Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы данного исследования связана с увеличением материального ущерба на территории РФ, в связи с ростом преступлений коррупционной направленности, которые по предварительным подсчетам составляют около 55 093604 тысяч рублей .
В связи с этим изучение вопросов, связанных с применением ответственности к местным органам самоуправления и уполномоченным лицам перед страной и гражданами, выступает важнейшим принципом функционирования общей системы местного самоуправления и является актуальной в данный момент. В интересах национальной безопасности страны важное значение приобрела необходимость предупреждения подобного рода преступлений и правонарушений. Данный факт подчеркивает своевременность и актуальность данного исследования.
Целью исследования является рассмотрение теоретических и практических проблем, связанных с основами института ответственности органов и местного самоуправления и их представителей в РФ и перспектив их дальнейшего развития.
Исходя из поставленной цели, задачами работы являются:
– изучение понятий, признаков и вариантов ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления;
–рассмотрение аппарата правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления;
– установление компонентов для проведения муниципального контроля и государственного надзора за работой местных органов самоуправления;
– установление классификации состава преступлений и правонарушений, предусматривающие ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления;
– выявление специфики производства в вопросах об ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления;
– определение проблем и возможностей правового регулирования ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.
Объектом исследования являются общественные отношения в системе ответственности органов и их должностных лиц в местном самоуправлении.
Предмет исследования: правовые положения, которые регламентируют ответственность органов и их должностных лиц местного самоуправления.
Практическая значимость исследования состоит в его ориентации на решение существующей проблематики в системе правового урегулирования общественных отношений в области применения ответственности органов и их должностных лиц местного самоуправления в РФ.
Степень разработки. Теме исследования посвящены работы ученых-правоведов, таких как В. Ф. Погорелко, А. Ф. Фрицкий, В. М. Шаповал, Ю.С.Шемчушенко и других. Кроме того, попытки решить осуществление организационно-правового статуса муниципальной ответственности посвящено много фундаментальных научных трудов, среди которых Т.Н.Слобадяник, В. Д. Волкова, Т. Н. Ивановой, М. Л. Пешина.
Методологическую основу работы составила совокупность общенаучных и частных научных методов исследования явлений и процессов, которые представлены материалистическим, сравнительно-правовым, формально-юридическим методами и методом системного анализа.
Структура работы состоит из введения, двух глав, состоящих из пяти параграфов, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретико-правовая характеристика ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.
1.1. Понятие, признаки и формы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления
В Основном законе нашей страны прописаны основные требования, которые предъявляются к независимости местного самоуправления, в котором говорится, что народ может реализовывать свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и местного самоуправления. Органы местного самоуправления не входят в структуру органов государственной власти. Местное самоуправление способствует самостоятельному разрешению населением спорных вопросов, относящихся к местному уровню. Структуру ОМС население определяет, согласно своему волеизъявлению (ч. 1 ст. 131) .
Аналогичные предписания отражены в пункте 1 статьи 3 Европейской хартии местного самоуправления , согласно которому местное самоуправление наделено правом и реальной возможностью регулировать и управлять большей частью дел, которые носят публичный характер и не выходят за рамки законодательства, а также принимать все решения под свою личную ответственность, не игнорирую интересы местного населения.
В содержании статьи 29 Устава ОМС (органов местного самоуправления) города Иванова стало известно, что в сферу их влияния входит решение вопросов местного значения на городском уровне, а также выполнение определенных государственных полномочий. Формы ответственности, определенные законодательством для ОМС и их представителей разделяются в зависимости от объекта правовой ответственности (ст. 70 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» ):
1) перед гражданами конкретного муниципалитета;
2) физическим и юридическим лицом;
3) государством.
В.В. Яковлев выделяет гражданско-правовую, административную,
уголовную, дисциплинарную ответственность, а также ответственность, которая может прекратить полномочия органа или лица в форме, которая установлена законодательством для ОМС и их представителей. .
Варианты ответственности, которые закреплены в действующем законодательстве для местных органов власти и их уполномоченных лиц присущи признаки, которые выражаются в пропорциональности степени исполненного действия неправомерного характера и в значимости защищаемых интересов (пункт 2 Решения Конституционного Суда РФ) .
При возникновении ситуаций, когда служебные обязанности соответствующим образом не выполняются государственным муниципальным работникам или исполняются не должным образом по его вине, работодатель вправе применить к данному лицу дисциплинарного взыскания в форме замечаний, выговора или увольнения с муниципальной должности, на основаниях действующего законодательства .
При создании подобной ситуации муниципальный служащий отстраняется от работы сроком не более чем на один месяц, не теряя при этом возможность получать заработную плату. Также существует возможность отстранения от должности главы муниципалитета или местной администрации.
В качестве таких оснований могут послужить:
– издание при его участии нормативного документа, который противоречит предписаниям действующего законодательства, а также подтверждение данного факта непосредственно в процессе судебного разбирательства и в течение двух месяцев после приобретения законной силы по решению суда;
– исполнение им действий, которые привели к несоблюдению правых норм и свобод гражданина или стали основанием для возникновения естественной угрозы единения, а также посягательства на территориальную целостность государства и национальный суверенитет, либо нецелевого использования или нарушение условий межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, а также подтверждение данного факта в процессе судебного разбирательства.
Издание нормативного документа об отрешении входит в ведение высшего должностного лица субъекта РФ когда проходит один месяц после получения законной силы по решению суда.
1.2. Правовой механизм ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
Законодательные и нормативные акты, другие документы и материалы органов государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации:
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета, № 144, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 11.04.1998 № 55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления» // Собрание законодательства Российской Федерации № 15, 13.04.98, ст. 1695.
3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 23.03.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, № 40, 06.10.2003, ст. 3822.
4. Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 27.10.2020) «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, № 10, 05.03.2007, ст. 1152.
5. Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, № 31 (ч. I), 03.08.2020, ст. 5007.
6. «Устав города Иванова» (принят решением Ивановской городской Думы от 14.10.2005 № 613) (Зарегистрировано в Отделе ГУ Минюста РФ по Центральному федеральному округу в Ивановской области 25.11.2005 № RU373020002005001) // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.03.2021)
Материалы судебной практики
7. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 окт. 1997 г. № 14-П // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.03.2021)
Монографии, диссертации, научные сборники, учебники
8. Куденеев, С.В. Актуальные вопросы обеспечения законности на муниципальном уровне : па примере Республики Мордовия : автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.02 / Куденеев Сергей Васильевич. Науч.-исслед. ин-т проблем укрепления законности и правопорядка при Генер. прокуратуре РФ. – Москва, 2005. – 24 с.
Научные статьи и другие публикации периодических изданий
9. Алексеев И.А. Виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления / И.А. Алексеев // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2005. № 2. С. 80-87.
10. Яковлев В.В. Вопросы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством / В.В. Яковлев // Сибирский юридический вестник. – 2005. – №3. – С. 39-49.
11. Делмер Д. Данн, Джером С. Легге. Менеджеры местных органов власти США и сложность ответственности и подотчетности в демократическом управлении // Журнал исследований и теории государственного управления США. Том 11. Выпуск 1. январь 2001 г. с. 73–88.
12. Чуриков Н.А., Павлов Н.В. Правосознание муниципальных и государственных служащих: тенденции и проблемы формирования // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2019. – № 3. – С. 78-81.