Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня аграрная политика - это многогранное понятие. Это не только политика развития одной лишь продовольственной отрасли страны, но и в полной мере политика освоения и сохранения территории государства. Зе-мельно-ресурсный потенциал (земля (пространство), почва, лес, флора, фау-на, полезные ископаемые) определяют современное жизнеобустройство и территориально-экологическую составляющую мира и в целом России. Сельское хозяйство - это фундамент национального развития и одна из глу-бинных основ социальной консолидации общества. В итоге земельных пре-образований за последние 25 лет в России остается нерешенной главная фун-даментальная проблема в развитии сельского хозяйства - вопрос о земле.
В жизни любого общества земля играет исключительно важную роль. Она выполняет множество функций - природного ресурса, пространственно-го базиса, средства и предмета труда, средства производства, объекта не-движимости и многое другое. Этим обусловлена и сложность земельных от-ношений - системы социально-экономических связей, относящихся к владе-нию, пользованию и распоряжению землей. Как и другие общественные ин-ституты, земельные отношения развиваются по определенным общеистори-ческим и социально-экономическим законам. Поскольку земля - важнейший источник средств существования и общественного богатства, борьба за нее всегда носила ожесточенный характер. Соответственно любому государству приходилось осуществлять регулирование земельных отношений. Его целью было разрешение противоречий и реализация интересов отдельных обще-ственных групп и индивидуумов, развитие производства, научно-технический прогресс, совершенствование систем хозяйствования и т.д. [1].
В курсовой работе рассматриваются проблемы и перспективы, связан-ные с исследованием земельных отношений в Российской Федерации. Акту-альность затронутой темы курсовой работы и необходимость её изучения за-ключается в том, что:
1. Во-первых, главной составляющей земельных отношений является вопрос собственности на землю, в значительной степени определяющий со-держание экономической модели в целом.
2. Во-вторых, оспаривание позволяет уменьшить сумму при выкупе имущества в собственность.
3. В-третьих, результат кадастровой оценки влияет на налогообложе-ние, а значит и на экономику страны в целом.
Такие проблемы являются важнейшими на сегодняшний день для мно-гих собственников.
Объектом исследования являются земельные отношения.
Предметом исследования являются экономические отношения, возни-кающие между собственниками и пользователями земли.
Целью курсовой работы является анализ исследования земельных от-ношений, определение современного состояния, проблем и направлений улучшения. Всестороннее изучение земельных отношений, а также выявле-ние проблем и перспектив земельных отношений в Российской Федерации.
Чтобы достигнуть поставленной цели, нужно установить следующие задачи:
– раскрыть понятия и сущность «земли» как особого фактора произ-водства;
– проанализировать специфику земельных отношений как форму про-изводственных отношений и собственности на землю;
– обобщить данные о состоянии и структуре земельной собственности в Российской Федерации на современном этапе;
– выявить особенности нормативно-правового регулирования земель-ных отношений в России;
– определить перспективы развития земельных отношений в Россий-ской Федерации.
Информационная база курсовой работы включает: нормативно-правовые акты, статистические материалы, труды отечественных и зарубеж-ных авторов, посвященные проблемам и перспективам исследования земель-ных отношений, статьи, опубликованные в периодических изданиях, а также ресурсы из интернета.
Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1 Земельные отношения: понятие, сущность и основные характери-стики
Согласно Конституции Российской Федерации (ст.9) земля признается основой жизни и деятельности народов, проживающих на данной террито-рии. Со временем земля была не только частью природы, но она уже стано-вилась средством производства. В 1906 году в русском языке появился тер-мин «Землеустройство». Однако до этого, когда проводили землеустрои-тельные работы, в основном, использовали другие названия и термины, например, такие как землемерие, геодезия, межевание, земле-мерство, позе-мельное устройство. В наши дни землеустройство определяется как система правовых, инженерных и экономических мероприятий, направленных на ра-циональное использование земель и охрану. Земельные строй общества - со-вокупность всех земельных отношений, которые сложились в обществе. Зе-мельный строй опирается на формы собственности на землю, на системы и формы управления на земле.
Земельные отношения - это общественные отношения, связанные с рас-поряжением, владением и пользованием землей. Эти отношения считаются главной частью производственных взаимоотношений, также их можно отне-сти к финансовой основе общества. Выделяют следующие ключевые компо-ненты земельных отношений:
- формы управления земельными ресурсами (системы политических, социально-экономических, правовых и административных мер, направлен-ных на организацию их использования)
- способы и методы регулирования земельных отношений.
