Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Термин «парламент» появился в лексиконе только в наше время. Ранее, в Средние века, существовали институты государственного представительства, которые выполняли сходные функции, однако это были не парламенты в современном значении этого слова (Парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, Рейхстаг в Священной Римской империи)
Сейчас парламент (выборный представительный и законодательный орган) является частью политической системы, основанной на разделении властей. Структура, функции, общие принципы формирования и порядок деятельности, как правило, устанавливаются в основном законе государства.
Конституция – особый нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой, форма гражданского компромисса. Положения Конституции закрепляют общественный строй, форму правления, способ территориального устройства, права и свободы граждан. Все эти нормативные установки помогают структурировать внутригосударственные отношения, систематизировать последовательность их действий.
Строгое следование нормам Конституции — залог поддержания гражданского согласия. Но бывают ситуации, когда изменения объективно необходимы.
Процесс внесения изменений в Конституции прописан в них же (и подкрепляется дополнительными правовыми актами). Как правило, он представляет собой долгую последовательность решений и действий. Но это правило не абсолютное. Существуют такие понятие, как «гибкая» и «жесткая» Конституции.
Гибкими называются те, для изменения которых достаточно только решения парламента (простого или квалифицированного большинства). Пример такой Конституции – в Великобритании. Положения, закрепленные в ней, меняются простым большинством голосов.
Жесткие – конституции, требующие помимо решения парламента, еще дополнительные процедуры, к примеру, референдум, или согласие субъектов федерации. А вот Франции нужно одобрение совместным заседанием обеих парламентских палат.
В Конституциях может быть закреплено, что в определенный временной промежуток Конституция не может быть изменена. Эти временные ограничения призваны стабилизировать внешнюю или внутреннюю обстановку в случае каких-либо угроз.
Особый интерес представляют вопросы изменения норм, регулирующих саму процедуру внесения изменений (обычно они изменяются так же, как и другие ее положения).
В свете сказанного тема данной курсовой работы – «Парламентские системы Англии и Франции нового времени» — интересна и актуальна.
Цель работы — проследить изменения в конституционных и правовых системах Англии и Франции.
ГЛАВА 1. ПАРЛАМЕНТСКАЯ СИСТЕМА ФРАНЦИИ
В современном мире парламент играет важную роль во всех демократических государствах. Слово «парламент» происходит от французского «parlement», от «parler» — говорить, что подчеркивает основную цель парламента.
Довольно интересно разобраться в теории парламентаризма во Франции, стране с богатой историей и культурой, уникальными, ценными и самобытными парламентскими традициями, системой конституционного права.
Французский парламентаризм - фундаментальное явление, интересное во многих отношениях. Развитие парламентаризма во Франции сыграло важную роль в становлении этого института во многих франкоязычных странах Африки. Поэтому, на наш взгляд, очень важно рассмотреть этот вопрос, проанализировать прогрессирование этого института, сравнить его роль и место во время становления и сегодня.
Исторические этапы формирования французского парламента отражают эволюцию парламентаризма во Франции. Таким образом, в частности, первый этап охватывает середину 13 века и представляет собой рождение парламента при короле Людовике IX. Впоследствии парламент выполнял только консультативные функции, но в 1278 году он стал ответственным за определенные области деятельности государства, и впервые получил разделение на Большую, Следственную палаты, Палату приема жалоб и петиций, Палату уголовных дел. Во время правления короля Филиппа IV Красивого парламент «превратился» в Генеральные штаты.
Второй этап пришелся на Столетнюю войну и народные восстания, когда Генеральные штаты заявили о своем активном участии в управлении страной. В этот период 14 и 15 в. на протяжении 18 века французскому парламент утверждал королевские указы и законы, участвовал в процессе обсуждения возможности их принятия. Таким образом, можно добиться усиления влияния и авторитета парламента. Следует, однако, отметить, что к концу 15 века Генеральные штаты стали созываться реже, парламент начал сдавать позиции, а с 1614 по 1789 год он не созывался. Вообще.
