Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день проблема отклоняющегося поведения в России считается одной из наиболее актуальных, и имеющих серьезное общественное значение, что подтверждается увеличением числа подростков, имеющих девиантное поведение, проявляющееся в действиях асоциального характера (алкоголизм, хулиганство, наркомания, вандализм, нарушение общественного порядка и др.). Отмечается усиление демонстративного и вызывающего поведения по отношению к окружающим взрослым, а в крайних формах - агрессивность и жестокость. Кроме того, среди молодежи произошел резкий рост преступности. Появляются более новые разновидности отклоняющегося поведения подростков: участие в военизированных формированиях, политических организаций экстремистов, в рэкете, в сотрудничестве с преступными группировками, занятие проституцией и сутенерством.
Кроме того, отмечается значительный рост числа тяжких преступлений, конфликтов и фактов агрессивного поведения индивидуумов.
Наравне с этим направленность поступков и действий несовершеннолетних, носящих антисоциальный характер, может являться результатом существования проблем в развитии личности и носить сугубо индивидуальный характер. Формирование здоровой социальной личности несовершеннолетнего нарушается из-за воздействия социума, направленного отрицательно. Делинквентное поведение представляет собой нормальную реакцию на ненормальные для несовершеннолетних условия, в которых они оказались, и одновременно язык общения с социальным окружением, когда иные оптимальные способы общения недоступны или исчерпали себя.
Проблематика делинквентного, антиобщественного (противоправного) поведения является важнейшей в области воспитания подрастающего поколения, так как общественный порядок играет наиважнейшую роль в развитии как государства в общем, так и любого гражданина в частности. Эта проблема изучалась многими зарубежными и отечественными учеными, такими как: А. Айхорн, Ю.М. Антонян, В.А. Гульдан, С.Н. Ениколопов, В.В. Ковалев, Б.С. Кудрявцев, П. Куттер, А.Е. Личко, Ф.С. Сафуанов, Е.В. Васкэ , В.С. Собкин и др.. В их работах были рассмотрены разнообразные классификации делинквентного поведения, основательно описаны его типы и формы, условия формирования и движущие силы. Подробным образом исследована мотивация законопослушного и антисоциального поведения. Особое внимание уделялось вопросам преступности подростков .
Идеи гуманистического, личностно-ориентированного подхода к воспитанию и образованию обучающихся, демонстрирующих делинквентное поведение, прослеживаются в работах следующих авторов: Л.И. Божович, Е.В. Бондаревская, Л.Н. Куликова, A.M. Печенюк и др .
Чрезвычайно высокая концентрация агрессии в современном социуме и отсутствие адекватного и однозначного научного определения данного сложного феномена делают проблему исследования делинквентного поведения одной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической и практической задачей.
Проблема делинквентного поведения в подростковом возрасте на наш взгляд заслуживает особого внимания в связи с тем, что данный возрастной период характеризуется значительным числом кризисных явлений. Подростки, относящиеся к действительности оппозиционно и негативно, считая себя неспособными адаптироваться к этой реальности, выбирают средством взаимодействия с реальностью - уход от действительности осознанно (или неосознанно). При этом возможно нежелание приспосабливаться к реальности ввиду ее несовершенства, единообразия, консервативности или откровенно антигуманной деятельности.
Именно поэтому проблема делинквентности подростков в последние годы является одной из наиболее острых проблем современного российского общества.
Актуальность проблемы, ее практическая значимость и недостаточная разработанность определили выбор темы нашего исследования: «Профилактика делинквентного поведения в образовательной среде». В соответствии с темой исследования были определены цель, задачи, объект, предмет и гипотеза исследования.
Цель нашего исследования — теоретически раскрыть и проверить опытно-экспериментальным путем склонность подростков к делинквентному поведению.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние изучаемой проблемы в современной специальной литературе.
2. Раскрыть понятие и виды делинквентного поведения.
3. Изучить и дать характеристику психологическим особенностям личности подростков с делинквентным поведением.
4. Осветить методы и приемы профилактики делинквентного поведения в подростковом возрасте.
5. Экспериментально проверить предрасположенность к делинквентному поведению.
6. Разработать комплекс мероприятий по профилактике делинквентного поведения среди подростков.
Объект исследования: делинквентное поведение детей подросткового возраста.
Предмет исследования: профилактика делинквентного поведения подростков.
Гипотеза исследования: превентивные меры по профилактике делинквентного поведения подростков будут эффективными, если:
1. своевременно осуществлять диагностику склонности к антисоциальному поведению подростков и выявлять его причины;
2. планомерно информировать подростков о последствиях делинквентного поведения;
3. реализовывать среди несовершеннолетних комплекс профилактических мер по предупреждению делинквентного поведения, соответствующих возрастным особенностям подростков.
