Фрагмент для ознакомления
2
перераспределила нагрузку между МВЛ и ВВЛ, акцентируя внимание на развитии внутренних направлений;
• уход с рынка конкурентов. В 2016 г. авиакомпания акцентировала внимание на развитии перевозок на ВВЛ.
В 2015 г. авиакомпания акцентировала внимание на развитии перевозок на ВВЛ.
По итогам 2015-го года:
• осуществлено 49 400 рейсов, что на 4,3% выше предыдущего года;
• перевезено 5 265 тыс. пассажиров, что на 8,5% выше предыдущего года;
• налет снизился 0,8% и составил 111 012 часов;
• доля перевезенных пассажиров на ВВЛ в общем объеме перевозок выросла на 3,2% и составила 67,3%.
В 2015 г. на направлениях МВЛ было:
• осуществлено 21 146 рейсов, что на 6% выше предыдущего года;
• перевезено 2 681 пассажиров, что на 5,8% выше предыдущего года;
• налет снизился на 7,1% и составил 60 560 часов.
По итогам 2016-го года:
• осуществлено 50 692 рейсов, что на 2,6% выше предыдущего года;
• перевезено 6 673 тыс. пассажиров, что на 20,8% выше предыдущего года;
• налет увеличился на 0,6% и составил 111 642 часов;
• доля перевезенных пассажиров на внутренних линиях в общем объеме перевозок выросла на 2,8 п.п. и составила 70,2%.
В 2016 г. на направлениях международных линий было:
• осуществлено 21 368 рейсов, что на 1,0% выше предыдущего года;
• перевезено 2 836 тыс. пассажиров, что на 5,8% выше предыдущего года;
• налет увеличился на 8,6% и составил 65 756 часов.
Далее проанализируем основные показатели эффективности деятельности компании в 2014-2016 гг. (таблица 2).
Таблица 2
Показатели эффективности деятельности компании ПАО «Авиакомпания Сибирь» в 2014-2016 гг.
Показатель, млн. руб. Период Изменение, %
2014 2015 2016 2015/2014 2015/2014
Выручка 70707 82215 108111 16% 31,5%
Себестоимость продаж 63488 74226 97127 17% 30,9%
Валовая прибыль 7219 7989 10984 11% 37,5%
Чистая прибыль 869 923 2896 6% 213,8%
Рентабельность продаж, % 10,2% 9,7% 10,2% -0,5% 0,4%
Рентабельность активов, % 0,003% 0,003% 0,009% 0,000% 0,006%
Рентабельность собственного капитала, % 0,02% 0,02% 0,05% -0,002% 0,029%
В 2015 г. авиакомпания увеличила свою выручку на 16%, заработав более 82 млрд. руб. Темп прироста себестоимости услуг компании в минувшем году был практически равен темпу прироста выручки (17%). Уровень валовой прибыли вырос на 11% и практически достиг 8 млрд. руб. В 2016г. авиакомпания увеличила выручку на 31,5%, заработав более 108 млрд.руб. Темп прироста себестоимости услуг был сопоставимым – 30,9%. Уровень валовой прибыли вырос на 37,5% и практически достиг 11 млрд. руб.
Доля себестоимости и валовой прибыли в выручке представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 - Доля себестоимости и валовой прибыли в выручке ПАО «Авиакомпания Сибирь» в 2014-2016 гг.
По итогам 2015 года авиакомпания получила чистую прибыль в размере 923 млн. руб., что на 6% выше результата предыдущего года. По итогам 2016г. авиакомпания получила чистую прибыль в размере 2 896 млн.руб., что более чем в 2 раза превышает результат прошлого года.
За 2015 год было отмечено увеличение чистых активов компании. Сумма чистых активов на 31 декабря 2015 года составила 4 160 млн. руб.; показатель увеличился на 14% за год. В 2016 году произошло увеличение чистых активов компании на 35,3%. Сумма чистых активов на 31 декабря 2016 года составила 5 627 млн.руб.