- отношения хозяйственного использования земли
Земельные отношения содержат в себе взаимоотношения, сопряженные с распределением территорий, возникновением, установлением, сосредото-чением (либо разделением) и ликвидацией конфигураций землепользования и землевладения.
Понятие «землепользование» можно определить, прежде всего, как процесс применения земельного участка на основе прав собственности, ис-пользования или владения. Права собственников шире, чем владельцев и пользователей, которые не имеют права распоряжения землей.
С формированием капитализма большое число действий по земле-устройству протекают с той целью, чтобы закрепить полномочия земельного имущества, и усовершенствовать организационную концепцию использова-ния земель. Землеустроительные мероприятия в средние века уже носили му-ниципальный характер и были связаны с учетом территорий, их разделением между землевладельцами, то есть феодалами. Опыт из истории представляет нам то, что в руках страны землеустройство считается важнейшим орудием, за счет чего и укрепляются собственность на землю, а также решаются про-блемы земельных взаимоотношений. При рассмотрении постепенного разви-тия землеустройства России, можно отметить, что землеустройство перерас-тает в сложный социально- экономический процесс.
Выделим наиболее знакомые землеустроительные действия, которые велись в России: писцовые описания, генеральное и специальное межевания, поземельное устройство на основе реформ 1861 и 1906 гг.
Начнём с рассмотрения писцовых описаний, проводимые в XV-XVII вв. Государству требовалось всегда знать, кто именно какими землями, и по ка-кой причине владеет, а также какие земли можно предоставить передать слу-жилым людям. Для того чтобы выполнить данные задачи государство реши-тельно перешло к выполнению специального вида землеустроительных и учетных работ. Именно этот первый вид землеустроительной деятельности был организован и спонсирован государством. Утверждено, что писцовыми описаниями ведала Поместная изба, которая была учреждена Иваном IV. В середине XVI века её преобразовали в Поместный приказ.
Нужно было провести межевание в России в первой половине XVШ ве-ка. Основными причинами, которые подтолкнули страну на такое решение, считались: владение большого количества земель не было оформлено по за-конам страны; не имели установленных границ отдельные имения; возникали споры по поводу порядка пользования лесами и проездами; неудобства из-за расположения земель чересполосно; участки имели неправильные очертания границ.
Генеральное межевание можно рассматривать как полным завершени-ем писцовых описаний. Первостепенные задачи генерального межевания: следовало осуществить проверку абсолютно всех территорий для того, что-бы обнаружить право на владение землей; возвратить назад в пользу страны те земли, на которых их собственники никак не могли показать документы, данные участки именовались «примерными». На каждую дачу составлялся проект, а на уезд - генеральный план. Установлено, что генеральное межева-ние длилось почти 100 лет от1766 до 1861 гг. Проводились работы земле-мерными партиями по дачам - участкам земли, ограниченными в натуре. Межевание было проведено в 32 губерниях России на общей площади 300,8 млн га.
С 1779 г. кадровый состав землемеров стала подготавливать Земле-мерная школа, реорганизованная в 1819 г. а Землемерное училище, на осно-ве которого в 1835 г. был образован Межевой институт, на сегодняшний день - Государственный университет по землеустройству.
В 1806 г проводилось специальное межевание. Здесь самым главным считались условия добровольного и единого согласия всех собственников на раздробление абсолютно всех земель. Присутствие потребности увеличения интенсивности помещичьего хозяйства и предоставления формирования ры-ночного оборота территорий.
Вслед за этим ведется поземельное устройство, которое базировалось на реформу 1861 г. Значимой мишенью реформы являлось высвобождение крестьян от крепостной зависимости, предоставить в их владение долю по-мещичьих земель, за счет чего и совершится увеличение интереса крестьян в повышении производства. Вносили ключевые мероприятия по осуществле-нию определенных задач: установили масштаб выкупных платежей, приняты сокращение крестьянских участков от помещичьих владений, было проведе-но формирование уставных грамот. В данный период участок предоставля-лась за установленный денежный выкуп. Историей отмечено, что непосред-ственно данные крестьянские преобразования переменяли Россию из фео-дально-крепостнической в буржуазно-капиталистическую страну [3].
