Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Вопросы применения норм права вооружённых на современном этапе развития международных отношений приобретают особую актуальность. Это связано, с применением новых средств и методов ведения войны, с перенесением районов боевых действий скибер и космическое пространство, с появлением на политической карте мира так называемых «серых зон» или «без государственных территорий». Как показывает опыт участия российских ВКС в борьбе с терроризмом на территории Сирийской Арабской Республики, в последнее время претерпел существенное изменение характер войн и вооруженных конфликтов, что в свою очередь не могло не отразиться на состоянии современного права вооруженных конфликтов. Появление новых и существенная трансформация существующих средств и методов ведения войны свидетельствует о наличии на современном этапе развития права вооруженных конфликтов отдельных пробелов и противоречий, относящихся к международно-правовой сфере.
Целью работы является изучение вопросов, связанных с международно-правовыми отношениями в период вооруженного конфликта.
В рамках указанной цели ставятся и решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие, эволюцию и значение международного гуманитарного права. Виды вооруженных конфликтов международного характера.
2. Выделить основные направления регулирования межгосударственных отношений во время вооруженного конфликта и их правовое оформление.
3. Изучить проблемы и перспективы развития международного гуманитарного права.
Объектом исследования выступают методы и цели при помощи которых осуществляется правовое регулирование межгосударственных отношений во время вооруженных конфликтов.
Предметом исследования являются общественные отношения, урегулированные нормами национального права и международного права в период вооруженных конфликтов.
При написании работы мной были использованы следующие методы научного исследования: историко-правовой, логико-юридический, структурно-функциональный и сравнительно-правовой анализа.
Глава 1. Понятие, эволюция и значение международного гуманитарного права. Виды вооруженных конфликтов международного характера
Международный вооруженный конфликт представляет собой сложное социальное явление, которое затрагивает не только международное право, но и другие области международной жизни. Слово «конфликт» происходит от латинского «conflictus», что означает столкновение сторон, мнений, сил1. Источником всякого развития является противоречие, столкновение противоположных тенденций или сил. Конфликт представляет собой предельный случай обострения противоречий и выступает определенным моментом развития.
Впервые выражение «международный вооруженный конфликт» было употреблено в общей для всех ст. 2 Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 г. С тех пор оно широко применяется в самых различных международно-правовых документах. В более ранних источниках международного гуманитарного права встречается термин «война». Достаточно вспомнить Гаагские конвенции о законах и обычаях войны 1907 г.1, Статут Лиги Наций (преамбула, ст. 11-13, 16) , Договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики (Пакт Бриана-Келлога) 1928 г. и ряд других документов.
Понятие «война» использовалось для того, чтобы отличить это состояние межгосударственных отношений от других, т. н. «ограниченных мер войны», при которых также использовалась вооруженная сила. Однако ни Статут Лиги Наций, ни Пакт Бриана-Келлога не дают определения войны, и термин ««война» более не употребляется в современном международном праве , он заменен термином «вооруженный конфликт». Так, Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г., Дополнительные протоколы 1977 г. и различные резолюции Генеральной Ассамблеи ООН гласят, что они применяются «в случае вооруженного конфликта» или «в период вооруженного конфликта».
В настоящее время понятие «война» используется лишь для обозначения степени интенсивности вооруженного конфликта при проведении научных исследований, а также в обычном общепринятом понимании этого слова в международной политике.
Введение в международно-правовой оборот нового термина «вооруженный конфликт» объясняется не столько соображениями моды1, сколько насущными потребностями международных отношений. Такие потребности обусловлены терминологической и юридической причинами.
Терминологическая причина заключается в том, что существовали многочисленные проблемы, связанные с классификацией вооруженных конфликтов. Кроме вооруженных столкновений, между государствами всегда существовали такие вооруженные конфликты, как национально-освободительные движения против колониального господства; внутренние вооруженные конфликты; вооруженные гуманитарные интервенции различного характера и т. д.
Понятие вооруженного конфликта охватывает более широкий спектр ситуаций, чем понятие войны. Действительно, если определять войну как столкновение вооруженных сил двух или нескольких государств, или вооруженных сил организованных групп на территории одного государства, то в этом случае игнорируются ситуации, не достигающие планки состояния войны, - такие как пограничные инциденты, рейды вооруженных банд, мятежи без контроля над определенной территорией и т. д.
Юридическая причина выбора термина «вооруженный конфликт» заключается прежде всего в следующем: согласно Гаагской конвенции III 1907 г. об открытии военных действий (далее - Гаагская конвенция III 1907 г.), состояние войны признается только в том случае, если стороны официально заявили об этом . Как показала практика международных отношений, после второй мировой войны государства по политическим и иным соображениям неохотно идут на официальное объявление состояния войны. Так, из 189 конфликтов, имевших место за этот период, только в 19 случаях обе противоположные стороны заявили о том, что они находятся в состоянии войны1, а из 118 конфликтов, происшедших между 1700 и 1872 г., только десяти предшествовало объявление войны.