Следующий по счету этап формирования парламента проходил во время Великой французской революции. Генеральные штаты были переименованы в Национальное Законодательное собрание, которое действовало до 1791 года. А после принятия Конституции 1791 года Законодательное собрание уступило место Национальному Конгрессу. Этот орган был первым французским собранием, избранным всеобщим голосованием. Очередная конституция (1793 г.) предусматривала формирование первого двухпалатного представительного органа, состоявшего из Совета пятисот и Совета старейшин, которым не суждено было закрепить свои позиции и надолго войти в систему государственных органов.
Конституции, которые принимались при Бонапарте, формально предусматривали деятельность парламента с верхней палатой - Сенатом и нижней - Законодательным корпусом. Но фактически они почти не функционировали, потому что вся власть сосредотачивалась в руках императора.
Четвертый этап - период восстановления монархии. В то время были приняты хартии (1814 и 1830 гг.), на основе которых была создана Палата пэров и Палата представителей Франции. Впрочем, долго они не прососуществовали, поскольку после принятия Конституции 1852 года парламент Франции вновь был разделен на Сенат и Законодательный орган. Однако по конституционному закону 1875 г. нижняя палата опять стала именоваться Палатой представителей. Это разделение сохранялось до принятия новой конституции в 1946 году, которая закрепила разделение законодательного органа на Сенат и Национальное собрание, Конституция 1958 года подтвердила это разделение.
Таким образом, создание французского парламента было долгим и очень сложным процессом, которому способствовали различные условия и обстоятельства, в первую очередь Великая французская революция. В конце концов, именно революция поднимает проблему французского парламентаризма, который является результатом социальной и политической классовой борьбы. Роль парламента была незначительной, он не созывался более века, все важнейшие общегосударственные задачи решал король, а также являлся источником законодательной инициативы. Конечно, революции благоприятствовали неудачные попытки реформировать Людовика XVI, и с великим открытием Генеральных штатов король ясно дал понять, что задача парламента состоит только в том, чтобы найти финансовые ресурсы и не более того, главный конфликт между государствами, который стал основой революционного движения. Как следствие, революция стала импульсом к признанию парламента. Тот, как считали революционеры, являл собой представление интересов всей нации.
Главный фактор, влияющий на формирование парламента, — изменение формы правления. Также она значительно влияет на его компетенцию. В странах с парламентской формой правления парламент обладает более широким кругом полномочий, чем в президентской республике.
Формы правления во Франции активно менялись и в 18-19 веках. И вот в середины 20 века она совершила рывок от парламентского к полупрезидентскому правительству. На сегодняшний день Франция является одной из ведущих стран в мире с мощной политикой, отличающейся конституционной стабильностью и отсутствием конституционных кризисов.
Интересен политический опыт Франции конца 19 - начала 20 веков, наглядно продемонстрировавший, что парламентское превосходство не создает достаточных условий для прогрессивного развития государства. Многие исследователи современности выражают мнение, что парламентаризм имеет скудные политические ресурсы для решения задач, а потому не способен разрешить серьезные кризисные ситуации.
Смешанная форма правления более чувствительна к изменениям политической обстановки в стране, учитывает плюрализм мнений и перемены настроений избирателей в период выборов, выступает гарантом государственной ответственности.
Система государства с такой формой правления доказала возможность удачного сочетания крепкой президентской власти и демократических институтов, что позитивно сказывается на деятельности всей социально-экономико-политической системы Франции.
В этой связи крайне интересны события, которые произошли во Франции в середине 20 века, имевшие своим следствием перемену формы правления.
Как уже было сказано, Франция стала полупрезидентской республикой в середине 20 века. Поспособствовал этому широкий ряд обстоятельства.
В конце 50-х Францию потряс очередной политический кризис, который грозил вылиться, ни много ни мало, в гражданскую войну. Парламентская форма правления, обнажив свои слабости, не сумела грамотно отреагировать на события, происходящие в стране. Возможно, это связано с тем, что парламентская система этой страны на протяжении всей своей истории не смогла побороть свои изъяны — министерскую нестабильность, отсутствие парламентского большинства, разобщенность политических партий. Всё это привело ее к разрушению.
