Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Вследствие необходимости приведения в соответствие системы образования к реформам современной России. Сегодняшняя система образования складывалась много тысячелетий и в некоторой степени эта система довольно-таки консервативна, при том что общественные отношения требуют от образования постоянного и динамичного развития. И тогда объективно система образования страны, как основа развития человечества, как система, которую не может обойти ни один человек в своем развитии, становится центром образования, воспитания и функционирования наиболее развитой части населения в стремлении ее к мировому прогрессу, создавая систему всестороннего развития талантов у детей и одновременно у взрослых как для созидания внутри страны, так и для развития человеческого общества вообще.
Также определяющей является роль в совершенствовании личности человека, развитии его социальных и духовных способностей, формирование гражданственности, раскрытии творческого потенциала. К этому следует добавить, что образование способствует сглаживанию социальных и имущественных различий между членами общества. За последнее время во всех развитых странах проводились реформы национальных систем образования, вкладывались значительные финансовые средства. Реформы образования получили статус государственной политики, поскольку пришло сознание того, что уровень образования в стране определяет её будущее развитие.
Актуальность темы работы обусловила цель и задачи исследования.
Цель работы - исследовать основные направления государственной политики в области развития НКО.
Для достижения цели предусматривалось решение следующих основных задач:
рассмотреть определение некоммерческих организаций;
изучить государственную поддержку некоммерческих организаций;
раскрыть формирование государственной политики в сфере образования и основные инструменты ее реализации;
охарактеризовать расходы на реализацию государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»;
изучить предложения по совершенствованию региональной системы образования.
Объектом исследования государственная политика.
Предметом исследования образование.
Информационную базу исследования составили нормативно-правовые акты, определяющие политику РФ, субъектов РФ и основы управления в сфере образования, материалы Федеральной службы государственной статистики России, открытые публикации результатов научных исследований, итогов реализации Федеральной целевой программы развития образования.
Материалы периодической печати, специализированные сайты и информационные порталы сети интернет, программные и прогнозные разработки научных коллективов, органов гос. и местной власти; аналитические материалы известных авторов, таких как С.А. Айвазян, В.А. Галичин, А.В. Гретченко, В.В. Кванина, В.А. Луков, Конституция РФ, закон РФ «Об образовании», Гражданский кодекс РФ и др.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВНЫ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ НКО
1.1. Определение некоммерческих организаций
Первым дело, необходимо отметить, что понятие «некоммерческая организация» в России появилось совсем недавно, тогда как в других странах их деятельность ведется уже достаточно продолжительное время. Ранее, данные организации, как отмечает Гришаев С.П., существовали в небольшом количестве как организации, действующие в общественных интересах.
На сегодняшний день, законодательство о некоммерческих организациях стало гораздо более совершенным, чем это было ранее. Это произошло благодаря закреплению в гражданско-правовой сфере РФ самой идеи существования некоммерческих организаций, а также благодаря реформе, проведенной в 2014 году в сфере юридических лиц. Кроме того, необходимо отметить, что Конституцией Российской Федерации в статье 30 устанавливается свобода деятельности общественных объединений и право граждан на объединение .
Соответственно, на основании вышеизложенного, в первой части Гражданского кодекса Российской Федерации были зафиксированы основные нормы о некоммерческих организациях. В научной литературе исследователи отмечают, что определение «некоммерческих организаций» можно понимать по-разному. Например, в широком смысле под некоммерческими организациями можно понимать различные организации, в том числе и различные коллективные образования, не являющимися юридическими лицами, при этом созданные с социально-полезными и общественно важными целями, но не способные выступать в гражданском обороте. Подобные организации Попова Ю.С. в своей работе называет неформальными некоммерческими организациями.
Их возникновение связанно с попыткой решить какие-либо насущные проблемы. В качестве примера таких объединений можно привести различные инициативные группы граждан, попечительские советы в вузах, школах. Подобные объединения обычно являются созданными на короткий промежуток времени, неустойчивыми структурами. Их деятельность впоследствии завершается по достижению поставленной задачи. Однако, при продуктивной и эффективной работе, при накоплении информации и практического опыта, данные организации могут стать некоммерческими организациями в узком смысле, если они зафиксируют своё существование в установленном законом порядке и получат статус юридического лица. Однако, в гражданском законодательстве закреплены такие некоммерческие организации, понятие которых в узком смысле заключается в том, что таковыми являются только такие организации, которые получили статус юридического лица в соответствии с установленным порядком и имеющие свои определенные права и обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации и своими документами.
Далее необходимо выделить специфические признаки некоммерческой организации, которые позволяют отграничить их от коммерческих организаций. Для этого необходимо обратиться к Федеральному закону от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) , поскольку он содержит два важных признака некоммерческой организации, отвечающие вышеназванному назначению.
Первым признаком является то, что данные объединения не должны ставить своей основной целью получение прибыли. Такие организации могут создаваться только для общественно-полезных целей. Их перечень определен в п. 2 ст. 2 вышеуказанного федерального закона. Так, некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Однако, необходимо отметить, что некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность. Так, в пункте. 4 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 20.11.1994 № 51-ФЗ (далее – ГК РФ) указано, что некоммерческие организации могут осуществлять такую деятельность, если это предусмотрено их уставами, только если это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.