Если мы перейдем к рассмотрению Столыпинской реформы, то её це-лью было преобразование крестьянского коллективного землевладения в частную собственность, в таком случае имеется в виду возникновение хуто-ров и отрубов. Для того, чтобы устроить хутора и отруба необходимо было осуществить посредством добровольного и принудительного разверстания надельных крестьянских земель, и кроме того в ходе перерастания крестьян в восточные регионы государства. Эти преобразования ускорили капитализа-цию сельского хозяйства. Выполнялось внутриселенное массовое, меж-селенное и межвладельческое землеустройство.
Выделяют этапы, имеющие наибольшее значение в развитии земле-устройства вслед за революцией 1917 года.
Первоначальным шагом было осуществление в жизненный процесс Де-крета о земле (8.11.1917 г.). Поставлена цель, содействовать обобществле-нию индивидуального землепользования, в результате этого отменили част-ную собственность на землю. Теперь земля переходила крестьянству.
В период 1921-1927 гг. происходило возобновление общенародного хозяйства, где основной интерес проявляли к фермерским (крестьянским) хо-зяйствам. Устранялась мелкополосица с разверстанием территорий на поля севооборотов, делились большие землепользования селений, исключались недочеты землепользования селений.
В промежуток времени непрерывной коллективизации сельского хо-зяйства (1928-1932 гг.) землеустройство было направлено на формирование колхозов и совхозов.
Уже отмечалось, что к 1950-1954 гг. моменту полностью сложилось аб-солютная сущность внутрихозяйственного землеустройства.
Преобладала благоприятная пора для межхозяйственного и внутрихо-зяйственного землеустройства новейших совхозов. В отрезок времени 1954-1965 гг. существенно ввелись действия для освоения целинных и залежных земель. Уже в наличии было сформировано наиболее 3 тысяч новых совхо-зов.
Стал реализовываться система агротехнических, организационно-хозяйственных, лесомелиоративных и гидротехнических действий. Так с 1965 г. были рассмотрены меры на мелиорацию, химизацию аграрного хо-зяйства и его материально-техническое обеспечение. Общепринято постанов-ление о срочных критериях по поводу защиты почв от ветровой и водной эрозии, стоит отметить что, это происходило в 1967 году.
Следует также сказать, что с 1972 года землеустроительными органами активизировано создание Генеральной схемы применения ресурсов земли СССР, схемы применения и защиты территорий федеративных республик, схемы землеустройства районов или краев и управленческих областей. Стали создавать трудовые проекты на рекультивацию участков, мелиорацию и т.д.
Во времена 1984-1988 гг. были приложены действия, которые связан-ны с внедрением концепций земледелия. Здесь же выполнен ряд туров зе-мельно-оценочных работ и проведена внутрихозяйственная оценка террито-рий.
В ранее не известных обстоятельствах концепция и методы земле-устройства приобрели дальнейшее улучшение, которое естественным обра-зом будет продолжаться. На сегодняшний день задачи землеустройства формируются проведением земельной реформы: ускорение научно-технического прогресса; предписание земельной собственностью; обеспече-ние абсолютной самодостаточности производителям; формирование одина-ковых экономических и правовых условий; введение финансовых рычагов в отношениях аграрных компаний с государством [4].
Землеустроительные отношения исполнялись в согласовании с общего-сударственным планом проведения земельной реформы, которая была утверждена постановлением Совета министров РСФСР от 18 января 1991 г. [7]. Главный характер реформы обуславливалось перспективным планом действий для землеустроительного обеспечения, который содержал:
- выполнение инвентаризации территорий и их перераспределение с сформированного фонда с целью наделения ими фермерских хозяйств, сель-скохозяйственных кооперативов, товариществ и обществ, акционерных со-обществ;
- осуществление мер по межхозяйственному землеустройству;
- схемы землеустройства, в этом количестве совокупность топографо-геодезических и почвенно-геоботанических исследований.
Главным моментом в сфере земельной политики стал Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и разви-тии аграрной реформы в России». Установлено, что граждане и юридические лица, считавшиеся собственниками земельных участков, также могут свобод-но передавать по наследству, дарить, продавать, сдавать в залог, аренду, обменивать.
Федеральный закон РФ №78-ФЗ «О землеустройстве», принятый 18.06.2001 г., характеризует нынешнее землеустройство как мероприятия по исследованию состояния земель, планированию и организации рационально-го использования земель и их охраны, описанию местоположения или уста-новлению на местности границ объектов землеустройства, организации ра-ционального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для реализации хозяйственного производства [1].
