Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Целью данной работы является разработка информационной системы учета клиентов косметологической клиники.
Объектом автоматизации в рамках данного проекта является информационная система ООО «Косметолог».
Задачи проекта включают:
анализ теоретических аспектов разработки информационных систем;
анализ бизнес-процессов учета клиентов косметологической клиники;
постановка задач автоматизации;
разработка структуры базы данных;
разработка прототипа программного обеспечения для автоматизации поставленных задач.
Основной функцией, автоматизируемой в рамках проекта, является учет данных о клиентах ООО «Косметолог». Также информация в информационной системе позволит получать информацию о нагрузке на косметологов, о наиболее востребованных услугах.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанные рекомендации, мероприятия, вплоть до построения полноценной системы автоматизированного учета услуг ООО «Косметолог» вполне могут быть применены на практике в косметологической клинике в технологии организации работы по учету клиентов.
1.Теоретическая часть
Информационные системы представляют собой взаимосвязанную совокупность средств, методик и персонала, участвующего в процессе хранения, обработки и выдачи данных в процессе достижения поставленных целей.
Рассмотрим принятую в настоящее время классификацию информационных систем.
Классификация информационных систем производится по различным критериям. Проведем описание наиболее часто используемых способов классификации.
Классификация по масштабам
По масштабам информационные системы можно разделить на [15, с.80]:
одиночные ИС;
групповые ИС;
корпоративные ИС.
Схема классификации ИС по масштабам приведена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Схема классификации ИС по масштабам [4, c.90]
В групповых и корпоративных системах существенно возрастают требования к надежности функционирования и защиты данных. Обеспечение данных свойств производится путем поддержки целостности данных, ссылок и транзакций в системах управления базами данных (далее СУБД).
Использование одиночных информационных систем, как правило, производится на автономных персональных компьютерах без использования сетевых технологий. Данная система может включать простые приложения, связанные общим информационным фондом, и предполагает работу одного пользователя или группы пользователей, разделяющих по времени одно рабочее место. Создание приложений подобного типа производится с использованием настольных или локальных систем управления базами данных. Из локальных СУБД наиболее распространенными являются Clarion, Clipper, FoxPro, Paradox, dBase и Microsoft Access [12, с.69].
Многопользовательские информационные системы предоставляют возможности коллективного использования ресурсов пользователями, являющимися членами рабочих групп, их техническая архитектура предполагает использование коммуникационных технологий. В процессе разработки сетевых приложений используются специализированные серверы баз данных (SQL-серверы). На сегодняшний день существует достаточно большое количество SQL-серверов на различных платформах на основе как коммерческого использования, так и свободно распространяемых. К наиболее распространенным серверам баз данных относятся: Oracle, DB2, MS SQL Server, InterBase, Sybase, Inforqix.
Работа с корпоративными информационными системами производится в компаниях со сложной филиальной структурой, что предполагает необходимость наличия механизмов по поддержке территориально разделённых узлов или сетей.
Архитектура корпоративных информационных систем, как правило, является иерархической, включающей несколько уровней. Для указанных систем характерно использование клиент-серверных систем, что предполагает наличие специализации серверов, либо многоуровневой архитектуры. При разработке систем указанного типа могут использоваться те же серверы баз данных, что в процессе разработки сетевых программных решений. При этом базы данных больших объёмов используют профессиональные системы от Oracle, DB2 и Microsoft SQL Server.
Классификация по сфере использования
По областям использования информационные системы, классифицируются на [5, с.109]:
ИС, используемые для обработки транзакций;
Системы поддержки принятия решений;
Информационно-справочные системы;
Системы, использующие офисное ПО.
Системы по обработке транзакций классифицируются по величине временных затрат на обработку данных, на пакетные и оперативные информационные системы. ИС организационного управления применяют режим оперативности при обработке данных – OLTP, что необходимо для обеспечения соответствия предметной области в режиме реального времени, а процесс пакетной обработки информации занимает весьма ограниченную часть. Системы OLTP используют регулярные (возможно, интенсивные) потоки достаточно простых транзакций, соответствующих предметным областям по обработке заказов, платежей, запросов и т.п. Необходимые требования при работе систем подобного типа [20, с.38]:
высокая производительность при обработке транзакций;
гарантированность доставки данных при удаленном доступе к базе данных с использованием телекоммуникационных каналов.
