Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что одной из основных предпосылок формирующегося гражданского общества в современной России является соблюдение конституционного права на свободу средств массовой информации.
Сегодня проблема свободы массовой информации остается актуальной, как никогда. Фразы, в которых СМИ нуждаются в большей свободе, что их права нарушаются, можно услышать каждый день по телевидению или радио. Действительно, в сегодняшнем обществе, где информатизация является объективной реальностью, средства массовой информации оказывают огромное влияние на мнение человека. «Умелые» руки средств массовой информации способны управлять огромной массой людей.
Проблема выявления и реализации возможностей доступа к информации является острой и в то же время сложной и практически значимой задачей. И это не случайно: современный мир нельзя представить без прав человека для информации, основанной на принципах свободы, равенства, справедливости и универсального характера. Среди них особое значение придается праву на свободу массовой информации, который представляет собой предмет исследования многих гуманитарных и юридических наук в различных играх по своей сути и возможной реализации.
Целью работы является выяснение актуальных проблем взаимоотношений СМИ, общества и власти в России и используемых обществом путей их решения.
Задачи:
- рассмотреть основные принципы взаимоотношения СМИ и власти под углом зрения положения современной российской прессы;
-проанализировать взаимодействие СМИ с институтами власти в России на современном этапе.
Степень научной разработанности темы. Несмотря на многочисленные успешные попытки, свобода средств массовой информации как конституционно-правового института недостаточно изучена нашей наукой. Нет четких теоретических и методологических подходов к пониманию сущности и характера свободы массовой информации. Как правило, он рассматривается в общей массе конституционных прав, не раскрывая механизмов и условий его реализации, а также опубликованные материалы, имеет журналистский характер или строго ограничивает его секторальными рамками или только анализ законодательства. Это необоснованно ограничивает понятие свободы средств массовой информации как объект исследования, препятствует в конечном счете и препятствует поиску путей совершенствования российского законодательства в этой области.
Объектом исследования являются социальные отношения, возникающие в сфере реализации конституционного права на свободу массовой информации.
Предметом исследования являются нормы права, регулирующие конституционное право на свободу массовой информации.
Методологические основы исследования основаны на общем научном диалектическом методе познания и в такой форме: физико-правовой, правовой, правовой, правовой, правовой, правовой, правовой, методологической, методологической, методологической, методологической,
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения и библиографии.
Раздел 1. Проблема свободы СМИ как института гражданского общества
По мнению, Я.Н.Засурского : «Выявлена одна важная особенность современного развития информационного общества: коммуникация посредством качественной газеты очень отличается от коммуникации, осуществляемой массовыми изданиями. Массовая газета скорее сигнализирует о новых явлениях и событиях. Она очень быстра и опережает качественную прессу по скорости выпуска информационной продукции. Но понимание процессов, происходящих в мире, теми журналистами, которые работают, изучая современные проблемы, более глубокое. Они становятся летописцами, с которых начиналась периодика, включая и летопись, и книгу, и газету, и серьезную качественную прессу. Возникает, по существу, новый подход к газете как к носителю смысла. Для качественной газеты главное – осмысление того, что происходит в мире» [2, c.4].
Прежде всего, следует отметить, что в России пресса была денационализирована относительно безболезненно, хотя и с конфликтами [1]. Согласно Закону, федеральные органы государственной власти и органы субъектов Федерации не могут быть учредителями периодической печатной публикации, за исключением публикации, в которой публикуются только официальные сообщения и материалы. Проведена актуализация государственного телевидения.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Засурский Я.Н. Искушение свободой: российская журналистика : 1990-2004. М.: Изд-во Московского ун-та, 2004 – 456 с.
2. Засурский Я.Н. Коммуникация в обществе знаний. Российская журналистика.2008. – М.: Издательство МедиаМир, 2013 – 296 с.
3. Средства массовой информации России : учеб. пособие для студентов вузов / М.И.Алексеева, Л.Д.Болотова, Е.Л.Вартанова и др. ; под ред. Я. Н. Засурского. М. : Аспект-Пресс, 2017. - 380 с.
4. Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., ст. 19 // Сборник документов. М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998. С. 39 - 44.
5. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) // Бюллетень международных договоров. N 3. 2001.
6. Конвенция о защите прав человека и основных свобод // Бюллетень международных договоров. 1998, №7.
7. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 12.
8. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в ред. от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // С.З. РФ. 26.01.2009, N 4, ст. 445.
9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 16.11.2011) // "СЗ РФ. 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
10. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 11.07.2011) "О средствах массовой информации" // "Российская газета", N 32, 08.02.1992.
11. Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 19.07.2011) "О государственной тайне" // СЗ РФ. 13.10.1997, N 41, стр. 8220-8235.
12. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 07.03.2005) "О чрезвычайном положении" // СЗ РФ. 04.06.2001, N 23, ст. 2277.
13. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) "О военном положении" // СЗ РФ. 04.02.2002, N 5, ст. 375.
14. Федеральный закон от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней". Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12111157/#ixzz4zYZzGmg0
15. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 06.04.2011, с изм. от 21.07.2011) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // СЗ РФ. 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3448.
16. Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ (ред. от 29.04.2008) "О противодействии экстремистской деятельности" // СЗ РФ. 29.07.2002, N 30, ст. 3031.
17. Федеральный закон от 13.01.1995 N 7-ФЗ (ред. от 12.05.2009) "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" // СЗ РФ. 16.01.1995, N 3, ст. 170.
Интернет-ресурсы
18. Freedom House. Freedom of the Press 2017. URL: https://freedomhouse.org/report/freedom-press/2017/russia
19. The Guardian. How Russia's independent media was dismantled piece by piece. URL: https://www.theguardian.com/world/2016/may/25/how-russia-independent-media-was-dismantled-piece-by-piece
20. Песков объяснил расхождения в законе "Об оружии" ошибкой базы Госдумы. 6 июля 2016. Русская служба ВВС. http://www.bbc.com/russian/news-36723791
21. Кто владеет СМИ в России: ведущие холдинги. Русская служба ВВС. http://www.bbc.com/russian/russia/2014/07/140711_russia_media_holdings
22. Литвинович М.А. Власть семей. Правительство. Ч.1. 2011. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.election2012.ru/repost/1/
23. «Большое правительство Владимира Путина и Политбюро 2.0» Электронный ресурс. Режим доступа: http://minchenko.ru/analitika/analitika_27.html