Одним из наиболее распространенных показателей рентабельности является рентабельность продаж. Этот показатель определяется путем умножения прибыли от реализации продукции (работ, услуг) на 100% и деления ее на выручку от реализации продукции (работ, услуг).
Рентабельность продаж характеризует удельный вес прибыли в составе выручки от реализации продукции. Этот показатель называют также нормой прибыльности.
Если рентабельность продаж имеет тенденцию к понижению, то это свидетельствует о снижении конкурентоспособности услуг компании на рынке, так как говорит о сокращении спроса на услуги.
Этот показатель имеет достаточно высокие значения, но неравномерную тенденцию изменения. В 2015 году данный показатель снизился с 10,2% до 9,7% или на 0,5 п.п., а в 2016 году – возрос на 0,4 п.п. и составил 10,2%.
Следовательно, с одного рубля продаж в 2016 году предприятие получило 0,102 руб. прибыли. Таким образом, при увеличении выручки прибыль от продаж возрастает, что говорит о повышении эффективности продаж.
Важнейшим показателем является рентабельность активов (иначе - рентабельность имущества). Этот показатель можно охарактеризовать следующим образом: рентабельность активов - это прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия, деленная на среднюю величину активов. Получившееся значение умножаем на 100%.
Этот показатель характеризует прибыль, получаемую предприятием с каждого рубля, авансированного на формирование активов. Рентабельность активов выражает меру доходности предприятия в данном периоде.
Рентабельность активов компания в 2016 году достаточно невысокая – 0,009 п.п. При этом в отчетном периоде данный показатель в 2014-2015 гг. остался без изменений и составил 0,003% и затем в 2016 возрос на 0,006 п.п. Это связано с тем, что чистая прибыль предприятия в 2014-2016 гг. увеличивалась равномерно, как и среднегодовая величина активов. Таким образом, использование активов компании осуществляется достаточно эффективно.
Важную роль в финансовом анализе играет показатель рентабельности собственного капитала. Он характеризует наличие прибыли в расчете на вложенный собственниками данной организации (акционерами) капитал. Рентабельность собственного капитала рассчитывается следующим образом: прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия умноженная на 100%, деленная на величину собственного капитала (итог третьего раздела баланса).
Если сопоставить рентабельность активов и рентабельность собственного капитала, то это сравнение покажет степень использования компанией финансовых рычагов (займов и кредитов) с целью повышения уровня доходности.
Отдача собственного капитала повышается, если удельный вес заемных источников в общей сумме источников формирования активов возрастает.
Рентабельность собственного капитала имеет достаточно низкие значения: в 2016 году ее значение составляет 0,05%. Данный показатель рентабельности изменялся в течение всего анализируемого периода следующим образом: сократился на 0,02 п.п. в 2015 году и затем увеличился на 0,03 п.п. в 2016 году. Такая динамика показателя говорит об увеличении эффективности собственного капитала, вложенного в деятельность компании в 2015 году. На 1 рубль инвестированного капитала в 2016 году приходится 0,005 руб. чистой прибыли.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
Основной
1. Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент: Учеб. длявузов. Реком.УМО. - М.: ИНФРА-М, 2009.
2. Ионова А.Ф. Финансовый анализ:Учеб.для вузов. / А. Ф. Ионова, Н. Н. Селезнева. - М.: Проспект, 2008.
3. Поляк Г.Б. Финансовый менеджмент: Учеб.для вузов. Реком. Минобр. РФ. 2-е изд., перераб.и доп. - М. : ЮНИТИ, 2008.
Дополнительный
4. Бригхэм Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент. Полный курс. В 2 т. – СПб.: Экон.шк., 1998.
5. Ван ХорнДж.Н. Основы управления финансами. М: «Финансы и статистика», 1997.
6. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. М.: «Финансы и статистика», 2002.
7. Овсийчук М.Ф., Сидельникова Л.Б. Финансовый менеджмент: Учебное пособие – М., 2003.
8. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник/ Под ред. Е.С.Стояновой. М.: «Перспектива», 2000.
9. Четыркин Е.М. Методы финансовых и коммерческих расчетов. М.: Дело, 1998.