Системы по поддержке принятия решений – DSS являются специфическим типом информационных систем, в которых с применением ряда запросов проведена реализация задач по отбору и анализу данных в различных контекстах: временном, пространственном и др.
Обширный класс информационно-справочных систем включает гипертекстовые документы и файлы с мультимедиа контентом. Системы такого типа используют ресурсы сети Интернет.
Системы, использующие офисное программное обеспечение, связаны с задачами по переводу документов на бумажных носителях в электронный вид, автоматизацией технологий по обработке документации, включая системы электронного документооборота.
Рассмотрим принципы классификации систем по способу организации (рисунок 2).
Рисунок 2 – Классификация ИС по способу организации
Разделение информационных систем по способу организации реализовано следующим образом [12]:
системы с файл-серверной архитектурой;
системы с клиент-серверной архитектурой;
системы с многоуровневой архитектурой;
системы на основе использования Интернет-ресурсов.
Классификация систем по типу хранимых данных проводится на фактографические и документальные ИС. Областью использования фактографических систем являются технологии по хранению и обработке структурированных информационной в форме числовых и текстовых данных. С информацией данного типа возможно выполнение различных операций. Документальные системы представлены в формате документации, включающей наименование, описание, рефераты и тексты. Процесс поиска по неструктурированной информации осуществляется по семантическим признакам. Выбранные документы предоставляются пользователям, а обработка данных в указанных системах не осуществляется.
Характерная особенность фактографических систем связана с работой не с текстовыми, а с фактическими сведениями, представленными в виде записей. Основными компонентами фактографических систем являются базы данных, а также СУБД. На основе фактографических систем проводится создание справочников, системы для решения задач по анализу и управлению организациями, бухгалтерских систем. СУБД предоставляют возможности для доступа к данным любым категориям пользователей, включая также и тех, которые не используют представления видов, содержащих описание [12, с.40]:
физического размещения в памяти данных и их описания;
механизмов поиска запрашиваемых данных;
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. ООО «Косметолог». О компании. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nanobeauty.su/o-klinike
2. Карпузова, В.И. Информационные технологии в менеджменте: Учебное пособие / В.И. Карпузова, Э.Н. Скрипченко, К.В. Чернышева, Н.В. Карпузова. - 2-e изд., доп. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014.
3. Горюшкин Е. И., Катальникова Е. С. Современные информационные технологии в медицине [Электронный ресурс] : мультимедийное учебное пособие / Горюшкин Е. И., Катальникова Е. С. - Курск : ФГБОУ ВО КГМУ, 2017. – 453с.
4. Коннолли Т., Бегг К. Базы данных: проектирование, реализация и сопровождение: теория и практика. - Москва: Вильямс, 2017. - 1439 с.
5. Самигуллин М. Ф., Читалин Н. А., Лучкин Г. С. Информационные технологии в медицине : / М. Ф. Самигуллин. Н. А. Читали, Г. С. Лучкин. - Казань ; Шумерля : [б. и.], 2014. - 101 с.
6. Руанет В. В., Хетагурова А. К. Информационные технологии в медицине : Введ. в мед. нейроинформатику / В.Р. Руанет, А.К. Хетагурова ; Рос. акад. мед. наук, Мед. колледж. - М.: МАКС-Пресс, 2014. - 68 с.
7. Фомин В. В., Фомина И. К. Системная и программная инженерия. Информационные системы и технологии: учебное пособие / В. В. Фомин, И. К. Фомина. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. - 139 с.
8. Черников, Б.В. Информационные технологии управления: Учебник / Б.В. Черников. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 368 с.
9. Шеховцов О. И. Корпоративные информационные системы: учебное пособие / О. И. Шеховцов. - Санкт-Петербург: СПбГУТ, 2016. - 59 с.
10. Омельченко В. П. Информатика для врачей: учебное пособие : для системы послевузовского профессионального образования врачей / В. П. Омельченко, Н. А. Алексеева. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. – 701с.