Для исследования данной темы нами были использованы такие методы, как: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы, интерпретация, обобщение опыта педагогической деятельности), эмпирические методы (тестирование, психолого-педагогический эксперимент, включающий такие этапы как: констатирующий, формирующий и контрольный; статистические методы (методы количественного и качественного анализа данных).
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный комплекс занятий по профилактике делинквентного поведения в подростковом возрасте применяется в практической деятельности образовательной организации. Кроме того, полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы на практике для разработки рекомендаций и оказания помощи социальным педагогам и родителям подростков, оказавшимся в трудной ситуации.
Работа состоит из ведения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ
ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Понятие и виды делинквентного поведения несовершеннолетних
В современной социологии под девиантным (от лат. deviatio - отклонение) поведением понимают, во-первых, действия, поступки индивидуума, которые не идентичны стандартам или нормам сложившимся фактически или установленным официально в конкретном социуме, а во-вторых – это явление социальное, которое выражается в массовых формах деятельности людей, сложившимся фактически или не соответствующих устанновленным официально нормам или стандартам в конкретном социуме .
Девиантное поведение – это отклоняющееся, неадаптированное поведение, которое часто можно наблюдать в подростковом и юношеском возрасте и характеризующееся устойчивым повторяющимся нарушением норм и социальных правил, соответствующих возрасту, а также прав других.
Среди девиантных проявлений, по нашему мнению, надлежит выделить, так называемый, докриминогенный уровень, в случае когда подросток еще не является субъектом преступления и его социальные отклонения выражаются лишь в незначительных нарушениях моральных норм, проступках, которые не представляют существенной опасности обществу, а также уровень отклонений, выражающихся в уголовно наказуемых, преступных действиях, когда подросток становится субъектом преступления. Данный уровень девиантного поведения, на наш взгляд, было бы целесообразно считать делинквентным поведением, несмотря на то, что первоначально такое понятие, предложенное в 1960 г., T. Беннетт обозначал лишь как патохарактерологические реакции у подростков, которые проявляются в совершении проступков и мелких правонарушений.
Одной из наиболее важных социальных проблем в мире является совершение противоправных поступков подростками. Рост преступности среди несовершеннолетних характерен для различных стран мира. Основными причинами данного явления являются: нестабильность социально-политической обстановки в стране, которая влечет за собой неуверенность подростков в собственном будущем, отсутствие социального контроля подростков со стороны взрослых в процессе образования и воспитания, распады семей. Совершение противоправных поступков несовершеннолетними, которые не влекут за собой уголовную ответственность, обозначается понятием «делинквентное поведение». Данный термин пришел из западной науки в 70-е гг. двадцатого столетия. Достаточно часто делинквентное поведение подростков приобретает криминальный характер.
Специалисты прменяют следующие синонимы делинквентному поведению: ассоциальное, аддиктивное, неадаптивное, отклоняющееся, патологическое и т. д.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айхорн, А. Трудный подросток / А. Айхорн. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСО - Пресс, 2001. - 304 с.
2. Акутина, с.п. Проблема делинквентного поведения подростков в условиях образовательной организации / С.П. Акутина, А.А. Семавина // Молодой ученый, 2016. - № 8.- с. 869-872
3. Баринова А.Н. Педагогические аспекты профилактики вредных привычек у юношей: дис. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/pedagogicheskie-aspekty-profilaktiki-vrednyh-privychek-u-junoshej.html.
4. Беличева, С.А. Превентивная психология в подготовке социальных педагогов и психосоциальных работников: учеб. пособие для вузов по спец. «Психология», «Социальная работа», «Социальная педагогика». - СПб. : Питер, 2012. - 336 с. : ил. - (Стандарт третьего поколения) - ISBN 978-5-459-00957-6.
5. Беляева, С.И. Межпоколенная воспроизводимость деструктивных паттернов функционирования в семьях делинквентных подростков / С.И. Белякова // Медицинская психология в России, 2017. - №1. - Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhpokolennaya-vosproizvodimost-destruktivnyh-patternov-funktsionirovaniya-v-semyah-delinkventnyh-podrostkov (дата обращения: 19.02.2021).
