Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современная система российского образования развивается в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, разработанных для каждой ступени образования.
Концептуальную основу действующих ФГОС составляют деятельностный подход и компетентностная парадигма. Это означает, что основным активным субъектом образовательного процесса становится ученик, для которого педагогами создаются оптимальные условия, способствующие формированию и развитию у него разнообразных компетенций.
Среди ключевых компетенций ведущее место занимает наличие у школьника грамотной, содержательной и образной речи, которая обеспечивает ему возможность участвовать в продуктивном общении с другими людьми в учебной и внеучебной деятельности, осуществлять межличностные коммуникации в целях интеллектуального и социального развития, в том числе, успешного освоения образовательных программ[20].
В этой связи перед учителем стоит задача подбора максимально эффективных средств обогащения речи младших школьников.
В качестве одного из таких средств выступают пословицы и поговорки.
В целом работа над пословицами предполагает более высокий уровень обобщения, переход от прямого к переносному значению слов, от наивного реализма к пониманию подтекста и идеи, т.е. способствует развитию всех уровней понимания текста, формированию коммуникативно-речевых умений детей. Для правильного понимания пословицы учащиеся должны иметь соответствующие их возрасту представления об окружающем мире, о причинно-следственных связях, существующих в нём.
Одной из причин недостаточно точного и глубокого понимания пословиц является ограниченный жизненный опыт детей и затруднения, связанные с интерпретацией смысла кратких народных изречений.
Несмотря на значительный интерес к пословицам и их месту в системе общего образования и речевого развития [4, 7, 10],
Целью исследования является выявление особенностей использования пословиц и поговорок в качестве средства обогащения речи младших школьников.
В качестве объекта исследования выступает процесс обогащения речи младших школьников.
Предметом исследования являются пословицы и поговорки на уроках русского языка.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть пословицы и поговорки на уроках русского зыка в начальной школе.
2. Провести анализ пословиц и поговорок в учебных пособиях программы «школа России» по русскому языку и литературному чтению.
3. Предложить использование пословиц и поговорок в качестве средства обогащения речи младших школьников.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности ее использования при проектировании уроков по русскому языку в школе.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, обобщение опыта ведущих педагогов и методистов, систематизация, обобщение, реферирование.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
1.1. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В настоящее время обучение в натальных классах школ Российской Федерации в основном осуществляется на основе требований федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Использование пословиц на уроках русского языка связано с достижением следующих целей:
– воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
– развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании; – освоение знаний о русском языке, его устройстве;
– обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
– формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;
– осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
– применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
В процессе обучения русскому языку происходит формирование следующих компетенций учащихся: языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой.
Использование пословиц как дидактического материала, объекта наблюдения за функционированием языка позволит сделать усвоение знаний и умений по синтаксису более увлекательным, поможет продемонстрировать связь учебного материала с жизнью. Обращение к пословицам будет способствовать обогащению словаря школьников, активизации осмысленного использования пословиц в устной и письменной речи. Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка позволяет ввести ребенка в сокровищницу русского фольклора, обратить внимание национально-культурную специфику пословиц и отразившуюся в них систему морально-нравственных ценностей. Изучение поговорок и пословиц охватывает широкий спектр аспектов духовной жизни человека, расширяя кругозор детей, воспитывая их в духе взаимного уважения[20].
Весь жизненный опыт, идеи, быт, мудрость, социокультурные достижения народа отражены в пословицах. Пословица кратко и точно обобщает, какие бывают люди и явления, оценивает, что хорошо, а что плохо и советует, как следует поступать в конкретном случае. Оттого что в пословице почти всегда присутствует обобщение и оценка действия, они несут в себе назидание. В пословице может содержаться добрый совет, рекомендация, предупреждение, усмешка. Иногда люди даже обращаются к пословице, чтобы получить совет.
Пословицы оценивают поступки с положительной или отрицательной стороны.
Таким образом, пословица - короткое, устойчивое в повседневном языке, ритмично организованное изречение с прямым значением или с неоднозначным и переносным значением, основанным на аналогии. Важнейший признак - пословица используется, чтобы подкрепить речь человека одобрением или отрицанием конкретного явления.
Следовательно, поговорки в отличие от пословиц не обобщают явления, а используются только в определённых случаях. Пословицы включают в себя фразы, используемые в переносном смысле, а поговорки - фразы, не используемые в переносном смысле. Итак, пословицы и поговорки трактуют как устойчивые поучительные выражения, которые описывают характерные особенности языка конкретного народа, знакомя с их культурой.
1.2. ФУНКЦИИ ПОГОВОРОК И ПОСЛОВИЦ
Пословицы и поговорки - это уникальный вид материала, активно используемый в классном и внеклассном обучении, способствуя формированию представлений о культурной жизни народа. Также они помогают мотивировать детей изучать родной язык. Благодаря этим особенностям пословиц и поговорок, бытует мнение, что если применять их в процессе обучения, у детей будет возможность:
1) углубить и упорядочить познания о стране и специфике культуры людей, населяющих эту страну;
2) в большей степени понять случаи, которые имеют место быть в культуре страны, где живёт ребёнок;
3) усовершенствовать способности быть национальным представителем родной страны в процессе диалога между культурами и т.д.
