Фрагмент для ознакомления
2
Страхование вкладов – система, позволяющая частным вкладчикам – физическим лицами получить денежные средства при отзыве лицензии или банкротстве кредитной организации. Для этого банки уплачивают страховые взносы за привлекаемые вклады в специализированный фонд, откуда производятся выплаты в случае дефолта.
Обязательным условием эффективной работы банковской системы выступает доверие к ней со стороны населения. Система страхования вкладов (ССВ) физических лиц, созданная в России, предназначена как раз для того, чтобы у населения была уверенность в сохранности размещенных в банках денежных средств [5, c 79].
Система страхования вкладов представляет собой некоторое обеспечение страхования размещенных физическими лицами депозитов в банковских учреждениях. В настоящее время данная система введена и поддерживает исключительно физических лиц, в целом же данная практика включена в государственные механизмы более чем 100 различных стран мира.
Первыми предложили страховать вклады граждан США в 1933 году. Подобный механизм не является уникальным, так как функционирует в различных видах в 104 государствах мира. Начало деятельности ССВ в РФ было положено подписанием Федерального закона №177-ФЗ, датированного 23.12.2003 года. Он до сих выполняет основные функции правового регулирования вопросов страхования вкладов.
Основными задачами, которые решает страхование вкладов физических лиц в банках РФ, являются:
1. Сведение на нет паники, возникновение которой возможно при обвале одного или нескольких банков. В большинстве государств, где такая система не предусмотрена, среди вкладчиков начинаются панические настроения, которые распространяются на других граждан, что и приводит к возникновению дефицита средств, падение курса национальной валюты.
2. Увеличение общего доверия со стороны граждан к банковским учреждениям, работающим на финансовом рынке страны. Что примечательно, при введении в практику ССВ в 2004 году, общий уровень доверия со стороны потенциальных вкладчиков к банкам существенно возрос и держится на стабильно высоком уровне. Это гарантирует регулярное вложение людьми материальных средств, даже при условии открытия новых банков.
3. Сохранение имеющихся капиталов граждан, что является одной из главных задач, которые преследует обязательное страхование вкладов. Защита о материальном благосостоянии населения приводит к тому, что сводится на нет вероятность возникновения кризиса, его последующего обострения[23].
Имеется и официальный сайт страхования вкладов, где размещается актуальная информация относительно тех или иных банков, в настоящее время прекративших свою деятельность. В частности, благодаря ресурсу, клиенты, разместившие свои депозиты в банках, могут получать актуальную информацию относительно текущего статуса банковской организации. Если же изымается лицензия, предусмотрено занесение банка в специальный Реестр, где ему присваивается соответствующий статус.
Участниками ССВ являются:
-вкладчики, имеющие банковские счета и вклады;
-банки, внесенные в реестр банков (перечень банков, состоящих на учете в системе страхования вкладов);
-Агентство по страхованию вкладов, которое является страховщиком;
-Банк России, как регулятор и гарант стабильности системы.
Стоит отметить, за все время действия закона (начиная с 2004 года), в него вносились четыре поправки, задачей который было увеличение общей суммы возмещения вне зависимости от депозита. Сегодня размер компенсации составляет 1,4 миллиона рублей, при этом, несколько депозитов, открытых на одно и то же лицо суммируются.
На выплату компенсационных средств отводится порядка 14 суток после непосредственного наступления случая страхования. В состав компенсации включается первоначальная сумма сделанного денежного вклада и проценты, начисленные до непосредственного отзыва лицензии у банковской организации.
Таким образом, обязательное страхование вкладов играет на руку потенциальным вкладчикам, гарантируя максимально высокий уровень защиты их материальных интересов. Все банки обязаны подключаться к системе страхования вкладов, чтобы обеспечивать наличие компенсационного фонда, из которого и будут выплачиваться пострадавшим вкладчикам установленные государством суммы средств.
По состоянию на 2021 год участниками ССВ в России являются 1014 банков. За время функционирования системы страхования вкладов, то есть с 2004 года по настоящее время, произошло 436 страховых случаев[24].
Результатом вступления в силу его положений №177-ФЗ стало создание в 2004 году Агентства по страхованию вкладов (АСВ). Это государственная корпорация, целью которой является страхование обеспечение эффективного функционирования ССВ в России. На официальном сайте АСВ приведены все необходимые контакты и средства связи для получения любых консультаций.