Между тем очевидно, что необходимо использовать все возможности для обеспечения защиты лиц, испытывающих неблагоприятные последствия вооруженных конфликтов, которые, по каким-либо причинам, стороны не желают квалифицировать войной, поскольку война есть условие, автоматически влекущее за собой применение определенного правового статуса для таких лиц.
В этом смысле ч. 1 ст. 2, общая для всех Женевских конвенций 1949 г., внесла определенную ясность, установив, что они применяются не только «в случае объявленной войны», но и «в случае ... всякого другого вооруженного конфликта». К «всякому другому вооруженному конфликту» можно отнести агрессию, которая является применением вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН ; вооруженное вмешательство и интервенцию, предусмотренные резолюциями 2131 (XX) от 21 декабря 1965 г. и A/RES/36/103 (Декларация о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государства) от 9 декабря 1981 г.
Любой спор, возникающий между двумя государствами и вызывающий введение в действие вооруженных сил, является вооруженным конфликтом по смыслу ст. 2 общей для всех четырех Женевских конвенций 1949 г., вне зависимости от масштабов столкновения: стычка или пограничный инцидент между вооруженными силами участников, даже если одна из сторон оспаривает наличие состояния войны. Наличие или отсутствие объявления войны или ультиматума, исходящего от одной из сторон, в соответствии с требованиями Гаагской конвенции III 1907 г., не имеет значения для установления того, имеет ли место ситуация вооруженного конфликта, как это было признано Международным военным трибуналом в Токио. При этом ни длительность конфликта, ни степень разрушительности не играют никакой роли. Уважение к человеческой личности не измеряется числом жертв. Достаточно и одного раненого, одного потерпевшего кораблекрушение или пленного.
Женевские конвенции применяются, даже если конфликт не является «вооруженным» в «узком» смысле: например, силы одного государства занимают территорию другого государства без единого выстрела (этот случай специально предусмотрен в общей ст. 2, ч. 2), не встретив сопротивления, как при оккупации Германией Чехословакии в 1939 г. и Дании в 1940 г., когда эти страны не предприняли никаких попыток обороны ввиду неравенства противостоящих сил; или, наконец, такой случай: одно государство объявляет себя в состоянии войны с другим государством, интернирует подданных последнего, вне зависимости от их числа, но никаких боев не происходит.
Международное гуманитарное право признает две категории вооруженных конфликтов. Различительным признаком служит здесь государственная граница: война между двумя или большим числом государств считается международным вооруженным конфликтом, а вооруженные столкновения, происходящие в пределах территории одного государства, - немеждународными (внутренними) вооруженными конфликтами (обычно их называют гражданскими войнами).
Женевские конвенции 1949 г. вместе с Дополнительными протоколами 1977 г. содержат почти 500 статей по международным войнам и только 20 - по вооруженным конфликтам немеждународного характера. Объяснение этой громадной разницы в количестве положений кроется в понятии «государственный суверенитет».
Кроме того, долгое время юристы и дипломаты западных стран предпочитали рассматривать национально-освободительные войны, которые велись колонизированными народами против колониальных держав, в качестве внутренних конфликтов, поскольку они развертывались на территории только одной высокой договаривающейся стороны. К этим конфликтам могла непосредственно применяться лишь ст. 3, - общая для всех Женевских конвенций 1949 г. Механизм, позволяющий признать состояние войны, который повлек бы за собой применение большей части гуманитарных норм международного права, никогда не применялся в колониальных войнах, даже если материальные обстоятельства - в частности, размах военных операций - вполне оправдали бы его применение (например, в таких конфликтах, как война в Индокитае или в Алжире).
По требованию социалистических стран и стран третьего мира, основывавшемуся на принципе, постепенно укрепившемся в рамках ООН, согласно которому колониальные народы обладали в международном праве иным статусом, нежели народы метро- полий , национально-освободительные войны были приравнены в Дополнительном протоколе I 1977 г. к международным вооруженным конфликтам, и народы, ведущие борьбу против колониального господства и иностранной оккупации, и против расистских режимов в осуществление своего права на самоопределение, были включены в субъектный состав таких конфликтов.
Более того, учитывая специфический характер международной правосубъектности национально-освободительных движений, п. 3 ст. 96 Дополнительного протокола I 1977 г. предусматривает, что «власть, представляющая народ, ведущий борьбу против одной из Высоких Договаривающихся Сторон в вооруженном конфликте, типа упомянутого в п. 4 ст. 1, может взять на себя обязательство применять Конвенции и настоящий Протокол в отношении такого конфликта путем одностороннего заявления, адресованного депозитарию».