Благодаря применению пословиц и поговорок, ребёнок учится чётко и правильно выражать в словах то, что он думает, а также разбираться в различных ситуациях, которые происходят в повседневной жизни. Учитель должен использовать пословицы и поговорки таким образом, чтобы дети понимали, что они значат, а, следовательно, могли найти им практическое применение. Например, когда дети убираются в классе с нежеланием делать что-либо, учитель может применить пословицу - «Глаза боятся, а руки делают». Когда уборка в классе завершена, можно сказать детям - «Всякое дело мастера боится». Когда дети находятся на уроке технологии, уместна пословица - «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Если ребёнок невнимательно прослушал инструкции учителя и сделал что-то не так, учитель может сказать: «Поспешишь - людей насмешишь», или «После дела за советом не ходят». Если учитель заметил, что кто-то из ребят хвастается, можно применить пословицу: «Кто хвалится, тот с горы свалится» [15].
Если класс вышел погулять на уроке окружающего мира и понаблюдать за природой учитель также может применять подходящие поговорки: «Листья, как птицы: посидят, посидят, а осенью улетят». При виде молнии можно сравнить её: «Молния, словно золотая орлица, на землю садится» или «Молния летит, словно огненная стрела». Учитель может сравнить солнечное тепло с летним и отметить, что «Солнце зимой светит, да не греет», а про лес можно сказать, что «Лес зимой словно седой».
Когда произошло ссора между детьми, можно напомнить, что «Доброе слово, что солнышко в ненастье, а злое, как грязная вода», объяснить, что лучше делать добрые дела и говорить добрые слова и привести в пример пословицу: «Чего в других не любишь, того и сам не делай». Другими словами, обращайся с другим человеком так же, как хочешь, чтобы обращались с тобой.
Иногда младшие школьники затрудняются правильно интерпретировать ту или иную пословицу. Например, услышав пословицу «Бедному Ванюшке везде камушки», ребёнок понимает, что говорится про Ваню, но смысл пословицы ему неясен. Или возьмём другую пословицу: «Едет Емеля, да ждать его неделю». Ребёнок понимает, что говорится про Емелю, который медленно едет. Абстрактную суть пословицы ребёнок уловить не может. Отдельное слово из всей фразы вызывает определённые ассоциации у детей, поэтому возникают сложности с переходом к абстрактному образу [13].
Проанализировав вышеназванные функции, мы можем сделать вывод, что пословицы могут быть употреблены:
а) как вступление к занятию, сообщение темы занятия;
б) в основной части занятия:
- как способ изучения неизвестных ранее единиц речи и грамматических форм, как способ развития фонетических знаний и умений,
- как вводный элемент перед началом чтения или слушания и т. д.
в) в конце занятия - как способ оценить работу детей и сделать выводы [25].
Существуют специально разработанные системы заданий, которые имеют своей целью развивать социокультурную компетенцию, и которые в свою очередь направлены на выработку знаний о национально-культурной специфике, навыков формировать свою речь и поведение таким образом, как того требует определённая ситуация. Использование поговорок пословиц на внеклассных занятиях способствует приобщению к культуре страны, формируя языковую личность.
Безусловно, даже если пословицы и поговорки будут активно применяться всех сферах обучения, это не сделает решёнными все задачи и аспекты реализации социокультурной компетенции, но, тем не менее, определённую эффективность они имеют в любом случае. Пословицы и поговорки могут быть использованы в начале и в конце уроков, а также внеклассных занятий, чтобы развивать самые различные умения ребёнка, но всё же основная их цель - углублять представления школьника в социокультурном аспекте, развивать толерантность по отношению к народам, населяющим другие страны [6].
Таким образом, пословицы и поговорки выступают эффективным средством реализации социокультурного компонента внеурочной деятельности в начальной школе:расширяют словарный запас.
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК ПРИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
2.1. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ В УЧЕБНЫХ ПОСОБИЯХ ПРОГРАММЫ «ШКОЛА РОССИИ» ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Одной из важнейших задач школы является достижение высокой грамотности учащихся, основы которой закладываются в начальной школе. Успешное выполнение этой ответственной задачи во многом зависит от того, насколько прочно усвоят учащиеся начальных классов грамматический и орфографический материал. Процесс прочного усвоения знаний является центральной частью процесса обучения.
С целью выявления возможностей на уроках русского языка и литературного чтения в плане приобщения младших школьников к пословицам и поговоркам проанализируем учебно-методические комплекты «Школа России».
