Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день система дошкольного образования является как важным показателем демографической ситуации в стране, так и фактором, влияющим на нее, поскольку для увеличения рождаемости гражданам необходимы гарантии устройства ребенка в образовательное учреждение. Соответственно, повышенная значимость дошкольной образовательной системы требует от государства непосредственного участия и контроля за ее деятельностью.
Актуальность данной работы состоит в том, что в настоящее время недостаточный объем финансирования и неэффективное использование средств муниципальными дошкольными образовательными учреждениями являются главными факторами, которые негативно влияют на качество оказываемых государственных услуг, повышение доступности государственных услуг. Вопрос разработки эффективной методики оценки государственного управления является недостаточно изученным. Отсутствует единый подход к решению данной проблемы.
Цель работы: заключается в оценке социальной и экономической эффективности функционирования системы контроля муниципального дошкольного образовательного учреждения и разработке рекомендаций по ее повышению.
Исходя из целей работы, поставлены следующие задачи:
– изучить теоретические и методические основы экономической и социальной эффективности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения;
– провести оценку современного состояния экономической и социальной эффективности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения;
– определить перспективные направления укрепления экономической и социальной эффективности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения.
Объект исследования: деятельность муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования: совокупность экономических, социальных и управленческих отношений, возникающих в результате укрепления эффективности Муниципального бюджетного дошкольного образовательное учреждение.
В ходе исследования использовались общенаучные методы, такие как синтез, анализ, дедукция, индукция, абстрагирование.
Информационной базой исследования выступает отчетность, нормативно-правовые акты, а также интернет-ресурсы.
Практическая значимость работы заключается в разработке рекомендаций, реализация которых позволит повысить экономическую и социальную эффективность дошкольного образовательного учреждения.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
1.1 Экономическая и социальная эффективность контроля муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения:
понятие, признаки, сущность
Прежде всего, необходимо дать определение понятию «учреждение». Согласно Гражданскому кодексу РФ статьи 120: «Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера» [2].
Муниципальные учреждения создаются муниципальным образованием, то есть органом местного самоуправления для осуществления, прежде всего, социально-культурных функций некоммерческого характера. Специфика управления муниципальными учреждениями определяется их социальной значимостью для населения муниципального образования и ограниченными возможностями местного бюджета для их финансирования. Для муниципальных учреждений органы местного самоуправления определяют цели и задачи, утверждают уставы, назначают и отстраняют от должности руководителей, утверждают тарифы на платные услуги, осуществляют контроль качества предоставляемых услуг, утверждают сметы расходов и финансируют деятельность учреждений в соответствии с объемом муниципального заказа.
Муниципальные учреждения делятся на три вида: казенные, бюджетные и автономные. Основным отличием автономного муниципального учреждения от других типов муниципальных учреждений является возможность предоставления платных услуг. При осуществлении автономным учреждением деятельности, приносящей доход, доходы поступают в его самостоятельное распоряжение. В автономном учреждении создается Наблюдательный совет в составе не менее чем пять и не более чем одиннадцать членов. В состав Наблюдательного совета автономного учреждения входят представители учредителя автономного учреждения, представители исполнительных органов государственной власти или представители органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, и представители общественности, в том числе лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности [18].
Так как, объектом исследования является деятельность муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения, то необходимо рассмотреть определение образования и его предназначение для государства. Согласно Закону об образовании, статьи 2: «Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства…» [4].
Образование является одной из главных сфер человеческой жизни и деятельности. От уровня образования напрямую зависит качество человеческого капитала, и, следовательно, и состояние экономики страны, и ее конкурентоспособность на мировой арене. Тем более в современном мире, образование должно отвечать на вызовы постиндустриального общества, предъявляющее высокие требования к квалификации трудовых кадров, ориентируя их на постоянное обновление, обучение на протяжении всей жизни. Поэтому государство много ожидает от образовательных организаций.
Образовательная организация – это учреждение, занимающееся в качестве своей основной деятельности, реализацией образовательных программ. Определение образовательной организации содержится в Законе об образовании: некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана [4].