Стоит отметить, что определение вооруженного конфликта, имеющее ключевое значение (т. к. право вооруженных конфликтов начинает применяться только с момента, когда имеет место вооруженный конфликт), не содержится в конвенциях, которые его кодифицируют.
Если возникает вооруженный конфликт между двумя или несколькими государствами, то международное гуманитарное право вступает в действие автоматически, независимо от того, была ли война объявлена и признают ли стороны, участвующие в конфликте, состояние войны. Единственным обстоятельством, достаточным для применения гуманитарного права, является наличие вооруженного конфликта.
В юридической науке даются различные классификации вооруженных конфликтов международного характера.
Наиболее предпочтительной выглядит точка зрения, согласно которой вооруженный конфликт является международным в шести случаях:
1. Вооруженный конфликт является межгосударственным. Речь идет о вооруженном противостоянии двух или нескольких государств. При этом заявление одного из государств, утверждающего, что оно не ведет борьбу против другого и масштаб вооруженного противостояния значения не имеют. Вооруженный конфликт становится международным с момента столкновения вооруженных сил одного государства с вооруженными силами другого, или с момента открытия военных действий против другого государства, не встречая сопротивления последнего.
2. Вооруженный конфликт носит внутренний характер, но по его поводу признается состояние войны. Признание состояния войны - это акт, посредством которого либо правительство страны, на территории которой имеет место вооруженный конфликт, признает, что последний является войной, подпадающей под действие всей совокупности законов и обычаев войны, либо правительство третьего государства заключает, что данный вооруженный конфликт - война, в отношении которой оно намерено занять нейтральную позицию.
В обоих случаях основное последствие признания состояния войны заключается в том, что инициатор этого акта приравнивает вооруженный конфликт, являющийся априори внутренним, к международному вооруженному конфликту, что означает для него принятие на себя обязательства применять к этому конфликту все право войны без изъятий.
В настоящее время приравнивание немеждународного вооруженного конфликта к международному вооруженному конфликту посредством признания состояния войны не применяется и выглядит как в высшей степени теоретическая возможность. В политическом же плане, государства относятся к нему резко отрицательно, видя в нем препятствие к осуществлению ими функций подавления и своего рода узаконение восстания на международном уровне.
3. Вооруженный конфликт - внутренний, но имеет место вмешательство одного или нескольких иностранных государств. Возможна ситуация, когда конфликт, возникший как внутренний, т. е. немеждународный, приобретает такую остроту и масштабность, что перерастает в международный.
Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН запрещают вмешательство во внутренние дела «государства», не проводя различия между вмешательством в пользу правительства или части населения: и правительство, и население, по определению, являются составными элементами государства, и международное право не отдает предпочтения ни тому, ни другому в случае гражданской войны. В этих условиях вмешательство в конфликт третьего государства на стороне повстанцев против законного правительства, или на стороне существующего правительства против повстанческой стороны, автоматически влечет перерастание внутреннего характера такого конфликта в международный.
4. Вооруженный конфликт является внутренним, но в него вмешивается ООН. Действие норм международного гуманитарного права распространяется так же и на сложившийся и получивший распространение в практике ООН институт «операций по поддержанию мира» , отличительной чертой которых является направление вооруженных сил ООН или миссий наблюдателей в те районы, в которых мирные средства урегулирования спора оказались недостаточными.
Вмешательство сил ООН, образованных на фундаменте ст. 43-47 Устава, в немеждународный вооруженный конфликт, направленное против одной из участвующих в нем сторон, или масштабные и повторяющиеся нападения вооруженных сил одной из сторон конфликта на силы ООН по поддержанию мира, хотя и не созданные для осуществления мер принуждения против того или иного государства, имеет те же последствия, что и вмешательство третьего государства в этот конфликт и приравнивается к ситуации международного конфликта.
5. Вооруженный конфликт является национально-освободительной войной. Пункт 4 ст. 1 Дополнительного протокола I 1977 г.
определяет национально-освободительную борьбу как международные вооруженные конфликты, которая ведется «в осуществлении своего (народов) права на самоопределение, закрепленного в Уставе Организации Объединенных Наций и в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций», против колониального господства, иностранной оккупации, расистских режимов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Амирбеков К. И. Трансформация взглядов на понимание законности как правовой категории // Российская юстиция. 2016. № 4.
2. Андреева А. И., Зайцева Е. С. История органов внутренних дел: учеб. пособие. Омск, 2017.
3. Арцибасов И. Н., Егоров С. А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. М., 1989. С. 28.
4. Байтин М. И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). М., 2005.
5. Барбин В. В. и др. Государственно-правовые основы управления органами внутренних дел. Курс лекций. В 3-х т. М., Т. 3. 2012.
6. Барбин В. В. О некоторых вопросах ограничения прав и свобод человека и гражданина с целью обеспечения безопасности личности, общества, государства // Труды Академии управления МВД России. 2007. № 3.
