Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что сегодня общество переживает глубокий кризис. Политические системы, существующие сегодня, не могут предложить людям ничего нового.
Последние события в США показали, что демократия, как форма устройства политической жизни подошла к пределу своего существования. Демократические лидеры не в состоянии жестко и адекватно не только управлять своими странами, но и реагировать на общественные события и процессы.
Кризис эмигрантов с Ближнего Востока, буквально захвативших Европу, показал, что идеи толерантности, глобализации и равноправия ведут только к тому, что выходцы из мусульманского мира буквально становятся иждивенцами для европейцев.
Мало того эмигранты пытаются насаживать свои представления европейцам. Сами мигранты социализироваться в европейскую семью не собираются. В итоге, в 2020 году по ряду городов Европы прокатились восстания, как мигрантов, которые требовали для себя стандартов европейской жизни и акции протеста местных жителей требовавших убрать из их городов мигрантов.
Итогом этих акций стали многочисленные аресты, а также увеличение недоверия властям. Сегодня это недоверие можно увидеть в Европе очень ярко. Наравне с демократическими партиями в парламенты стран ЕС уверенно попадают националистические партии.
Правильнее будет сказать, что сегодня в Европе становится популярной политика, направленная на защиту и обеспечение прав титульной нации, проживающей на данной территории. Миграцию не запрещают, но права мигрантов значительно сокращают. Дотации и другую помощь такие люди могут получить только после его интеграции в европейскую культуру и традиции.
В России все обстоит немного не так. У нас наблюдается застой политической мысли. Каждые выборы в Думу попадают одни и те же партии. Альтернативы этому политическому блоку просто нет.
«Единая Россия» – это мощная партия, опирающаяся на президента и его личность. Однако предложить людям новые градиенты она не может. Дело в том, что сама партия работает крайне пассивно. Люди привыкли, что единороссы связаны с большими коррупционными скандалами.
Цель работы – определить особенности формирования политических ориентаций населения.
Объект исследования – политические ориентации.
Предмет исследования – особенности формирования политических ориентаций населения.
Задачи исследования:
1. Дать определение термину «политические ориентации».
2. Выявить особенности их формирования.
3. Проанализировать исследования ВЦИОМ по данному вопросу.
4. Подготовить рекомендации по повышению политической культуры населения.
5. Сделать выводы по итогам исследования.
Глава 1. Теоретические аспекты политической ориентации населения
1.1. Понятие о политических взглядах и политической ориентации
От того, каких взглядов придерживается большая часть общества, зависит развитие государства. Сегодня разнообразие идеологий вышло на новый уровень. Чтобы правильно оценивать свои предпочтения, необходимо знать обо всех принципах той или иной политической позиции.
Рассмотрим современные определения термина «политический взгляд».
Убеждения о правильном государственном устройстве начали зарождаться ещё в древности. И на это есть как минимум две причины:
• различие интересов способствует разделению на определённые группы. Учитывая индивидуальность каждого человека, это обстоятельство крайне важно;
• в то же время схожесть взглядов определяет сплочённость таких групп.
По марксистской теории каждый слой населения под отличающимся от других углом смотрит на действительность. Именно поэтому между классами наблюдается категоричное различие в идеях и подходах.
Политические взгляды как раз конкретизируют и обобщают позиции той или иной группы. С их помощью становится намного проще классифицировать убеждения отдельных частей общества, а главное, прослеживать динамику их распространённости.
Укажем и рассмотрим современные классификации политических взглядов.
В современном государстве наиболее распространены следующие типы убеждений:
1. Либеральные. Это самая первая исторически сложившаяся идеология. Её сторонникам свойственно считать личность и свободу высшими ценностями, а индивидуализм – принципом для устройства правильного уклада жизни.
Либералисты стремятся к максимальной свободе слова, мысли, индивида, рынка, участия в политической жизни и т. д. Они не признают никакого вмешательства государства в личную жизнь и единственно верным считают развитие правового государства.
2. Социалистические. Социалисты выступают за равные права на возможность получать образование, трудиться, участвовать в коммерческой и политической жизни.
При этом они уверены в том, что распределением доходов и прочих благ должно заниматься исключительно само государство. Критикуют капиталистический строй.
3. Коммунистические. Подобные взгляды предполагают наличие развитого общества, в котором каждый индивид будет максимально сознательным. Именно поэтому пока ещё такая система является скорее утопической.
Коммунисты также борются за свободу прав личности, но при этом стремятся к абсолютному равенству и отсутствию всевозможного классового деления. Их взгляды прекрасно описываются девизом: «От каждого по способностям, каждому по потребностям!». Считают, что в мире нет места частной собственности, отстаивают позиции, в которых всё принадлежит непосредственно государству, а значит, является общим.