Таким образом, причинами столь масштабных политических перемен стали, с одной стороны, политический кризис 1958 года, а с другой, проблемы, имевшиеся во французском парламентаризме. Всё вместе и определило провал.
Интересно, что парламентская форма правления, сама по себе довольно гибкая и практичная, проделав такой сложный путь становления, так и не прижилась во Франции.
Франция стала одним из первых государств, учредивших парламентскую республику и заложивших основные принципы парламентской формы правления в своей Конституции. Но парламентаризм воплощался в крайних формах (Третья и Четвёртая республики), которые были невыгодны, так как не могли совладать с нестабильностью правительства, и неэффективны, поскольку парламентское превосходство не могло обеспечить и гарантировать политическую стабильность государства.
То есть. Парламентская практика во Франции продемонстрировала своё бессилие и нежизнеспособность в конкретных условиях: большое количество партий и неразрешимые разногласия между ними, своеобразие политической культуры. У главы государства отсутствовали реальные полномочия, он не мог контролировать решения парламента. А Кабинет министров оказался абсолютно неспособным справиться с нестабильностью правительства в условиях межпартийных распрей, что частично компенсировалось широкими полномочиями, в том числе экономическими.
Как итог, во Франции был сформирован несостоятельный Совет министров, обширные полномочиями министерства означали фактическое доминирование исполнительной власти в политической системе. В то же время, активное развитие многопартийности и наличие значительного количества фракций в парламенте стали канвой для окончательного перехода к министериализму.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева Г.Н. Конституционное право зарубежных стран. Учебное пособие. — М.: Элит, 2007.
2. Дюкло Жак. Мемуары.— Т. 1. — М., 1974.
3. Конституционное право зарубежных стран / О. В. Афанасьева, Е. В. Колесников, Г. Н. Комкова, А. В. Малько; Под общ. ред. д. ю. н., проф. А. В. Малько. — М.: Норма, 2004.
4. Конституционное право зарубежных стран: Учебник дли вузов / Под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М. В. Баглая, д. ю. н., проф. Ю. И. Лейбо и д. ю. н., проф. Л. М. Энтина. — 2-е изд., перераб. — М: Норма, 2006.
5. Конституции зарубежных государств: Учеб. пособие / Сост. В. В. Маклаков. М., 2003.
6. Конституционное право зарубежных стран / Под ред. В. О. Лучина, Г. А. Василевича, А. С. Прудникова. - М., 2001.
7. Конституции зарубежных стран: Сб. / Сост. В. Н. Дубровин.- М., 2001.
8. Кудинов О.А. Конституционное право зарубежных стран: Курс лекций. - М.: Ось-89, 2005.
9. Лапшина И. Е. Конституционное право зарубежных стран в вопросах и ответах: Учеб. пособие.- М., 2004.
10. Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. — Т 1.
11. Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / 6-е изд. перераб. и дополн. — М.: Белые альвы, 1998.
12. Молчанов Н.Н. Генерал де Голль. — М.,1972.
13. Перегудов С. П. Конституционное право зарубежных стран. М., 2003.
14. Смирнова Н. Н. Конституционное право зарубежных стран: Конспект лекций.- СПб., 2000.
15. Страшун Б.А. Конституционное (государственное) зарубежных стран учебник в 4 томах. Т.1. Ответ. за ред. Б.Д. Страшун. – М.: БЕК, 1993
16. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права зарубежных стран: Учеб. пособие/ Сост. В.Н. Садиков. - М.: ТК Велби, Проспект, 2007.
17. Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. - М., 2003.
18. Чудаков М.Ф. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учеб. пособие. - Минск: Новое знание, 2001.
19. http://www.kgau.ru/distance/ur_1/konst_pravo_foreign/lek3.html
20. http://www.econsafety.ru/academ/kaf/gpd/AUK/tex02.html# - Принятие, изменение и отмена конституций
21.http://www.ruslib.ru/book/Konst_pravo_ZC/konst.pravo.ZC.html#_ftn57