Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Вопросы периодизации развития учетных представлений выступают в качестве предмета оживленных дискуссий. Выделяют примерно два десятка подходов к рассмотрению данной проблемы. Свобода трактовок вызвана тем, что на основании имеющихся материальных носителей учетной информации и архивных материалов можно проследить только лишь общее направление развития. Развитие учета является развитием финансовой мысли.
История развития финансовой мысли так же, как и история развития цивилизации, государства, народа не может полностью выражаться линейной функцией. Противоречие в многообразии представлений о развитии финансовой мысли требует серьезного упрощения, чтобы выяснить основные тенденции определенного периода. В этих целях, разрабатывают периодизации, границы этапов обуславливают какими-нибудь масштабными событиями. Вышеизложенное обуславливает актуальность и значимость темы курсовой работы.
Вопросам исследования посвящено множество работ. Различные аспекты содержания и функций финансов исследуются в работах Л.И.Абалкина, В.И.Авсеенко, А.М.Бабич, Н.Е.Гаврилиной, А.М.Година, Л.А.Дробозиной, В.В.Круглова, В.М., Кудрова, Л.А.Николаева, М.В. Романовского и др.
Целью курсовой работы является изучение финансовых ресурсов, их структуру на микро и макро уровне.
Для реализации вышеуказанной цели необходимо выполнение следующих задач:
изучить понятие и историю возникновения финансовых ресурсов;
рассмотреть виды финансовых ресурсов: централизованные и децентрализованные;
раскрыть источники формирования финансовых ресурсов;
охарактеризовать структуру финансовых ресурсов на макроуровне;
представить структуру финансовых ресурсов на микроуровне;
предложить направления повышения эффективности управления финансовыми ресурсами на микро- и макроуровне.
Объектом исследования выступают финансовые ресурсы.
Предметом исследования является содержание и функции финансовых ресурсов.
При написании работы использовались следующие методы исследования: эмпирическое познание; аналитический (анализ специальной и учебной литературы); обобщения и оценки; сопоставления; исторический.
Структурно работа состоит из введения, основной части, включающей две главы, заключения, списка литературы.
1. Финансовые ресурсы
1.1. Понятие и история возникновения финансовых ресурсов
Обыватели часто отождествляют понятия деньги и финансы. Они неразрывно связаны, но с точки зрения экономических наук проводить между ними знак равенства неверно. Эти понятия разнятся по своей сущности, целям и функциям.
В процессе эволюции человеку понадобилось менять один товар на другой, изначально это был натуральный обмен, но вскоре потребовалось разработать унифицированную единицу обмена. Изначально в разных странах такой единицей могли служить шкуры животных, чай, жемчуг и золото. Существенно упростило процесс обмена товаров возникновение монет и впоследствии бумажных купюр. Они были разного цвета, размера и номинала. Ценность денежных знаков определялась экономической силой страны, в которой они имели хождение .
Совокупность всех денежных ресурсов в стране называется финансами, это система формирования, распределения и использования денежных фондов. Появление финансов как экономического инструмента возникло вместе с формированием государств, системы налогообложения, развитием товарно-денежных отношений и движения активов. Следовательно, деньги появились значительно раньше финансов. Они являются всеобщим эквивалентом и инструментом финансовых взаимоотношений.
Термин «финансы» произошел от латинского слова financia, означающего доход, платеж при сделке. Он впервые появился в торговых городах Италии в XIII-XV вв. Несколько позже, получив международное признание, термин стал обозначать систему денежных отношений.
Система финансового управления начала складываться в России в начале XVII века. Были созданы приказы, имевшие финансовые функции – Приказ большой казны, Стрелецкий, Ямской. Доходы с собственных земель царя поступали в Приказ большого дворца. При дворе патриарха был свой финансовый приказ. Налогово-финансовая сфера была одной из первых, подвергшейся упорядочению при царе Алексее Михайловиче, так как финансовая система Российского государства оставалась запутанной и сложной. В 1655 году был создан Счетный приказ, регулировавший расходы и доходы государства. Доходы казны складывались из разнообразных поступлений. Сумма всех прямых налогов – податей на общество и физических лиц – называлась тягло, а люди, земли, дворы – тяглыми. Доходы увеличивались путем включения в состав тяглого населения все новых категории жителей. Дополнительные доходы давали государству займы: у купцов, церковных иерархов и монастырей.
