Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Теория социальной стратификации призвана описывать систему неравенств между группами (сообществами) людей и предполагает, что определенные социальные различия между людьми приобретают характер иерархического ранжирования. Любой человек занимает много позиций в обществе.
Каждая из этих позиций, предусматривает определенные права и обязанности, является «статус». В данном исследовании ставится проблема теоретико-методологического осмысления формирования социального статуса индивида, исследования его изменений в контексте развития общества. Понятие статуса в обиходе приравнивается к характеристике индивида, связанной с его экономическим капиталом, общественным престижем и возможностью влияния в определенных сферах жизни. Вместе с тем, социологическая трактовка данного понятия исходит из особого социального положения человека внутри группы или общества, определяемого спецификой прав и обязанностей для индивида. Статус позволяет нам идентифицировать любого человека, причисляя его к какой-либо группе и вписывая в социальную структуру общества. Примеры статусов могут быть различны: священник, руководитель, женщина, ребенок, клиент, профессор, заключенный, отец, мэр и т.д. Каждый человек волен формировать свой статус, однако он ограничен своим финансовым положением, социальными отношениями и национальной культурой в целом.
В структуре социологической теории категория «социальный статус» разрабатывается в рамках различных теоретико-методологических подходов. Необходимо заметить, что анализ общества на основе статусных различий исторически присущ западной социологической мысли. В советское время категорию «социальный статус» рассматривали не как основную, а как вспомогательную. Однако тогдашняя социологическая наука имела определенные результаты в исследовании базовых для понимание социального статуса понятий - «образ жизни», «социальный престиж», «престиж профессий» и другие.
К авторам этих разработок можно отнести Войтовича С.А., Титмы М.Х., Ручку А.А., Косовского В.Л. и др. на сегодняшний день проблемой системного анализа категории «социальный статус» занимаются такие ученые, как Пича В., Макеев С., Харченко А., Ковалиско Н. и др. Но классическими по рассмотрению данной проблемы является западные концепции, ведь именно они дают основательное и расширенное представление о познавательные возможности категории «социальный статус» (М. Вебер, Р.Линтон, П. Сорокин, Зиммель и др.).
Среди последних отечественных публикаций, в той или иной степени затрагивают проблему социального статуса, отличаются разработки отечественных исследователей Р.Ануфриевой, В.Богданова, Л.Бевзенко, М.Зелинського, О.Злобиной, О.Иващенко, С.Макеев, М.Михальченко, Н.Паниной, Т.Рудницкой, О.Симончук, В.Чорноволенка, Н.Шульга, в которых осуществлено конкретно - социологический анализ проявления статусных диспозиций и рассматриваются сопутствующие феномена социального статуса явления, такие как маргинальность, элитность, элитарность, корпоративность, введение которых к контексту определяемый проблематики позволяет осуществить ее спецификацию и выявить ее малоизученные грани и аспекты.
Цель исследования – раскрыть образование как фактор достижения социального статуса.
Объект исследования – образование.
Предмет исследования – роль образования в достижении социального статуса.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
охарактеризовать понятие социального статуса личности, его структура;
изучить типы статусов, их характеристика и различие;
рассмотреть влияние образования на достижение социального статуса;
охарактеризовать значение образования как фактора социальной мобильности;
изучить образование и социально-профессиональный статус России.
Информационную базу составили законодательные и нормативные акты органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ, учебная и справочная литература по исследуемой проблеме, материалы периодической печати, а также ресурсы Интернет.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, список использованных источников и приложения.
Глава 1. Теоретический анализ образования как фактора достижения социального статуса
1.1. Понятие социального статуса личности, его структура
Социальный статус и социальная роль являются важнейшими элементами в структурной организации личности. Термины «социальный статус» и «социальная роль» являются устойчивыми категориями словаря терминов социальных и гуманитарных наук. В качестве научных понятий они были определены в 1930-х годах американским социальным антропологом и социологом Ральфом Линтоном (1893 –1953 годы) [12, с.80].
Социальный статус – это положение, занимаемое индивидом в иерархической социальной системе, частью которой он является.
Термин «статус» было позаимствовано социальными науками, и, в частности, социологией из терминологического аппарата римской юриспруденции. Так, в Древнем Риме, словом status обозначали правовые рамки конкретного человека. Так, социальный статус представляет собой позицию, либо положение человека в конкретном обществе, либо группе, которое при этом связывается с положением его прав и обязанностей.
Социальный статус - это положение человека в структуре группы или общества, обусловливающее определенные права и обязанности. Говоря о статусе, мы абстрагируемся от любой качественной оценки человека, который его занимает, и его поведения. Можно сказать, что статус — это формально-структурная социальная характеристика субъекта.
