, понял свое предназначение. Например, чтобы помочь бедным. А также не гонитесь за внешним блеском. Родители не знали, радоваться им или грустить.
Чтобы понять все о себе, молодой француз отправился в Рим, к Папе. И там с ним произошла удивительная история. Он увидел нищих, переоделся с одним из них и так стоял на крыльце.
У молодого человека была пламенная душа. Он нашел удивительный штрих в этом образе жизни.
Даже в Риме богатый наследник встречался с прокаженными. Их судьба была сложнее, чем у нищих. Их преследовали повсюду. А Ассизи, встречаясь с больным, слезал с лошади, обнимал людей и даже целовал их руки.
Главной чертой Франциска было живое сочувствие и сострадание. Это чувство не привело его к мировой печали; под влиянием его жизнерадостного характера и поэтического чутья, очаровывавшего живую душу во всем живом, сострадание превратилось в нем в любящее сочувствие, которое охватило всю природу, живую и неодушевленную, всюду представляя его, согласно его гимну, братьями и сестрами. Образ бедного и страдающего Христа, призывающий всех следовать за ним, стал для Франциска источником откровения, дал содержание его личной жизни и направление его деятельности; Когда он покаялся, то есть когда он оторвался от мира, он осознал, что его задача - призывать других к такому же покаянию, чтобы следовать за бедным, странствующим Христом.
Проповедь такого идеала могла привести Франциска к конфликту с духовенством и курией, но глубокое смирение, проявляющееся в наивно трогательных формах и в то же время плод интенсивного самосовершенствования, удерживало Франциска среди церкви. Не имея возможности никого осуждать, Франциск не мог стать реформатором; его призыв к евангельскому совершенству не привел, как вальденсы, к разрыву с папством, а, напротив, привел к росту религиозного энтузиазма в католической церкви.
Согласно легенде, Франциск совершил множество чудес, он исцелил слепых, воскрешал мертвых, исцелял парализованных, ревматиков, прокаженных и водянку.
1.2 Учения Франциска Ассизского
Главным пафосом учения Франциска Ассизского, определившим весь образ его жизни, является призыв сознательно практиковать бедность как христианский нравственный идеал, так как обладание рукотворными вещами и желание расширить его уводят человека от Бога. В отличие от аскетической идеологии катаров и вальденсов, склонных отвергать физический мир вообще, аскетизм Франциска был оптимистичным и эмоционально радостным, связанным с восприятием мира как прекрасного творения - свидетельства благости Бога.
Именно во Франциске, по мнению Э. Жильсона, наиболее ярко выражена такая черта христианского мировоззрения, как «принятие мира». Он также не избегал социальной сферы действительности, стремясь к активной проповеди. Его мировоззрение также характеризовалось пренебрежением к абстрактным идеям и вниманием к конкретным действиям и людям, распространяющимся на каждое живое существо.
Он увидел куст, который остановил его, как разбойника, и приветствовал разбойника так, как приветствовал бы его куст. Он не видел леса, он видел каждый дуб и каждый клен, ибо это сын Божий, а потому брат ему, человек. Он защищал птиц перед императором, как защищал бы виновного человека, и обратился к ним с вежливой просьбой: «Мои маленькие сестры, если вы сказали то, что хотели, позвольте мне сказать это». по отношению не только к живой, но и к неживой природе (он мог просить прощения не только у кошки или птицы, но и у камня, на котором сидит) глубокое чувство благоговения перед Богом проявляется во всех его творениях.
Как поэт, он тонко чувствует род неодушевленных предметов, называя сильный, радостный огонь братом, а чистую, незамутненную воду сестрой. Олицетворение природных стихий лишь поверхностно напоминает древний мифологизм. Франциску Ассизскому не приходило в голову сравнивать, например, воду с нимфами, а огонь с циклопами. Его мировоззрение не было продуктом язычества, как иногда полагают. Скорее, это был результат естественного развития средневекового мировоззрения, попытка вернуть ему свободу и свежесть раннего христианства. Без пантеистического всяческого довольства Ф. А. он пел не о природе вообще, а о творении, как о том, что сотворено, как о переходе от небытия к бытию. В отличие от Августина, который видел неполноценность природы в том, что она была создана из «ничего», Франциск Ассизский ценил все, в том числе и ничто, из которого все было создано.
Обращение к бедности как к условию достижения свободы, которое привлекло много сторонников и смутно перекликалось с практикой гораздо более позднего реального коммунизма, вполне естественно вытекало из отношения Ф. А. к миру, из его понимания природы и идеи равенства, всех сотворенных Богом. Стать таким, как брат одуванчик, как сестра ромашка, не беспокоиться о будущем, не обременять себя ничем лишним в этом мире, чтобы можно было свободно проскользнуть сквозь любую сеть, как рыба, -вот необходимое условие внутренней свободы.
Францисканская идея равенства всех существ нарушала, конечно, один из главных принципов средневекового христианского мировоззрения-иерархизм, согласно которому человек гораздо ближе к Богу, чем животные и растения, и даже больше, чем неживая природа. И это, наряду с проповедью бедности, вызывало серьезное недовольство церкви, по крайней мере поначалу. Однако в целом Франциск Ассизский не только не противоречил христианскому мировоззрению Средневековья, но в своем суровом аскетизме и добродетельной любви к Богу был образцом средневекового христианского подвижника.
Талант аскетизма и поэтический дар позволили Ф. А. столь непопулярному в мире самоотречению, раскаянию и нищете предстать в героической красоте, как воплощение идеалов любви и рыцарства. Дух Ф. А. противоречил систематическому изложению его учения, он пошел другим путем - превратил саму свою жизнь в поэзию: «...Вместо того, чтобы петь дифирамбы бедности, он предпочел раздеться догола и быть бедным, вместо того, чтобы петь дифирамбы милосердия, он предпочел заботиться о прокаженных и мерзнуть от холода, отдавая свою одежду нищему.; вместо того чтобы громко восхищаться цветами и птицами, горами и лесами, он предпочел жить среди них и стать одним из них».
Глава II. Возникновение и эволюция Францисканского