Финансовые средства Правительства складывались из окладных и неокладных доходов. Окладные доходы составлялись из прямых и косвенных налогов. Прямые налоги давали 44 % всех государственных доходов. В начале XVII века был образован Приказ большой казны, в ведении которого находились сбор прямых налогов с городского населения, занятого торговлей и ремеслами, и монетное дело (Денежный двор). Все сборы поступали в земскую избу или к воеводе (съезжая изба), откуда передавались в соответствующий приказ .
По мере укрепления централизованного унитарного государства и проведения административных реформ государственного аппарата, усиления бюрократии и наступательной внешней политики складывалась и финансовая политика Российского государства в XVIII веке. Для удовлетворения потребностей государства шло создание органов по управлению финансами, усовершенствование налоговой и создание кредитной системы и формирование бюджета. В конце Северной войны Петр I приступил к реформе государственного аппарата.
В качестве образца была взята швейцарская система центральных учреждений, действовавших на принципах камерализма. Каждая коллегия имела общегосударственную компетенцию с четким разграничением ее функций и подчинением разветвленной сети местных финансовых учреждений. Это способствовало усилению роли государства в управлении финансами и отечественной промышленностью. Созданные Петром Великим коллегии просуществовали до 1802 года – до проведения Александром I министерской реформы. В последующие годы наблюдались значительные отступления от петровских идей и начинаний, что искажало и деформировало государственный аппарат и сделало настоятельной необходимостью проведение новой реформы финансового управления.
С проведением в 1775 году губернской реформы реорганизация органов финансового управления затронула и провинцию. Финансовыми вопросами на местах стали заниматься губернские и уездные Казенные палаты. Учреждались должности губернских и уездных казначеев, которые были обязаны хранить собранные деньги. Новое устройство внесло определенный порядок в финансовое делопроизводство, но обошлось казне в круглую сумму – 30 миллионов рублей. При Павле I была учреждена должность государственного казначея и восстановлена камер-коллегия. Понятие «государственный бюджет» впервые возникло в XVIII веке как общий финансовый закон, который утверждался верховной властью страны. Рост бюджета империи стал отличительной чертой финансовой жизни российского государства в ХVII веке. Следует особо отметить, что Петр I не оставил наследникам государственного долга. Несмотря на роскошь и пышность двора, при его преемниках бюджет не рос так сильно – сказывалось отсутствие изнурительных войн .
Важнейшая особенность финансов – это постоянное движение денежных средств, которое не останавливается и имеет различные уровни:
личный;
региональный;
государственный;
международный.
Участники финансовых отношений формируют определенные финансовые рынки:
валютный:
фондовый:
денежный.
Для регулирования поведения на этих рынках используют различные инструменты. По-простому, финансы – это активы, которые сосредоточены в руках государства, юридического или физического лица. Деньги – это продукт, определяющий трудозатраты производителя товара. В качестве оплаты труда или различных товаров, используются деньги – универсальный инструмент, принимаемый к оплате на любой территории. Деньги могут использоваться в наличной и безналичной форме, для аккумулирования доходов и оплаты товаров и услуг, инвестиций и стимуляции финансово-экономической деятельности.
1.2. Виды финансовых ресурсов: централизованные и децентрализованные
Система денежных отношений страны включает в себя две основные сферы финансов, играющие разную роль в общественной жизни. Рассмотрим особенности финансовых сфер.
Централизованная финансовая сфера включает в себя бюджеты, внебюджетные, кредитные и страховые фонды, имеющие территориальную привязку. Публичные финансы представлены 3-х уровневой бюджетной системой. Госфинансы формируются из налоговых, таможенных и прочих взносов, доходов от размещения государственных ЦБ, от реализации ГЦБ, от реализации государственной собственности или от сдачи ее в аренду.
Основная роль отводится федеральному бюджету, обеспечивающему финансирование решений общенациональных задач. Через федеральный бюджет перераспределяется ВВП и НД страны. В состав бюджета входят целевые фонды, а внебюджетные фонды являются независимым звеном. На сегодняшний день в государстве существует три внебюджетных фондовых звена:
Фонд соцстрахования.
Фонд ОМС.
Пенсионный фонд .
Фонды имеют целевое назначение, предназначены для оказания социальных услуг населению, гарантируют конституционные права граждан.
К децентрализованной сфере относят оборот некоммерческих, коммерческих организаций, производственных предприятий и домашних хозяйств населения. Финансы корпораций и организаций являются важным элементом денежной системы РФ. Это совокупность финансовых отношений между субъектами, формирующихся в процессе использования доходов.
Децентрализованные звенья выполняют две основные задачи:
распределительная функция – распределение стоимости общественного, национального дохода, в процессе деятельности предприятие получает выручку и возмещает израсходованные средства производства;
контрольная функция предполагает контроль финансового состояния компаний, отраслей и национальной экономики с помощью анализа прибыли, рентабельности.
Контрольная функция реализуется с помощью мониторинга денежных потоков, контроля над соблюдением структуры фондов, регулярных проверок по применению финансовых ресурсов. Процесс распределения осуществляется на трех основных уровнях: общегосударственном, уровне предприятий, компаний и производственных коллективов. Децентрализованные финансы служат важным инструментом управления, стимулирования и контроля экономики страны.
Центральным элементом системы денежных отношений являются государственные финансы. Это сфера формирования, перераспределения, применения фондов государства, муниципальных субъектов, которые используют финансовые ресурсы для решения общественных функций и задач. Государство распределяет бюджетные поступления между субъектами РФ, муниципальными округами, экономическими отраслями, сферами производства, гражданами .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Афанасьев, М. Модернизация государственных финансов / М. Афанасьев. - М.: Гостехиздат, 2020. - 181 c.
2. Давыдов, Я. В. Финансы / Я.В. Давыдов. - М.: Приор-издат, 2019. - 284 c.
3. Деньги, кредит, банки. - М.: КноРус, 2018. - 560 c.
4. Международный финансовый рынок. Учебник. - М.: Инфра-М, Магистр, 2018. - 368 c.
5. Михайленко, М. Н. Финансовые рынки и институты. Учебник и практикум / М.Н. Михайленко. - М.: Юрайт, 2018. - 304 c.
6. Мысляева, И. Н. Государственные и муниципальные финансы / И.Н. Мысляева. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 368 c.
7. Нешитой, А. С. Финансы. Учебник / А.С. Нешитой. - М.: Дашков и Ко, 2018. - 352 c.
8. Нешитой, А.С. Финансы и кредит. Учебник / А.С. Нешитой. - М.: Дашков и К°, 2018. - 179 c.
9. Финансы / Под редакцией Н.Ф. Самсонова. - М.: Юрайт, Высшее образование, 2018. - 592 c.
10. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник и практикум. - М.: Юрайт, 2020. - 330 c.
11. Финансы. - М.: Инфра-М, Финансы и статистика, 2020. - 496 c.
12. Финансы. - М.: Финансы и статистика, 2019. - 504 c.
13. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Пособие студентам для подготовки к экзаменам. - М.: Дашков и Ко, 2020. - 160 c.
14. Чернецов, С. А. Развитие финансовой системы Российской Федерации. Учебное пособие / С.А. Чернецов. - М.: Магистр, Инфра-М, 2019. - 320 c.
15. Янов, В. В. Финансовые рынки и институты. Учебное пособие / В.В. Янов, Е.Ю. Иноземцева. - М.: КноРус, 2020. - 352 c.