В учебнике «Обществознание» за 8 класс авторы указывают, что «социальная позиция человека в обществе с вытекающими из неё правами и обязанностями и есть его социальный статус. Социальный статус во многом зависит от уровня образования человека, профессии, занимаемой должности, семейного положения и др.» [3, с. 537].
В статье «Социальный статус и социальная роль» подчеркнуто, что »социальный статус — социальное положение, занимаемое социальным индивидом или социальной группой в обществе или отдельной социальной подсистеме общества» [7].
В качестве статуса личности могут выступать: профессия, должность, пол, возраст, семейное положение, национальность, религиозность, материальное положение, политическое влияние и т.д. Совокупность всех социальных статусов личности Р. Мертон назвал «статусным набором» [7]. Тот статус, который оказывает доминирующее влияние на образ жизни личности, его социальную идентичность, называется главным статусом. В малых, первичных социальных группах большое значение имеет личный статус человека, формирующийся под влиянием его индивидуальных качеств.
Социальный статус — «это обязанности и права человека в системе социальных связей, групп, систем», - подчеркивает А.А. Грицанов [8]. Социальный статус включает в себя обязанности (роли-функции), которые человек должен выполнять в данной социальной общности (учебной группе), связи (учебном процессе), системе (школе, вузе).
В разных группах один и тот же индивид имеет разный социальный статус. Например, талантливый шахматист в шахматном клубе имеет высокий статус, а в армии может иметь низкий. Характеристиками социального статуса являются престиж и авторитет, означающие признание окружающими заслуг индивида. В этом случае социальное поведение приобретает характер социальной роли [7].
Каждый человек является членом различных социальных групп и соответственно обладателем множества различных статусов. Вся совокупность статусов человека называется статусным набором. Тот статус, который сам человек или окружающие его считают основным, называется главным статусом. Это, как правило, профессиональный или семейный статус, или статус в той группе, где человек добился самых больших успехов.
Человек может обладать разными статусами. Например, его статусный набор может быть таким: мужчина, неженатый, кандидат технических наук, специалист по компьютерному программированию, русский, горожанин, православный и т. д. Ряд статусов (русский, мужчина) получен им от рождения — это предписанные статусы. Ряд других статусов (кандидат наук, программист) он приобрел, приложив к этому определенные усилия, — это достигаемые статусы. Предположим, что этот человек идентифицирует себя, прежде всего, как программист; следовательно, программист — его главный статус. Социальным статусом называется положение, которое человек (или социальная группа) занимает в обществе [7].
Таким образом, социальный статус - это положение человека в обществе, совокупность прав и обязанностей. Социальный статус во многом зависит от уровня образования человека, профессии, занимаемой должности, семейного положения и др. Совокупность всех социальных статусов личности называется »статусным набором». Тот статус, который оказывает доминирующее влияние на образ жизни личности, его социальную идентичность, называется главным статусом. В малых группах большое значение имеет личный статус человека, формирующийся под влиянием его индивидуальных качеств. Статусы бывают предписанными, достигаемыми.
На основе такого представления Будон определяет социальный статус как совокупность равных и иерархических отношений, поддерживаемых индивидом с другими членами общества.
Американский социолог Р. Мертон первым обратил внимание на то, что каждый социальный статус имеет не одну социальную роль, а несколько, и это положение стало основой теории набора ролей. Индивиды как носители определенных социальных статусов, вступая в общественные отношения, всегда выполняют одновременно несколько социальных ролей, обусловленных тем или иным социальным статусом. Положение человека, выполняющего только одну роль, всегда патологично и предполагает, что он живет в изоляции от общества. Обычно человек в обществе исполняет несколько ролей [2].
Как и ролей, статусов может быть много и в целом любой статус предполагает соответствующую роль и наоборот. Основной статус - ключевой из всей совокупности социальных статусов индивида, преимущественно определяющий его социальное положение и значение в обществе. Например, основным статусом ребенка является возрастной; в традиционных обществах основным статусом женщины является пол; в современном обществе, как правило, основным статусом становится профессиональный или должностной. В любом случае основной статус выступает как решающий фактор образа и уровня жизни, диктует манеру поведения.
Французский социоллог Р. Будон представил следующие виды социальных статусов личности, которые позволяют определить положение индивида в обществе.
Рассмотренные модели взаимодействия личности и общества показывают, что стороны связаны взаимными обязательствами. Принципы действия уникального механизма взаимосвязи личности и общества объясняет статусно-ролевая теория, в разработке которой в разные годы принимали участие У. Джемс, Р. Линтон, Д. Мид, Ч. Кули, Т. Парсонс, Р. Мертон, П. Бергер, Э. Гоффман, 3. Бауман. Инструментальными категориями в этой концепции являются «социальный статус» и «социальная роль» [5, с.41].