4. Консервативные. Такой подход интересен своим нетерпением к любым преобразованиям и нововведениям. Консерваторы уверены, что всё необходимое для комфортного существования уже придумано, остаётся только лишь сохранять это и применять к настоящей жизни.
Они против реформ и за соблюдение традиций, обычаев и уже установленных законов. При этом государство определяется высшим политическим органом, интересы которого ставятся над интересами отдельных субъектов.
5. Умеренные. Самые распространённые убеждения в Российской Федерации на данный момент. Эти люди в курсе всех политических изменений и активно интересуются тем, что происходит вокруг, имея при этом собственную позицию. Отличительным от прочих является тот факт, что они предпочитают не выражать эту позицию.
Могут соглашаться с догмами любых прочих позиций, но не станут отстаивать их (не участвуют в митингах, не примыкают к партиям и т. д.).
6. Индифферентные. Полностью безразличны к тому, чем живёт общество, кто находится у власти, и какая политическая программа реализуется сегодня. Для них гораздо важнее собственные бытовые и личные проблемы. Такие люди не верят в значимость собственного мнения на глобальном уровне, поэтому уверены в позиции «Я всё равно ничего не смогу изменить».
Данный подход в корне неправильный, так как функционирование государства полностью зависит от участия в нём каждого отдельно взятого индивида.
Далее рассмотрим аспекты политической ориентации.
Политические ориентации представляют собой обоснование предпочтений с точки зрения, усвоенной человеком системы ценностей. Они связаны с убеждениями людей относительно целей и средств действия властей, политических партий и лидеров. На основе этих убеждений люди принимают решения о поддержке политического курса или о противодействии ему, об участии и неучастии в выборах, о поддержке определенной партии и кандидата на выборах. Можно выделить следующие виды ориентации:
• идеологические (на определенную систему взглядов);
• партийные (на определенную позицию в поле политики);
• персональные (на лидеров, олицетворяющих определенные образцы политического поведения).
Эмоциональные и ценностные установки человека связаны между собой рациональными установками, а все вместе образуют различные стороны отношения людей к политике. Без эмоционального отношения к политике вообще невозможно формирование политических установок, поскольку люди не думают о том, к чему они равнодушны. Без рационального отношения люди не могут правильно спланировать свои политические действия и добиться успеха. Без ценностного отношения невозможно определить значение сделанного с точки зрения наиболее важного и существенного для их жизни. Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности, в них как бы резюмируется весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии.
Важно отметить, что с 2009 года начали снижаться оценки конструктивной роли всех властных институтов России – от первых лиц и правительства до силовых структур и политических партий. Пошла вниз кривая одобрения деятельности президента и премьера на их постах.
Вместе с тем растут сомнения россиян по поводу того, что оба первых лица смогут добиться существенного успеха в решении проблем, стоящих перед страной. В частности, это относится к чрезвычайно важным для россиян задачам борьбы с коррупцией и обеспечения социальной справедливости.
Таким образом, можно сделать вывод, что политическая ориентация один из важных показателей, как развития общества в целом, так и политического развития индивида в отдельности. Политические ценности являются показателем направления политического развития общества.
Политическая ориентация показывает, насколько общество поддерживает действующие власти, каково реальное отношение людей к механизму выборов и т.д. По сути, это интегрированный показатель здоровья развития политической системы государства, а так же умения общества распоряжаться своими политическими правами и свободами.
1.2. Сущность политической ориентации и ее виды
Политические ориентации (англ. political attitudes) - предуготовленность субъекта политических отношений к определенному восприятию политического объекта, оказывающему влияние на политическое поведение в отношение этого объекта.
Политические ориентации – одно из важных понятий политической науки. Оно предполагает отношение человека к тем или иным политическим объектам (институтам политической системы, лидерам и т.д.), его субъективную готовность вести себя определенным образом по отношению к этим объектам. Совокупность политических ориентаций составляет политическую культуру.
Рассмотрим особенности использования термина «политические ориентации» в политической науке.
В зарубежной политической науке для обозначения политических ориентаций существует термин attitude, которому трудно подобрать точное соответствие в русском языке. Для перевода данного понятия, как правило, используются разнообразные термины: «ориентации», «установки», «отношения» и т.д. Под данным термином понимается чаще всего предуготовленность субъекта к некоему восприятию объекта, оказывающему влияние на поведение в отношение этого объекта: «Говоря об индивидуальном аттитюде по отношению к какому-то объекту, мы имеем в виду предрасположенность человека вести себя определенным образом (по отношению к объекту – Е.М.), воспринимать, думать и чувствовать (что-либо – Е.М.) об объекте», «аттитюды – убеждения человека в том, что предмет представляет нечто хорошее или плохое для него, приемлем или нет для него…» [1].
