Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Исторически банковское дело всегда было связано с таким понятием, как риск. Банковский риск, несмотря на его необходимость, является основным элементом банковского дела. Одним из инструментов снижения данного риска является установление корреспондентских отношений, которые представляют собой договорные отношения между кредитными учреждениями для осуществления платежей и расчетов по поручению друг друга.
На корреспондентские отношения опирается вся международная банковская деятельность. Они служат базой для трансферта, движения денег, обмена валюты, финансирования международной торговли. При установлении корреспондентских отношений банки обмениваются информацией о деятельности банков, в частности контрольными документами (альбом образцов подписей), финансовой отчетностью, тарифами комиссионного вознаграждения и другими документами. Это позволяет на доверительной основе взаимодействовать друг с другом, а также устанавливать лимиты на проведение различного вида операций, таких как документарные, депозитные, конверсионные, операции с ценными бумагами и др.
Установление корреспондентских отношений происходит следующим образом. Перед тем, как банк установит корреспондентские отношения с другим банковским институтом, департамент по коммерческим связям изучает данные об иностранном кредитном институте, с которым предполагается установить такие отношения. Работники данного департамента устанавливают место иностранного банка в финансово-кредитной системе страны и в валютных операциях, его кредитоспособность, а также условия, на которых он выполняет основные операции. Как правило, банк при выборе банка-корреспондента предпочитает более крупные и мощные банки, как своей страны, так и иностранные.
Цель работы – рассмотрение корреспондентских отношений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно, раскрыть следующие вопросы:
- История развития корреспондентских отношений;
- Понятие и сущность корреспондентских отношений;
- Признаки корреспондентских отношений;
- Виды корреспондентских отношений;
- Юридические факты в корреспондентских отношениях;
- Объекты корреспондентских отношений;
- Субъекты корреспондентских отношений;
- Содержание корреспондентских отношений.
Объект исследования – корреспондентские отношения.
Предмет исследования – регулирование корреспондентских отношений.
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ КОРРЕСПОНДЕНТСКИХ ОТНОШЕНИЯ
1.1. История развития корреспондентских отношений
Уже в период классического капитализма с преобладанием свободной конкуренции основной причиной установления корреспондентских отношений являлась, кроме географических причин, дороговизна предоставляемых услуг для самих банков. Как правило, мелкие и средние по размерам активов и капитала банки покупали определенные услуги для своих клиентов у более крупных банков (к примеру, услуги по инкассированию), поскольку это экономило их издержки на проведение данных операций собственными усилиями. С точки зрения соотнесения затрат к масштабу совершаемых банковских операций мелкие и средние коммерческие банки значительно выигрывали. При этом они занимали те рыночные ниши, которые крупные банки в силу своей бюрократизации и неповоротливости не могли заполнить .
С другой стороны, варьирование условиями и формами межбанковского сотрудничества можно увеличивать для кредитных организаций доход от одной и той же банковской услуги многократно, что будет показано далее. Грамотная и полноценная оптимизация корреспондентских отношений позволяет перейти с экстенсивного на интенсивный способ получения прибыли банковским учреждением.
Следовательно, если бы банки-корреспонденты не стремились к взаимной экономической выгоде от двустороннего корреспондентского сотрудничества, договорные отношения, тем более на заранее согласованный срок, между ними не заключались бы. Заметим, что извлечение и максимизация прибыли ранее не подчеркивались в качестве основополагающей цели корреспондентского дела.
В середине 1970-х гг. стояла задача создания обширной сети банков, участники которой были бы связаны между собой посредством телекса. В середине 1990-х гг. на глобальный уровень вышла телекоммуникационная система SWIFT, и система централизованной обработки глобальных транзакций стала более эффективной. Тем не менее данная модель взаимодействия банков, которая действует и сейчас, основывается на двусторонних соглашениях участников, что снижает эффективность глобального взаимодействия .
С развитием интернет-торговли, участием в ее обслуживании глобальных платежных систем, появлением PayPal и тому подобных продуктов из этой системы в большой степени исчезли платежи физических лиц, поскольку стало проще и быстрее перевести деньги из одного места в другое уже новыми способами. Более того, и корпоративные клиенты также ищут новые интегрированные решения для своих операций.
Таким образом, модель взаимодействия банков на основе двусторонних корреспондентских отношений обречена претерпеть изменения. Розничные платежи (даже трансграничные) "ушли" в другие системы, платежи малого и среднего бизнеса также скоро найдут свой путь. Да и крупный бизнес в виде транснациональных корпораций обслуживается, как правило, не в одном, а в нескольких глобальных банках.
Модель корреспондентских отношений фундаментально изменилась с 1970-х гг., когда банки осуществляли денежные переводы и длинный список банков-корреспондентов рассматривался как важный параметр эффективной работы. С конца 1990-х гг. банки существенно оптимизировали свои расходы на поддержание корреспондентских отношений. Платежн
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Теоретические аспекты корреспондентских отношений в банковской системе // http://studbooks.net/1224835/bankovskoe_delo/teoreticheskie_aspekty_korrespondentskih_otnosheniy_bankovskoy_sisteme
2. Макарова Н.В. Эффективность поддержания корреспондентских отношений // http://отрасли-права.рф/article/5543
3. Региональные банки в системе финансового посредничества. Монография / Т.Н. Зверькова – Оренбург: Издательство «ООО «Агентство Пресса», 2014. – С. 21.
4. Аникин О.Б. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения: учеб. пособие. – М.:Проспект, 2014. – С. 57.
5. Береславский А.И., Наконечный А.Н., Пясецкая М.Г. Межбанковские корреспондентские отношения и система межбанковский коммуникаций. Система СВИФТ // Международные расчеты и валютные операции. – М.: ИНФРА-М, 2008. – С. 57.
6. Валютные операции и валютное регулирование: практикум / Сост.: Ю.И. Новиков, Ю.А. Степкина. – СПб.: СПбГЭУ, 2015. – С. 30.
7. Макарова Н.В. Эффективность поддержания корреспондентских отношений // Международные банковские операции. – 2014. – № 2. – С. 22–26.