Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одной из острейших на настоящий момент проблем в условиях современного компьютеризированного мира, окружающего подрастающее поколение, является развитие творческих способностей, в данном случаеартистизма у детей и подростков. В значительной степени это касается детей младшего школьного возраста – тех, кто вышел на новый этап развития личности, пробует самостоятельно строить отношения с окружающим миром и ищет способы реализовать свои силы на этом поприще. Всё чаще приходится сознавать, что современные дети, чем дальше – тем меньше, способны решать элементарные задачи коммуникативного, познавательного и социального плана самостоятельно, не имеют творческого мышления и даже стимула к его развитию.
Основная задача педагогов и творческих наставников детей – активно помогать своим подопечным развиваться в гуманитарном плане, формировать привычку, а ещё лучше потребность быть независимыми от современных гаджетов; оставаясь современными людьми, активно и правильно пользуясь техническими достижениями человечества, быть развитыми, самостоятельными, творческими личностями; быть уверенными в том, что им подвластно решение любой задачи вне независимости от сложившихся неблагоприятных обстоятельств. Для всего этого требуется подвижность мышления, быстрота ориентировки в сложившейся ситуации, творческий подход к решению поставленной задачи. Именно театр, способен стать основным направлением в реализации творческой активности младших школьников. Именно театр как нельзя лучше развивает артистизм любого человека вообще и ребёнка в частности. Ребёнок, как существо эмоционально податливое и готовое с удовольствием окунуться в интереснейший процесс реализации фантазии, как нельзя лучше раскрывает свой творческий потенциал в театральном действе и таким образом поднимается на следующую ступень развития личности
Актуальность настоящего исследования заключается в освещении дефицита информации по данной теме. Большинство авторов, исследующих тему развития творческих способностей детей, обычно освещают вопросы развития таковых либо у малышей дошкольного возраста, только начинающих свой путь в творчестве, либо у школьников более старшего возраста – старшеклассников, уже сформировавших определённую жизненную позицию, развивших некоторые творческие способности и применяющих их в решении жизненных задач.
Проведя обзор по данной теме, был сделан вывод, что начальному звену творческого образования уделяется недостаточно внимания. Благодаря этому даже разработанные и проверенные на практике приёмы развития артистизма учащихся часто не находят полной реализации при применении, так как не учитывают психологических и иных особенностей детей именно младшего школьного возраста.
Объект исследования – театральная деятельность детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – процесс развития артистизма у детей младшего школьного возраста на театральных занятиях.
В ходе исследования решались следующие задачи:
– раскрыть особенности развития артистизма детей младшего школьного возраста, определить их уровень;
– дать характеристику средствам и методам их развития;
– выявить условия формирования артистизма у детей младшего школьного возраста;
Гипотеза: Театральная деятельность является эффективным средством в развитии артистизма у младших школьников, а также развивает мышление, внимание, умственные способности, память, что необходимо детям в дальнейшем обучении.
Методы: - теоретические – изучение и анализ психолого-педагогической и театроведческой литературы по данной проблеме; - эмпирические – наблюдение, беседа, проведение диагностики, проведение театрализованных занятий анализ продуктов творческой деятельности учащегося.
Методологические основы исследования: Практическая значимость исследования состоит в том, что некоторые теоретические положения и практические материалы могут быть использованы на практике педагогами, руководящими детскими театральными коллективами, не только в стенах школы, но и в учреждениях дополнительного образования, а также в любительских и репертуарных театральных коллективах, ведущих работу с детьми младшего школьного возраста.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы развития артистизма у детей младшего школьного возраста в процессе театральной деятельности
1.1. Психолого-педагогические особенности творческого развития детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст – это период, когда дети учатся овладевать социальным пространством человеческих отношений не только через реальное общение со старшими членами семьи, педагогами, сверстниками и другими окружающими людьми, но и через игровые отношения. Это период, когда дети могут развить способность к идентификации с людьми, игрушками, различными изображениями, природными объектами, а также с воображаемыми персонажами.
Прогресс в развитии происходит посредством выразительных действий, отражающих эмоциональное расположение ребёнка. Одновременно с этим ребёнок заинтересован в закреплении освоенных действий и эмоций через постоянное их воспроизведение. Комфортнее всего это происходит в общении со сверстниками и со знакомыми ему людьми, которые ребёнку эмоционально близки. Именно при соблюдении этих условий создаётся благоприятная атмосфера для развития у ребёнка творческих способностей.