В целях утверждения и охраны прав на земельные участки и недвижи-мое имущество, реализации государственного регулирования действий с не-движимостью и землей, формирования результативной концепции платежей за участок 11 декабря 1993г. Президентом РФ был издан Указ №9 2130 о государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость [2, 3]. Тогда, была введена общая система государственного земельного кадастра, регистрации и оформления документов о правах на зе-мельные участки и прочно связанную с ними недвижимость на всей террито-рии России.
Земельные реформы постоянно регулируются государством и осу-ществляются под его контролем. Следует отметить, что подобные реформы обладают долговременным действием, значительно влияющие на уровень благосостояния народа. Тем самым, перед тем как приступать к земельному преобразованию, стоит всерьез исследовать эксперименты разных стран на различных многознаменательных периодах их развития [8].
Нынешнее устройство Российской Федерации характеризуется главны-ми отличительными чертами:
- земля считается достоянием всего народа;
- земля может находиться как в частной и государственной, так и в му-ниципальной и других формах собственности;
- граждане могут получить земельные участки;
- существенное использование земли в сельском хозяйстве;
- преобладание многообразия и равенства всех форм собственности на землю;
- права собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земли защищаются и гарантируются законом;
- господство страны на земельную собственность отменено;
- органы исполнительной власти и местного самоуправления выполня-ют определенные функции по поводу распоряжения землёй;
- равноправное развитие всех форм хозяйствования на земле;
- землевладение и землепользование является платным в форме земель-ного налога и арендной платы;
- земля обязательно должна использоваться эффективно и поэтому должна быть защищена от неблагоприятных воздействий;
- государство контролирует использование и охрану земель, соблюде-ние требований земельного законодательства.
Земельные правоотношения могут быть классифицированы по целому ряду оснований:
1. По характеру содержания правоотношения (по функциональной ро-ли) земельные правоотношения могут быть регулятивными и охранительны-ми.
Регулятивные земельные отношения – отношения, которые складыва-ются в процессе реализации земельно-правовых норм, не связанных с при-менением юридической ответственности, и которые, как правило, выражают-ся в совершении позитивных действий участниками этих отношений. Тради-ционно на практике возникают именно такие отношения (изъятие земельного участка у собственника для муниципальных или государственных нужд, за-ключение договора аренды земли и т.д.).
Охранительные земельные правоотношения могут возникать в связи с совершенными правонарушениями либо с наличием угрозы их совершения и реализуются при применении юридической ответственности. Приведем ха-рактерный пример: самовольное перемещение или снятие плодородного слоя почвы может повлечь наложение административного штрафа на виновных юридических лиц, должностных лиц и граждан.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосо-ванием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 01.07.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации, 01.07.2020.
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации: закон РФ от 30. 11. 1994 [электронный ресурс] // КонсультантПлюс. ВерсияПроф.
3. Земельный кодекс Российской Федерации (от 25.10.2001 № 136-Ф3) (редакция от 30.12.2020 с изменениями, вступившими в силу с 10.01.2021). - URK: https://www.referent.rU/1/305985 (дата обращения: 10.03.2021).
4. Федеральные законы: Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ (ред. от 31.12.2017)»0 землеустройстве» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 286999/ (дата обращения: 10.03.2021).
5. Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. «О регулировании зе-мельных отношений и развитии аграрной реформы в России».
6. Указ Президента № 2130 от 11 декабря 1993г «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость».
7. Агапова С. С. История развития землеустройства в России. - Сама-ра 2008. - С.2.
8. Ахматова М.Х. Основные пути рационального использования зем-ли и повышение ее эффективности. В сборнике: Инструменты современной научной деятельности. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С.88-91.
9. Барсукова С.Ю. Земельная реформа в России в 1990-2000 е годы, или как в ходе ведомственных реорганизаций «реформировали» земельную реформу / Барсукова С.Ю., Звягинцев В.И. - Journal of Institutional Studies. - 2015. - Т. 7. - № 2. - С. 8495.
10. Барсукова Г.Н., Юрченко К.А., Радчевский Н.М. История земле-устройства и земельных отношений / Учебное пособие. - Краснодар: Кубан-ский государственный аграрный университет, 2014. -161 с.
11. Вараксин Г.С. История. Состояние и перспективы землеустройства в России / Г.С. Варак-син, И.С. Вершинский, Е. М Байкалов // Вестник Крас-ноярского государственного аграрного университета. - 2010. - № 8 (47). - С. 54-58.
12. Волков С.Н., Фомин А.А. История землеустроительного образова-ния в России // Международный сельскохозяйственный журнал. 2014. № 5. С. 31-35.