6. Гилинский, Я. Девиантность подростков [Электронный ресурс]: теория, методология, эмпирическая реальность./ Я. Гилинский, И. Гурвич, М. Русакова, Ю. Симпура, Р. Хлопушин. - СПб. : Медицинская пресса, 2001. - http://deviantology.spb.ru/etc/publications/Deviantnost_podrostkov.pdf (режим доступа 17.02.2021)
7. Гоголева, А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. / А.В. Гоголева - М.: Изд-во Моск.псих.-соц. ин-та, Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК. - 2002. - 240с.
8. Жулина, Г.Н. Психолого-педагогическое и правовое сопровождение межличностных отношений со сверстниками делинквентных подростков / Г.Н. Жулина, Л.М. Романова // Гуманитарные науки, 2019. - №4 (48). - Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-i-pravovoe-soprovozhdenie-mezhlichnostnyh-otnosheniy-so-sverstnikami-delinkventnyh-podrostkov (дата обращения: 19.02.2021).
9. Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы [Текст] / Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников. - СПб. : Питер, 2011. - 352 с. - ( Стандарт третьего поколения) - ISBN 978-5-4237-0235-9.
10. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы./ Е.П. Ильин – СПб., 2000. – 512 с.
11. Калиниченко, О.Ю. Аддиктивное поведение [Электронный ресурс]: определение, модели, факторы риска/ О.Ю. Калиниченко, В.Л. Малыгин // ВНМТ. 2005. - №3-4. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/addiktivnoe-povedenie-opredelenie-modeli-faktory-riska (дата обращения: 16.02.2021).
12. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения: учебник и практикум для вузов / Ю.А. Клейберг.— 5-е изд., перераб. и доп.— Москва: Издательство Юрайт, 2019.— 290с.— (Бакалавр и магистр. Академический курс).— ISBN 978-5-534-00231-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/431815
13. Корнилова, Т.В. Подростки групп риска: [учебное издание] / Т.В. Корнилова, Е.Л. Григоренко, С.Д. Смирнов.- 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2019. - 273 с. : ил. - (Профессиональная практика). - Прил.: с. 125-266. - Библиогр.: с. 267-273. - ISBN 978-5-534-07748-3.
14. Крайг, Г. Психология развития. / Г. Крайг. – СПб., 2000. – 992 с.
15. Курек Н.С. Нарушения психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте : научное издание. - СПб. : Алетейя, 2001. - 217 с. - ISBN 5-89329-398-3
16. Личко, А.Е. Подростковая психиатрия [Электронный ресурс]: руководство для врачей. — Изд. 2-е, доп. и перераб. / А.Е. Личко — Л. : Медицина, 1985.- Режим доступа: http://www.psychiatry.ru/siteconst/userfiles/file/PDF/1706/5.pdf (дата обращения 17.02.2021)
17. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения./ В.Д. Менделевич - СПб. : Речь, 2005.- 445 с.
18. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб., 2001 – 668 с.
19. Паатова, М.Э. Теоретико методологический анализ социально-педагогических феноменов «девиантное поведение» и «делинквентное поведение» подростков. / М.Э. Паатова, С.Н.Бегидова, Н.Х. Хакунов// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, 2012. - Вып.1. - 14-23.
20. Пятницкая, И.Н. Трудные дети - трудные взрослые / И.Н. Пятницкая, А.И. Шаталов. - Москва : КноРус, 2015. - 120 с. - (Бакалавриат). - ISBN 978-5-406-04061-4.
21. Реан, А.А. Психология и педагогика./ А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум - СПб.: Питер, 2002, — 432 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»).
22. Савенков, А.Н. Социология правовых девиаций и социальных аддикций: [социология права в Российской империи, гносеологические основы социологии права, правомерное и противоправное поведение, социологические методы изучения преступности]: монография / А.Н. Савенков, В.И. Жуков / Рос. акад. наук, Ин-т государства и права. - Москва : Ин-т гос-ва и права РАН, 2019. - 408 с. : табл. - Библиогр. в подстроч. примеч. - ISBN 978-5-8339-0171-7.
23. Савина, Н.Н. Зарубежный опыт предупреждения делинквентного поведения подростков / Н.Н. Савина // Образование и наука, 2008. - №3. - Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-preduprezhdeniya-delinkventnogo-povedeniya-podrostkov (дата обращения: 19.02.2021).
24. Самыгин, П.С. Девиантное поведение молодежи [Текст] : учебное пособие / П. С. Самыгин. - Ростов н/Д : Феникс. - 2006. - ISBN 5-222-09095-7. - 440 с
25. Шиловская, А.Л. Совершенствование механизмов работы с несовершеннолетними правонарушителями в Российской Федерации / А.Л. Шиловская – М.: ООО «Информполиграф», 2010. — 80 с.