Одной из причин разработки Федерального закона и создания АСВ стали массовые банкротства финансовых учреждений, происходившие в 90-е годы. Они привели к потере вкладов большим количеством россиян. Для недопущения подобной ситуации в 2004 году и была запущена система страхования вкладов, успешно и эффективно работающая до настоящего времени.
Главные задачи Агентства:
-ведение реестра банков, которым разрешено привлекать средства во вклады;
-аккумулирование страховых взносов, контроль отчислений в фонд обязательного страхования (ФОС);
-распоряжение средствами ФОС;
-работа с требованиями и претензиями вкладчиков по расчету и выплатам возмещения по депозитам;
-контроль за деятельностью банков в части исполнения ФЗ «О страховании вкладов в банках РФ».
Работающая сегодня в России ССВ представляет собой механизм, обеспечивающий страховую защиту со стороны государства вкладов граждан в банки. Более того, с начала 2014 года страхование банковских вкладов было распространено и на средства ИП, действующих без образования юридического лица.
Правила работы ССВ предусматривают выплату возмещения вкладчикам банков при наступлении страхового случая. Осуществлением выплат занимается специально созданное АСВ. Источником средств при этом выступает ФОСВ (Фонд обязательного страхования вкладов), который формируется из ежеквартальных взносов участников системы. Величина платежа составляет 0,1% от суммы размещенных на счетах банка депозитов.
Действующее законодательство предусматривает два вида страховых случаев, при наступлении которых производятся выплаты из ФОСВ:
1. Отзыв лицензии банка-участника ССВ или прекращение ее действия, предпринятые по решению Центробанка России;
2. Мораторий, установленный по решению Банка России, на принятие требований каких-либо кредиторов банка.
Причиной страхового случая выступают финансовые проблемы или разорение банка, вызванные неграмотной политикой руководства, а также последствиями экономического кризиса. Нередко причиной возникновения трудностей в кредитной организации становится противоправная деятельность ее сотрудников, связанная, например, с отмыванием или выводом денежных средств[10].
В течение 2017-2019 годов Центробанком было отозвано, соответственно, 94, 97 и 61 банковская лицензия. В двух - третях случаев причиной выступала утрата активов или резкое падение из ликвидности.
Важным плюсом ССВ является отсутствие добровольного характера участия в ней для всех банков, которые занимаются привлечением денежных средств населения во вклады. С одной стороны, это позволяет сформировать более крупный ФОСВ, а с другой – заставляет кредитные организации страны серьезнее подходить к предлагаемым клиентам условиям по депозитам.
Обязательное страхование вкладов физических лиц и ИП распространяется на любые денежные средства, которые размещены на счетах физлиц, в открытых ими вкладах и на их дебетовых картах, включая:
-Вклады до востребования и срочные, в том числе валютные;
-Текущие расчетные и лицевые счета, которые применяются для ведения расчетов по банковским пластикам, получения денег в виде стипендии, пенсии или заработной платы;
-Счета ИП (с начала 2014 года);
-Счета опекунов или попечителей в случае, если выгодополучателями выступают их подопечные;
-Счета-эскроу, открытие которых связано со сделками с недвижимостью (с апреля 2015 года).
При уходе вкладчика из жизни право на получение страховки переходит к его наследникам.
Установленные законодательством правила работы ССВ предусматривают, что действие системы распространяется на такой популярный финансовый инструмент, как дебетовые банковские карты, в том числе зарплатные. Это вполне логично, так как любая подобная карточка напрямую привязана к лицевому счету физического лица. Поэтому размещенные на этом счете средства подпадают под страхование вкладов.
1.2 Правовое регулирование системы страхования вкладов
Любая область деятельности регулируется теми или иными нормативно - правовыми актами. Это касается, в том числе, страховой, банковской и финансовой деятельности, для которых также предусмотрены определенные законодательные, нормативные, методологические и организационные правовые акты и документы, которые регламентируют деятельность системы страхования вкладов на различных уровнях.
Нормативно-правовым актом является письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение[13].
В нашей стране, государство принимает непосредственное участие в функционировании системы страхования вкладов, через Центральный Банк РФ, как основной контролирующий орган. Но, в то же время, для регулирования деятельности банков в этой сфере создана специальная организация – государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов». Таким образом, можно определить, что система страхования вкладов в нашей стране относится к смешанному типу с ограниченным вариантом правового регулирования.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст: (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2016, № 31, ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Ч. II) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (с изменениями 18.03.2019) // Собр. законодательства РФ. - 2019.-№30
3. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О Центральном банке РФ (Банке России)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.02.2016) // Российская газета 2019. № 3.
4. Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О страховании вкладов физических лиц в банках РФ"// Российская газета 2019. № 6.
5. Стратегия развития государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» на период до 2020 года / в ред. решения Совета директоров ГК «Агентство по страхованию вкладов» от «14» декабря 2015 г. (протокол № 17, раздел V).
6. Антонова Е.А. Направления развития системы страхования вкладов [Текст] / Е. А. Антонова // Молодой ученый.–2016. - №21. – с. 549-552.
7. Басс А.Б. Тенденции развития банковской системы России [Текст]: монография / А.Б. Басс, Д.В. Бураков, Д.П. Удалищев – М.: Русайнс, 2015. – 216 с.
8. Белозерова С. А. Страхование и управление рисками: проблемы и перспективы [Текст]: монография / С.А. Белозерова, Н.П. Кузнецова – М.: Проспект, 2016. – 521 с.
9. Гурулёва О. С. Система страхования вкладов в Российской Федерации. Проблемы и перспективы развития [Текст] /О. С. Гурулева // Молодой ученый. - 2018. - №16. - С. 200-203.
10. Жарковская Е.П. Банковское дело [Текст]: учебник для студентов ВУЗов / Е.П. Жарковская – М.: Омега-Л, 2016. – 526 с.
11. Ильина Л.И. Проблемы и возможности развития системы страхования вкладов в Российской Федерации [Текст] / Л.И. Ильина, Н. В. Ружанская, Ж.А. Аксёнова // Денежно-кредитная политика.–2016. - №3. – с. 102-107
12. Коваленко С.Б. Современные системы страхования вкладов в Российской Федерации, странах Балтии и СНГ [Текст] / С. Б. Коваленко, П. Г. Шернин // Вестник Саратовского социально-экономического университета.–2016.– с. 69-72
13. Лаврушин О.И. Банковское дело [Текст]: монография / О. И. Лаврушин, Г.Г. Фетисов, Н.И. Валенцева. – 12-е изд. – М.: Кнорус, 2018. – 800 с.
14. Литвинова А.В. Развитие методических подходов к формированию рейтингов коммерческих банков по качеству депозитов физических лиц [Текст]/ А. В. Литвинова, М. В. Парфенова // Региональная экономика: теория и практика.–2016. - №5. – с. 188-200.
15. Методика оценки соответствия размера страхового возмещения по вкладам социальным и экономическим условиям [Текст]: Порядок ред. От 10.06.2018. – Документ Агентства по страхованию вкладов, 2018. – 108 с.
16. Осколкова Н.А. Система страхования вкладов как гарантия стабильности осуществления банковской деятельности [Текст] / Н. А. Осколкова. // Финансы и кредит.–2016. - №10. – с. 23-32.
17. Савченко Е.В. Анализ позиций и стратегии ПАО Сбербанк на российском и международном рынке [Текст] / Е.В. Савченко // Скиф. Вопросы студенческой науки.–2018. - №2. – с. 5-13.
18. Сафронова Ю.Г Система страхования вкладов и ее влияние на доверие населения коммерческим банкам в России [Текст] / Ю. Г. Сафронова, Е. А. Тарханова // Инновационная экономика.–2014.– с. 66-69.
19. Такушинова М.М. Принципы функционирования системы страхования вкладов [Текст] / М.М. Такушинова // TerraEconomicus.–2019. - №4. – с. 157 – 160.
20. Ткаченко, Е. С. Финансово-правовое регулирование системы страхования вкладов физических лиц в банке / Е. С. Ткаченко. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2019. - № 25 (263). - С. 360-362.
21. Финансово-кредитная система: учебное пособие для студентов вузов / Проява С.М., Бобошко Н.М. - Юнити-Дана, 2014. - 239 с.
22. Хасянова С.Ю. Совершенствование банковского регулирования и надзора в России на основе международных принципов [Текст]: монография / С.Ю. Хасянова – М.: Инфра-М, 2015. – 234 с.
23. Шадурская М.М. Система страхования вкладов: проблемы функционирования и направления реформирования [Текст] / М.М. Шадурская, Е. Н. Прокофьева // HumanProgress.–2017. - №2. – с. 1-10.
24. Шубина А.С. Банковские риски при осуществлении депозитных операций [Текст] / А.С. Шубина, И. Р. Ухов // Студенческий форум.–2017. - №4. – с. 18.