Отечественные специалисты в области политической науки часто отождествляют политические ориентации и установки, которые они трактуют вслед за грузинским психологом Д.Н. Узнадзе как «специфическое состояние субъекта, которое характеризует его готовность к совершению действия, направленного на удовлетворение данной потребности в данной ситуации» [2].
Рассмотрим особенности функций политических ориентаций и установок.
На формирование политических ориентаций значительное влияние оказывает социальный контекст: политические установки служат выражением глубоких социально обусловленных мотивационных потребностей, таких как ощущения включенности в структуру социальных связей, близости с социальным окружением, безопасности, самопознания и самоутверждения и т.п. [3].
Важной функцией установки, помимо преобразования потребностей и мотивов в действия, является и оценочно-ориентационная функция: «она обеспечивает человека способностью реагировать на ситуацию и внешние объекты (например, на ситуацию неудовлетворенной потребности и объекты, способствующие или препятствующие ее удовлетворению) на основе прошлого опыта. Установка приводит в действие психические процессы и практические действия, адекватные ситуации и объектам, потому что в ней содержится предшествующая ситуации готовая «модель» этих процессов и действия» [4].
Другая существенная функция установок состоит «в их способности не только опредмечивать… возникшие на бессознательных глубинах психики потребности, но и практически выступать в качестве относительно самостоятельных потребностей и мотивов» [5].
Типы политических ориентаций и установок.
Политические ориентации неоднородны по своему происхождению и объектам. В политологии и других общественных науках существуют различные точки зрения на их структуру и типологию. Один из распространенных подходов к типологии основывается на таком критерии, как природа элементов, лежащих в их основе. В структуре ориентации или установки, как правило, выделяется три элемента: 1) когнитивный (связанный со знаниями о политических объектах или явлениях и их нормативной оценкой), 2) аффективный (связанный с чувствами, испытываемыми индивидом по отношению к объекту), 3) поведенческий (склонность к определенному поведению в отношении объекта).
Одна из известных типологий ориентаций, используемая в рамках отечественной науки и частично основанная на этом критерии, была предложена известным российским социологом В.Я. Ядовым. Он выделяет несколько типов установок, занимающих различное функциональное положение в системе личностных диспозиций. Система личностных диспозиций, то есть различных «потребностно-мотивационных структур субъекта, которые... регулируют его социальное поведение», образует «иерархически организованную систему, вершину которой составляет общая направленность интересов и система ценностных ориентаций, средние уровни - система обобщенных социальных установок («аттитюдов») на многообразные социальные объекты и ситуации, а нижний - поведенческие готовности к действию в максимально конкретизированных социальных условиях» [6].
Можно преобразовать данную схему применительно к миру политического. «Вершину» системы ориентаций образуют система политических и иных ценностей, имеющих отношение к политическим явлениям, характеризующая направленность в восприятии человека тех или иных явлений политики. Средний уровень – уровень ориентаций, характеризующих отношение граждан к институтам политической системы и политическими лидерам и группам, а также оценка своего места и роли во взаимоотношениях к политической системе (ориентации на политическую систему и на «свои» взаимоотношения с ней). Третий уровень – поведенческие ориентации (предуготованность к действию) по отношению к конкретным политическим объектам в конкретных условиях.
1.3. Факторы формирования и тенденции развития политических ориентаций населения
«Демократический транзит» российского общества, как и многих других «модернизирующихся» государств, носит незаконченный и амбивалентный характер. Вследствие этой незавершенности возникают так называемые «гибридные режимы», в которых либеральные принципы сочетаются с усилением государственного регулирования, приватизация – с национализацией, частный бизнес – с госкапитализмом [30; 31].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреев А.Л. Российский менталитет и проблема модернизации // Мониторинг общественного мнения. 2019. № 3.
2. Ахиезер А. С. Архаизация в российском обществе как методологическая проблема // Общественные науки и современность. 2018. № 2.
3. Бессонова О.Э. Институциональная матрица для модернизации России // Вопросы экономики. 2019. № 8.
4. Бызов Л.Г. Динамика идейно-политических предпочтений за 25 лет. Три этапа трансформации общественного сознания // Россия XXI. 2019. № 1.