13. Волков С.Н., Комов Н.В., Хлыстун В.Н. Как достичь эффективного управления земельными ресурсами в России? // Международный сельскохо-зяйственный журнал. 2015. № 3. С. 3-7.
14. Волков С.Н. Современное состояние земельных отношений, земле-пользования и землеустройства в Российской Федерации и научное обосно-вание основных направлений их регулирования в АПК // Материалы к до-кладу на заседании Президиума Российской академии наук 28 марта 2017 г. М.: ГУЗ, 2017. 72 с.
15. Демидова, О. Дискуссионные источники уголовно-исполнительного права: моногр. / О. Демидова. Воронеж: Научная книга, 2015. 188 с. 2.4. Дробышевский, С. А. Формальные источники права: моногр. / С. А. Дробы-шевский, Т. Н. Данцева. М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. 160 с. 2.5.
16. Добровольский Г.В. Состояние и проблемы изучения природного наследия России / Г.В. Добровольский, Г.С. Розeнберг, A.A. Чибилев, Л.П. Рысин, С.В. Саксонов, A.A. Тишков // Успехи современной биологии. - 2006. - Т. 126. - № 2. - С. 115131.
17. Ерофеев, Б. В. Земельное право России: учебник / Б. В. Ерофеев. 13-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2014. - 667 с.
18. Жидков, С. А. Теоретические основы повышения эффективности ис-пользования земель сельскохозяйственного назначения в современных усло-виях / С. А. Жидков, А. В. Апарин // Вестник Мичуринского государственно-го аграрного университета. - 2017. - № 4. -С. 88-95.
19. Карашаева А.С. Оценка городских земель и их использование в условиях реформирования социально-экономического развития. В сборнике: Устойчивость развития и саморазвития региональных социально-экономических систем: методология, теория, практика Материалы Междуна-родной научно-практической конференции. 2015. С. 64-66.
20. Комов Н. В. Роль земельных ресурсов в устойчивом развитии Рос-сии // Экономика и экология территориальных образований. № 4. 2015. С. 7‒13.
21. Комов Н.В., Шарипов С.А., Цыпкин Ю.А., Конокот-кин Н.Г., Фо-мин А.А., Сорокина О.А. Управление земельными ресурсами. М., 2020.
22. Махотлова М.Ш., Карашаева А.С., Темботов З.М. Регулирование государством земельных отношений. Аграрная наука. 2015. № 10. С. 4-7.
23. Махотлова М.Ш., Алимурадова З.С. Земельные отношения и аг-рарная политика России. В сборнике: Современные тенденции развития и науки производства. Y Международная научно-практическая конференция: в 2-х томах. Западно-Сибирский научный центр. 2017. С.232-235.
24. Основные направления использования земель сельскохозяйственно-го назначения в Российской Федерации на перспективу: научно-практическое пособие / под ред. С.Н. Волкова. М.: ГУЗ, 2018. - 344 с.
25. Тенденции и проблемы развития земельного законодательства // Материалы к Парламентским слушаниям Совета Федерации и к Столыпин-ским чтениям в Государственном университете по землеустройству 19 апреля 2018 г. / под общ. ред. С.Н. Волкова, А.А. Фомина. М., 2018.
26. Тотмин М.Д., Фролов Е.Н. Основные проблемы земельного права// Молодой ученый. 2018. №49. С.178-180.
27. Фомин А.А., Удалова Е.К. Перспективы развития интеграции в аг-ропромышленном комплексе // Московский экономический журнал. 2019. № 5. С. 14.
28. Фомин А.А., Черкашина Е.В. Реализация комплексного подхода к формированию государственной программы Российской Федерации «Ком-плексное развитие сельских территорий» // Московский экономический жур-нал. 2019. № 11. С. 57.
29. Цораева Э.Н. Землеустройство как механизм обеспечения эффек-тивного Управление земельными ресурсами. Комов Н.В., Шарипов С.А., Цыпкин Ю.А., Конокотин Н.Г., Фомин А.А., Сорокина О.А. Москва, 2020. - 556 с.
30. Шагайда Н.И., Фомин А.А. Совершенствование земельной полити-ки в Российской Федерации // Московский экономический журнал. 2017. № 4. С. 71.
31. Щербаков, Н. В. Проблемы земельной собственности в сельском хозяйстве / Н. В. Щербаков // Теория и практика мировой науки. -2017. - № 2. - С. 71-73.