В интересах удовлетворения потребностей людей общество создает множество социальных статусов в зависимости от возникающей потребности: например, в семье возникают статусы мужа, жены, родителей и детей. В рамках института образования возникают статусы преподавателя, студента, декана и ректора. В целом все сферы деятельности общества могут быть представлены множеством социальных статусов.
У каждого человека есть не один, а целое множество статусов, в связи с чем в социологии существует понятие «статусный набор» – то есть совокупность статусов, характеризующих конкретную личность. При этом один из них выделяется как ключевой, главный, или интегральный – именно по нему в первую очередь судят о человеке в целом: о его ценностях и взглядах, образе жизни, поведении и т.д. Социальный статус может определяться, например, профессией, национальной принадлежностью, происхождением.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева, Ю.В. Рабочий класс в России: поиск новых векторов дифференциации [Текст] / Ю.В. Андреева // Социологические исследования. 2018. – № 10. – С. 54–65.
2. Бабосов, Е.М. Экономическая социология. Вопросы и ответы [Текст] / Е.М. Бабосов. _ Мн.: «ТетраСистемс», 2004. – 224 с.
3. Гаврилюк, Т.В. Интерсекциональность как способ концептуализации гендерного и классового неравенства [Текст] / Т.В. Гаврилюк // Журнал исследований социальной политики. 2018. – Т. 16. № 3. – C. 537–545.
4. Государственные программы РФ / [Электронный ресурс] – URL: http://www.gosprog.ru/ (дата обращения 09.02.2022).
5. Григорьева, И. А. Социальная работа с семьей : учеб. пособие для СПО [Текст] / И. А. Григорьева. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 149 с.
6. Дахин, А.В. Основы социального государства: учеб. пособие[Текст] / А.В. Дахин, С.А. Воробьев. – Н.Новгород: НИУ РАНХиГС, 2019. – 102 с
7. Дедушева, Л.А. Социология и психология управления [Текст] / Л.А. Дедушева, М.Н. Кузина, Е.В. Астратенкова. - М.: Русайнс, 2019. - 352 c.
8. Колосова, О.А. Социология управления: Учебный словарь [Текст] / О.А. Колосова, О.А. Куликова, Р.В. Леньков и др. - М.: Форум, 2018. - 336 c.
9. Минтруд: за время реализации программы маткапитала сертификаты получили 8,5 млн. семей / [Электронный ресурс] – URL: http://www.banki.ru/news/lenta/?id=10461207 (дата обращения 09.02.2022).
10. Молевич, Е.Ф. Общая социология: Курс лекций [Текст] / Е.Ф. Молевич. - М.: Едиториал УРСС, 2018. - 326 c.
11. Морозов, В.Е. Рыночная экономика и ее социальная направленность [Текст] / В.Е. Морозов // Политическая наука. – 2019. – № 4. – С. 51-68.
12. Николаев, А.А. Социология управления (для бакалавров) [Текст] / А.А. Николаев. - М.: КноРус, 2018. - 157 c.
13. Николаев, А.А. Социология управления: Учебник [Текст] / А.А. Николаев. - М.: Инфра-М, 2017. - 224 c.
14. Осадчая, Г. И. Социология социальной сферы: учебное пособие для высшей школы. [Текст] / Г.И. Осадчая. – Изд. 4-е, перераб., доп. М. : Академический проект, 2018. – 334 с.
15. Плюхина, А. А. Социальная политика современной России: проблемы и тенденции развития [Текст] / А. А. Плюхина // Экономический журнал. – 2019. – № 4. – С. 36–42.
16. Приходовская, Е.А. Рыночная экономика [Текст] / Е.А. Приходовская // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. – 2018. – № 4. – С. 121-124
17. Свистун, Р.А. Сущности и основные направления государственной социальной политики в России [Текст] / Р.А. Свисун // Научные исследования.- 2017. – Т. 1. № 6 (17). – С. 85-90.
18. Социальное государство: новая карта мира / [Электронный ресурс] – URL: http://expert.ru/2012/12/7/sotsialnoe-gosudarstvo-novaya-karta-mira/ (дата обращения 09.02.2022).
19. Социология: общий курс. [Текст] / Учебник под ред. А. С. Страданченкова, А.В. Филиппова, М: Инфра-М, 2009. – 330 с.
20. Силласте, Г.Г. Экономическая социология. Учебное пособие. [Текст] / Г.Г. Силласте. – М.: Гардарики., 2005. – 383 с.
21. Тавокин, Е.П. Социология управления: Учебное пособие [Текст] / Е.П. Тавокин. - М.: Инфра-М, 2018. - 336 c.
22. Ходусов А.А. Проблемы социальной политики в условиях рыночной экономике [Текст] / А.А. Ходусов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. – 2017. – № 4. – С. 100-107.
23. Фролов, С.С. Социология: учебник. [Текст] / С.С. Фролов. – М.: Гардарики, 2003.- 344 с.