7. Беляева О. В. К вопросу о нарушениях законности в деятельности органов внутренних дел современной России // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 6.
8. Буше-Сольнье Ф. Практический словарь гуманитарного права / пер. с фр. Е. Кирпичниковой. М., 2004. С. 81.
9. Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. // Действующее международное право. В 3-х т. М., 1996. Т. 1. С. 522.
10. Гаагская конвенция III от 18 октября 1907 г. об открытии военных действий // Международное право. Ведение боевых действий: Сборник Гаагских конвенций и иных международных документов. 3-е изд., испр. М., 2001. С. 15-17.
11. Гарашко А. Ю. и др. Курс теории государства и права в классической и постклассической юридической мысли: хрестоматия. М., 2018.
12. Главная Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 21 декабря 1965 г. N 2131 (XX) «Декларация о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета» // Официально-правовой портал «Гарант». Режим доступа: URL: http://base.garant.ru/2565477
13. Громова О. Н., Барбин В. В., Корабельникова Ю. Л. Международные переговоры и участие в них органов внутренних дел: учеб. пособие. М., 2011.
14. Давид Э. Принципы права вооруженных конфликтов. М., 2000.
15. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН: резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций A/RES/2625 (XXV) от 24 октября 1970 г. // Официальный сайт ООН. Режим доступа: URL: https://www.un.org/ru/ga/25/docs/25res.shtml
16. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 27 января 1967 г.
17. Договор о Шпицбергене, 9 февраля 1920 г. // Действующее международное право. Документы в 2-х т. / сост. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. М., 2007. Т. 2 С. 134-136.
18. Договор об Антарктике, 1 декабря 1959 г. // Там же. С. 138-143.
19. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) // Женевские конвенции от 12 августа 1949 года и Дополнительные протоколы к ним. 3-е изд., испр. М., 2003. С. 227-319
20. Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях от 12 августа 1949 г. (Женевская конвенция I) // Женевские конвенции от 12 августа 1949 года и Дополнительные протоколы к ним. 3-е изд., испр. М., 2003.
21. Иванов И. В. Конституционная законность: понятие, содержание и проблемы обеспечения // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 4.
22. Иванова Л. В. Социально-правовое значение мер административного принуждения в сфере обеспечения экономической безопасности // Проблемы регулирования права собственности в условиях современной России. М., 2019
23. Капустин А. Я., Мартыненко Е. В. Международное гуманитарное право. М., 1991.
24. Ковачев Д. А. Принцип разделения властей в конституциях государств Восточной Европы // Конституционные реформы в странах Содружества. СПб., 1993.
25. Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XIX. М., 1960. С. 114-146.
26. Конвенция о режиме проливов, 20 июля 1936 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. IX. М., 1938. С. 61-78.
27. Конвенция относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу, 29 октября 1888 // Действующее международное право. В 3-х т. М., 1997. Т. 3. С. 501505;
28. Договор о Панамском канале, 7 сентября 1977 г. // Там же. С. 505-521;
29. Договор о постоянном нейтралитете и эксплуатации Панамского канала, 7 сентября 1977 г. // Там же. С. 521-524.
30. Косых А. А. Теоретико-правовые основы качества подготовки нормативных правовых актов // Вестник Воронежского института ФСИН России. 2017. № 3.
31. Косых А. А. Убеждение в механизме правоприменительной практики // Вестник Воронежского института ФСИН. 2015. № 2.
32. Кузин Д. В. Финансовые органы в механизме государства. Владимир, 2006.
33. Кьеза Дж. Война империй: Восток - Запад. Раздел сфер влияния. М., 2006.
34. Майорова М. С. и др. Конституционная и международная защита прав человека в социальном государстве // Социально-практические науки. 2016. № 4.
35. Майорова М. С., Матанцев Д. А. Понятие и значение правовых ценностей в культурном измерении // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 8 (82).
36. Марченко Н. М. «Умеренный» позитивизм и верховенство права в условиях правового государства // Государство и право. 2012. № 4. С. 5.
37. Матанцев Д. А. Основные подходы к пониманию сущности злоупотребления гражданским правом: критический анализ // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. № 2.
38. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1993. С. 819.
39. С 1948 г. по 31 марта 2008 г. ООН провела 63 операции по поддержания мира. Подробнее см.: ООН на страже мира и безопасности во всем мире // Официальный сайт ООН. Режим доступа: URL: http://www.un.org/russian/peace/pko/facts.html
40. Советский энциклопедический словарь. М., 1982. С. 632.
41. Устав Лиги наций. 10 января 1920 года // Документы XX века. Режим доступа: URL: http://doc20vek.ru/node/451
42. Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XII. М., 1956. С. 14-47.
43. Философская энциклопедия. В 5-ти т. М., 1964. Т. 3. С. 55.