В учебниках начальных классах присутствуют пословицы и поговорки. В учебнике 1-го класса большое внимание уделяется поговоркам, а задания с пословицами отсутствуют. В начале учебника заданий с поговорками используется немного, затем количество заданий увеличивается, и усложняются для учащихся. Все задания различные. Сначала учащимся предлагается прочитать, объяснить, затем переписать, вставить пропущенные буквы, т.е. используются для закрепления изученных правил. В учебнике 1-го класса используются такие задания: объясни, почему так говорят, обозначь ударения в словах спиши поговорку, поделив слова для переноса.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аникин В.П. Долгий век пословицы. Русские пословицы и поговорки / В.Н. Аникина. - М.: Худож. лит., 1983. - 301 с.
2. Аникин В.П. Русское устное народное творчество: Учеб. для вузов 3-е изд., стереотипное. - М.: Высш. шк., 2009. - 417 с.
3. Выготский Л.С. Мышление и речь: Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1998. - 630 с.
4. Гапонова, Ж. К. Пословицы и поговорки, собранные В. И. Далем: внеклассное мероприятие в рамках подготовки школьников к олимпиадам по русскому языку / Ж. К. Гапонова, Е. М. Мельникова // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - Т. 2. - № 1. - С. 98-103.
5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Просвещение, 2006. - 480 с.
6. Деменева Н.Н., Гоомова Ч.Р. Формирование основ гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности // Вестник Мининского университета. — 2014. — № 4 (8). — С. 6. — URL: https://vestnik.mininuniver. ru/jour/article/view/527/503
7. Ермакова, К. Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе / Л. Ф. Сынкина, К. Ермакова // «Научный поиск - пробы и результаты»: сб. науч. тр. - Смоленск, 2019. - С. 84-89.
8. Иванова Н.В. Личностно-развивающий потенциал проектной деятельности для младших школьников // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 6. — С. 843.
9. Колесова О.В., Тивикова С.К., Фокина Е.И. Реализация коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи учащихся // Перспективы науки и образования. — 2018. — № 3(33). — С. 226-231.
10. Мали Л.Д., Арямова О.С., Климова С.А., Пескова Н.С. Речевое развитие младших школьников: учеб. пособие. — Пенза: Пензенский государственный университет, 2016. — 332 с.
11. Одегова В.Ф., Самойлова Н.В. Пути формирования читательской компетентности младших школьников: учеб.-ме-тод. пособие для педагогов начальных классов / под ред. В.Ф. Одеговой. — Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2018. — 267 с.
12. Орлова, И. Б. Использование пословиц на уроках и внеклассной работе как средство развития УУД младшего школьника [Электронный ресурс] / И. Б. Орлова // Электронная библиотека «Docplayer». - Мытищи, 2017. - Режим доступа:https://docplayer.ru/55813285-Ispolzovanie-poslovic-na-urokah-i-vneklassnov-rabote-kak-sredstvo-razvitiva-uud-mladshego-shkolnika-slavd-2.html
13. Приятелева М.К. Роль педагога в формировании гражданской идентичности школьников // Сибирский педагогический журнал. — 2015. — № 4. — С. 60-64.
14. Радченко, Е. А. Обогащение словарного запаса младших школьников пословицами и поговорками о добре: выпускная квалификационная работа бакалавра: 44.03.02 / Радченко Екатерина Александровна. - Лесосибирск, 2017. - 52 с.
15. Студенцова, Э. М. Использование пословиц и поговорок в реализации ФГОС в начальной школе / Э. М. Студенцова, О. Р. Студенцов // Вестник научных конференций. - Тамбов:Юком. - № 2. - 2019. - С. 103-105.
16. Сысоев П. В. Языковое поликультурное образование: Теория и практика. - Москва : Глосса - Пресс, 2008. - 385 с.
17. Тивикова С.К. Развитие речи младших школьников средствами народно-поэтического языка: автореф. дис.... канд. пед. наук. — Н. Новгород, 1993. — 18 с.
18. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения / сост. Н.В. Кудрявая. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 592 с.
19. Тябина, Н. А. Использование пословиц и поговорок на урокахрусского языка и во внеурочное время. Методическое пособие [Электронный ресурс] / Н. А. Тябина// Методисты. Семейный портал. - Казань, 2010. - Режим доступа: http://metodisty.ru/m/files/view/- ispolzovanie poslovic i pogovorok na urokah russkogo yazyka i v o vneurochnoe
20. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fgos.ru/LMS/wm/wm fgos.php?id=nach
21. Формирование основ гражданской идентичности у младших школьников: монография / под ред. Н.Н. Деменевой, С.К. Тивиковой. — Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2014. — 230 с.
22. Шакмаева, Г. А. Использование пословиц и поговорок в становлении личности учащихся младшего школьного возраста [Электронный ресурс] / Г. А. Шакмаева // Библиотека «Методическая копилка учителя». - Режим доступа: https://www.metod
23. Шустов М.П. Современное состояние фольклора Нижегородского края и его роль в развитии отечественной культуры // Вестник Мининского университета. — 2015. — № 1 (9). — С. 10. — URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/ view/11/12