Рисунок 1 – Классификация образовательных организаций в РФ [4]
Муниципальная образовательная организация создается на муниципальном уровне, на уровне городского округа.
Одним из видов образовательных учреждения является дошкольное образовательное учреждение.
Детский сад – это самый первый социальный институт для ребенка, который учит жизни в коллективе.
В дошкольном учреждении происходят самые первые самостоятельные контакты ребенка с окружающими людьми, здесь ребенок учится взаимодействовать и общаться. Именно общение со сверстниками помогает ребенку быстрее освоить новые знания, так как ребенок в раннем возрасте очень сильно подражает сверстникам. Чтобы ребенку быстрее адаптироваться в детском саду, на помощь ребенку в любой сложной ситуации «приходят» воспитатели [20, c. 43].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1) "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/;
2) Бюджетный кодекс Российской Федерации. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/;
3) Гражданский кодекс Российской Федерации. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/;
4) Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.08.2020). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116964/;
5) Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/;
6) Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу 08.06.2020). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/;
7) Постановление Правительства РФ от 10.09.2012 N 908"Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке" (ред. от 30.05.2017). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_135277/;
8) Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 № 1292 «Об утверждении перечня товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы, закупка которых может осуществляться заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)» (ред. от 27.06.2016). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156854/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/;
9) Информация о МАДОУ "Детский сад "Березка" г. Белоярский". Официальный сайт Учреждения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.sad-berezka.ru;
10) Единый портал бюджетной системы РФ «Электронный бюджет» http://budget.gov.ru/;
11) Официальный сайт для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях http://bus.gov.ru/;
12) Единая информационная система в сфере закупок https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html;
13) Абрютина, М.С., Грачев, А.В. Анализ финансово – экономической деятельности предприятия : Учебно – экономической пособие. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2019. – 256 с;
14) Алексеев В.М., Халяпин А.А. Управление закупками для государственных и муниципальных нужд как точная нормативная дисциплина // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 7. 81 с.;
15) Алексеева М.С., Халяпин А.А. Контрактная система в сфере закупок как управленческо-правовая дисциплина // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 7 (63). 406 с.;
16) Андреева Л.В. Закупки товаров и энергосервисных работ для федеральных государственных нужд: правовое регулирование. — М.: Волтерс Клувер, 2011. — 246 с.;
17) Анисимов Е. Заключение госконтракта в устной форме // ЭЖ-Юрист. 2015. N 31. 120 с.;
18) Анчишкина О.В. Инновационные закупки и инновационные условия договоров. Новый тип контрактов с оплатой по конечному результату / О.В. Анчишкина [Текст] // Контрактные отношения, 2014. № 3. 301 с.;
19) Балабанов, И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. М.: Финансы и статистика, 2019. – 208 с.;
20) Баранникова Е.С. Регулирование закупочных отношений в международном частном праве / Е.С. Баранникова [Текст] // Актуальные проблемы российского права, 2016. 197 с.;
21) Некрасов А. Сложности обеспечения госконтракта третьим лицом // ЭЖ-Юрист. 2016. N 1. 311 с.;
22) Нестерович Н.В. Организация и проведение конкурсов на закупку продукции для федеральных государственных нужд: учебное пособие / Под ред. В.И.Смирнова, Н.В.Нестеровича;2-е изд. — М.: ГУ–ВШЭ, 2014. 332 с.;
23) Павлов И.И. Система контроля государственных и муниципальных закупок в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Налоги. 2015. N 1.73 с.;
24) Потрашков С. Особенности государственных и муниципальных контрактов: споры // Административное право. 2015. N 4. 176 с.;
25) Потрашков С. Процесс согласования контракта с единственным поставщиком по Закону о контрактной системе // Административное право. 2015. N 1. 219 с.;
26) Саакян Т.В. О бюджетных и казенных учреждениях / Т.В. Саакян // Советник бухгалтера бюджетной сферы. - 2011. - № 8 (104). – 234 с.;
27) Салина Л. Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение / Л. Салина // