Фрагмент для ознакомления
2
1. Введение
Актуальность темы данного исследования выражена в том, что в деятельности любых хозяйствующих субъектов, таких как организации и предприятия присутствует такой термин, как ценовая политика (или политика цены) хозяйствующего субъекта. Этот термин состоит из системы методических процессов, способов, комплексных мероприятий, каких-либо событий, стратегических моментов, которые в первую очередь используются хозяйствующим субъектом для установки справедливой цены на продаваемую продукцию или же услугу.
Цена является тем показателем, за которую торговец согласен предоставить единицу продукта или услуги потребителю. Также стоимостное выражение считается коэффициентом мены определенного продукта в денежные средства. В этом представлении цены имеются все без исключения существенные задачи и принципы становления экономики и общества в целом.
В современных условиях существует множество различных типов рынков, взаимодействующих как внутри страны, так и за ее пределами. Различные предприятия, в зависимости от того рынка, на котором они взаимодействуют, разрабатывают и выбирают ту ценовую политику, которая будет эффективна в данных условиях. Ценовая политика является частью маркетинговой политики торгового предприятия, которая состоит в установлении цен, обеспечивающих достижение поставленных целей, и включающая выбор метода ценообразования и ценовой стратегии. Сущность ценовой политики предприятия в определении и поддержании оптимального уровня и структуры цен, а также изменения их, в целях необходимости, для достижения поставленных фирмой задач. В зависимости от конкуренции на рынке, предприятие устанавливает свою ценовую политику. Предположим, что на рынке товаров и услуг действует одно предприятие, которое не имеет конкурентов. В таком случае есть единственный рычаг управления спросом, а, следовательно, и цена устанавливается самостоятельно, без воздействия конкуренции. Или же ситуация, когда на рынке множество идентичных фирм, которые соперничают друг с другом. В этом случае, цена определяется под влиянием конкуренции, проводятся рекламные акции, скидки и прочие маркетинговые ходы. Этим подчеркивается актуальность понимания цен и ценовой политики современного предприятия.
Цель работы – представить направления улучшения ценовой политики организации.
Задачи работы:
- определить роль цены в рыночной экономике;
- раскрыть методологию рыночного ценообразования;
- рассмотреть технико-экономическую характеристику предприятия;
- провести анализ рынка в данной сфере;
- оценить методику ценообразования предприятия;
- представить рекомендации по совершенствованию политики ценообразования на предприятии.
Объект исследования – ценообразование ООО «Эгида».
Предмет исследования – развитие ценовой политики на предприятии.
Методологическая основа курсовой работы: методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, метод факторного анализа, метод сравнения.
В качестве теоретической базы выполнения курсовой работы выступили труды отечественных авторов.
Эмпирическая база курсовой работы – финансовая и внутренняя отчетность ООО «Эгида» за 2018-2020 гг.
2. 1 Теоретические аспекты формирования ценовой политики
1.1 Роль цены в рыночной экономике
Объективная характеристика сущности цены в теории стоимости была представлена К. Марксом. Он представил определение понятия цены, которое стало считаться классическим, как денежного выражения стоимости: цена, которая взята сама по себе, представляет собой не что иное, как денежное выражение стоимости. «Цена товара есть лишь денежное название овеществленного в нем количества общественного труда» [4, с.21].
Следовательно, согласно трудовой теории стоимости, автором которой был К. Маркс, цена является денежным выражением стоимости товара или денежным выражением общественного абстрактного труда, который овеществлен в товаре.
При рыночном подходе приемлемым может быть определение такое. Цена является формой выражения ценности благ, проявление которой происходит в ходе их обмена.
В качестве первого и очень важного признака проведения классификации цен выступает проведение их дифференциации согласно сфере товарного обращения, которая ими обслуживается.
Обычно массовый товар проходит три основные стадии товародвижения:
- производственная компания – оптовая торговля;
- оптовая торговля – розничная торговля;
- розничная торговля – потребители.
Данного рода стадиям товародвижения соответствуют три вида цен:
- оптовая цена компании (отпускная цена), она еще называется ценой изготовителя;
- оптовая цена промышленности;
- розничная цена.
Розничные цены представляют собой цены, по которым происходит реализация товаров в розничной торговой сети населению, компаниям, они конечные. Можно характеризовать состав розничной цены такими основными элементами, которые ее образуют: оптовая цена промышленности, НДС и торговая надбавка или торговая скидка. Торговая надбавка включает в себя издержки торговых компаний и их прибыли с целью продолжения их деятельности. Торговая надбавка устанавливается компаниями розничной торговли в процентах к ценам покупки товаров (с НДС).
В качестве самых адекватных рыночной экономике выступают свободные рыночные цены. Но при этом полностью свободное ценообразование идеально может происходить только на товарных рынках, где протекают экономические процессы, которые наиболее полным образом отвечают интересам экономики, общества в целом.
Разработке ценовой политики субъекта хозяйствования должно уделяться самое пристальное внимание со стороны его руководства Наличие четко выработанной ценовой политики дает возможность хозяйствующему субъекту улучшить собственную конкурентную позицию, извлечь самую большую выгоду из имеющихся ресурсов, но основное, - формирует основу для прибыльной деятельности на длительную перспективу. Основой ценовой политики являются маркетинговые исследования, при этом изучается и учитывается спрос и предложение на каждый вид продукции в конкретном рыночном сегменте, производитель формирует цену его реализации [6, с.126].
В узком смысле, под ценовой политикой понимают процесс установления цены, который основан на реализации общих принципов, использование которой дает возможность осуществить разработанную стратегию. В широком смысле, под ценовой политикой субъекта хозяйствования понимают установление ценового уровня и возможных вариантов их изменения согласно целям и задачам, которые решаются субъектом хозяйствования в краткосрочном периоде и на перспективу. Ценовая политика хозяйствующего субъекта вырабатывается в результате сотрудничества и взаимодействия работников отделов бухгалтерии, финансового и маркетингового отделов, специалистов по снабжению и сбыту, а вместе с тем конструкторов и технологов.
В рамках ценовой политики предприятия происходит выработка ценовой стратегии. Ценовая стратегия представляет собой выбор возможных изменений цены на товар в условиях рынка, который предоставляет возможность достижения целей деятельности предприятия. Ценовая стратегия является спланированной на долгосрочный период моделью поведения компании, в качестве основной цели которой считается сбыт товаров/услуг, который носит эффективный характер. В качестве основных задач ценовой политики предприятия можно назвать такие [10, с.88]: выход на новый рынок; введение нового товара; защита позиции; последовательный проход по рыночным сегментам; быстрое либо удовлетворительное возмещение затрат; стимулирование комплексных продаж.
Процедура разработки ценовой политики, а потом и определения на ее основе конкретных уровней цен, построена на сведении воедино разного рода факторов, которые способны воздействовать на условия сбыта и прибыльность операции субъекта хозяйствования при тех или иных вариантах цен на его продукцию. Процедура формирования политики цен предприятия представлена на рисунке 1.
Фрагмент для ознакомления
3
5. список использованных источников
1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (с изм. и доп.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». Источник: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/.
2 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): федер. закон от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ (с изм. и доп.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». Источник: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/.
3 Арзуманова Т.И., Мачабели М.Ш. Экономика и планирование на предприятиях торговли и питания: учебное пособие. М.: Дашков и К, 2016. 272с.
4 Васюхин О. В. Основы ценообразования: учебное пособие. СПб: СпбГУ ИТМО, 2015. 110c.
5 Дорман В.Н. Коммерческая организация: доходы и расходы, финансовый результат: учебное пособие. М.: Юрайт, 2017. 108с.
6 Липсиц И.В. Ценообразование: учебник. Практикум. М.: Юрайт, 2016. 368с.
7 Николаева Т.Е. Ценообразование: учебное пособие. М.: Магистр, 2016. 144с.
8 Поздняков В.Я. Экономика предприятия (организации): учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Инфра-М, 2018. 777с.
9 Торговое дело. Коммерция, маркетинг, менеджмент. Теория и практика. Т. 1.: монография / под ред. Валигурского Д. М.: Дашков и К, 2019. 410с.
10 Шумилин О.В., Коледов М.В., Шкварок В.М. Ценообразование: учебное пособие. СПб.: СПбУМВД РФ. 2017. 261с.
11 Ахматнурова З.С., Салимова Ф.Н. Роль цены в рыночной экономике // Экономика и социум. 2017. С.136-139.
12 Бакальская Е.В., Китайкина К.Ю. Затратный метод ценообразования // Аллея науки. 2017. Т. 1. №16. С.508-511.
13 Иконникова О.И. Актуальные методы ценообразования в рыночной экономике в условиях высококонкурентной среды // Экономика и бизнес: теория и практика. 2017. №9. С.26-29.
14 Науменко Б.В. Совершенствование ценовой политики предприятия // Финансовая экономика. 2019. №3. С.508-512.
15 Романенко И.В. Ценообразование // Экономика. Бизнес. Право. 2017. №1-3. С.52-76.
16 Стукова Ю.Е., Божедомова Т.И. Теоретические основы методов оптимального ценообразования // Современные научные исследования и разработки. 2017. №4. С.491-493.
17 Тараторкин Я.С., Васильева Л.С. Сравнительная характеристика методов ценообразования // Актуальные проблемы экономики, учета, аудита и анализа в современных условиях: сборник научных работ студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава. М.: Научный консультант, 2018. С.516-523.
18 Федорова Е.П., Козлов Д.А. Стратегии ценообразования в современных условиях // Современные проблемы и тенденции развития экономики и управления: сборник статей международной научно-практической конференции. Уфа: Аэтерна, 2017. С.187-189.
19 Харина Е.А. Исследование различных методов ценообразования // Концепции фундаментальных и прикладных научных исследований: сборник статей международной научно-практической конференции. – Уфа: Аэтерна, 2017. – с.201-203.
20 Ямбаев М.А. Ценовая политика предприятия // Экономика и социум. 2019. №2. С.419-421.