5. Волков Ю.Г. Идеология в жизни современного российского общества // Социально-гуманитарные знания. 1999. № 6. Гиренок Ф. Клиповое сознание. М., 2016.
6. Глухова А.В. Консервативная волна: запрос общества или выбор власти? // Социально-политическая трансформация в современной России: поиск модели устойчивого развития / Отв. ред. Л.И. Никовская. М., 2015.
7. Горшков М.К., Тихонова Н.Е. Социокультурные факторы консолидации российского общества. М., 2015. Вып. 1.
8. Горячев А.И. Конфликт идеологий в современной России // Военно-академический журнал. 2016. № 1.
9. Иванов В.Н., Воротников В.П., Анохин М.Г., Бабакаев С.В., Мазаев Ю.Н., Яковлев С.Д. Приватизация-национализация: российские альтернативы. Результаты комплексного социологического исследования. М., 2016.
10. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России: введение в Х^-тео-рию. СПб., 2014.
11. Клокова А.И. Анализ теории гибридных политических режимов и их классификации // Молодой ученый. 2018. № 11.
12. Коблева Э.А., Схалято З. Ч. Идеология потребления в духовной жизни современного общества // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 1. Козин Н.Г. Национальная идеология: сущность и пути обретения // Государственная идеология и современная Россия. М., 2014.
13. Краснова Е.А. Приоритетные национальные проекты и идеологическая функция государства // Вестник Челябинского университета. 2018. № 14.
14. Левашов В.К., Афанасьев В.А., Новоженина О.П., Шушпанова И.С. Состояние гражданского общества в России / Под общ. ред. В.К. Левашова. М., 2018. Левашов В.К., Афанасьев В.А., Новоженина О.П., Шушпанова И.С. Экспресс-информация «Как живешь, Россия?»: XLVШ этап социологического мониторинга / Под общ. ред. В.К. Левашова. М., 2019.
15. Левашов В.К., Афанасьев В.А., Новоженина О.П., Шушпанова И.С. Экспресс-информация «Как живешь, Россия?»: XLIX этап социологического мониторинга / Под общ. ред. В.К. Левашова. М., 2019.
16. Лутцев М.В. Идеология в контексте современного авторитарного общественного сознания: российская теория и практика // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2018. № 3.
17. Нарбут Н.П., Троцук И.В. Социальное самочувствие молодежи постсоциалистических стран (на примере России, Казахстана и Чехии): сравнительный анализ ценностных ориентаций (Часть 1) // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2018. Т. 18. № 1.
18. Никовская Л.И. Политическая консолидация и уровни сознания // Разум на распутье: Общественное сознание между прошлым и будущим / Отв. ред. Ю.А. Красин. М., 2017.
19. Николаева Е.М., Ившина О.Я. Политический консюмеризм, или «пустая» объективация // Ученые записки КГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2009. Т. 151. Кн. 1. Общественное сознание между прошлым и будущим / Отв. ред. Ю.А. Красин. М., 2017.
20. ОсьмукА.А. Социальная неопределенность и метаморфозы современного общества // Идеи и идеалы. 2016. Т. 1. № 4.
21. Петухов В.В. Динамика мировоззренческих и идеологических установок россиян // Мониторинг общественного мнения. 2018. № 1.
22. Петухов В.В. Политическая активность и гражданская самоорганизация россиян // Общественные науки и современность. 2019. № 6.
23. Пшизова С.Н. От «гражданского общества» к «сообществу потребителей»: политический консьюмеризм в сравнительной перспективе // URL.: http://www.civisbook.ru/ files/File/Pshizova_2009_1.pdf.
24. Россия: процесс консолидации власти и общества. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2007 году / Под ред. Г.В. Осипова, В.В. Локосова. М., 2018.
25. Тихонова Н.Е. Особенности нормативно-ценностной системы российского общества через призму теории модернизации // Terra Economicus. 2018. Т. 9. № 2.
26. Юдина Т.Н., Мазаев Ю.Н., Бабакаев С.В. Динамика политико-идеологических ориентаций населения России в постсоветский период // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2020. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-politiko-ideologicheskih-orientatsiy-naseleniya-rossii-v-postsovetskiy-period (дата обращения: 17.02.2021).
27. BogaardsM. How to classify hybrid regimes? Defective democracy and electoral authoritarianism // Democratization. 2019. Vol. 16. No. 2.
28. Morse Y.L. Review: The era of electoral authoritarianism // World Politics. 2017. Vol. 64. No. 1.
29. Trotsuk I. "To trust or not to trust" is not the question; "How to study trust" is much more challenging task // Russian Sociological Review. 2016. Vol. 15. No. 4.