Творческие способности являются одной из составляющих артистизма, а также общей структуры личности человека. Развитие их способствует развитию любого индивида в целом. И чем раньше начать это развитие, тем успешнее и плодотворнее разовьётся личность. Вот почему так важно развивать творческие способности с раннего возраста. Младший школьный возраст – как нельзя более подходящее для этих целей время. Именно на этом этапе ребёнок – способнейший актёр, он уже прошёл некоторую социализацию в обществе и в окружающем его коллективе для того, чтобы не стесняться проявлять себя на театральном поприще. И при этом он ещё не достиг возраста подростковых метаний, когда, иной раз, неуверенность в своих силах и оглядка на мнение окружающих играют негативную роль в
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005,- №4.
2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003.
3. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М.: Ось-89, 2003 – 144 с
4. Выготский Л.С. Психология искусства. Ростов/нД:«Феникс», 1998. – 480 с.
5. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология. Психическое развитие ребёнка. 4-е изд., перераб. — СПб.: Питер, 2009. — 240 с.:
6. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи. - М.: Линка-Пресс, 2003. - 176с.
7. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. 2-е изд., стер. – М.:Академия, 2003. – 464 с.
8. Жирмунский, В. М. К вопросу о международных сказочных сюжетах : монография / В. М. Жирмунский. Москва : Просвещение, 2012. 259 с
9. Жукова Е.С. Динамика становления творческих способностей на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста. - М., 2000. - 423с.
10. Куревина, А.О. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003. 176 с
11. Куцакова, Л.В. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М.: Владос, 2004. 367 с
12. Князева О.П., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб: Детство-Пресс, 2016. – 306 с.
13. Мазепина Т. Б. Развитие навыков ребёнка в играх, тренингах, тестах. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003 . – 127 с
14. Медведева Е.А., Шишова Т. Улыбка судьбы. Роли и характеры. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2002. - 240 с.
15. Мелетинский, Е. М. Герой волшебной сказки : монография / Е. М. Мелетинский. Москва : Наука, 2008. 359 с.
16. Никифоров, А. И. Сказка, ее бытование и носители : монография / А. И. Никифоров. Москва : АСТ, 2004. 385 с.
17. Общая психология / под ред. А.В. Карпова. - М., 2002. - С. 109-111.
18. Пропп, В. Я. Морфология волшебной сказки : учеб. пособие / В. Я. Пропп. Москва : Лабиринт, 2005. 521 с.
19. Пропп, В. Я. Русская сказка : монография / В. Я. Пропп. Москва : Лабиринт, 2002. 428 с.
20. Пропп, В. Я. Структурное и историческое изучение волшебной сказки (Ответ К. Леви-Строссу) : монография / В. Я. Пропп. Москва : Академический проспект, 2001. 702 с.
21. Резина, О. Г. Структура и семантика художественного текста : учебник / О. Г. Резина. Москва : Академия, 2009. 415 с.
22. Рошняну, Н. Традиционные формулы сказки : монография / Н. Рошняну. Москва : Лонгман, 2010. 188 с.
23. Сказки нашего детства [Сборник]: Пособие для родителей и педагогов / Составитель Тарабарина Т. И.; - Ярославль: Академия развития, 1997. - 236с.
24. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс. СПб.: Питер, 2007. — 208 с.
25. Степанова О.А. Игровая школа мышления. М.: Сфера, 2003. – 128 с.
26. Томчикова С.Н. У истоков театра: Программа творческого развития детей шестого года жизни в театрализованной деятельности. - Магнитогорск: МаГУ, 2002 - 69 с.
27. Филатов Ф.Р. Общая психология. Серия «Высший балл». - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 448 с.
28. Улашенко, Н.Б. Организация театрализованной деятельности. Старшая группа [Текст]: методическое пособие / Н.Б. Улашенко. – Волгоград: Корифей, 2009. – 112 с
29. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учебно-методическое пособие / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Детство Пресс, 2013. – 128 с.
30. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. Первушина И.М. Маленькие игры в большом счастье. - М.: Апрель Пресс: ЭКСМО - Пресс, 2001. - 224 с.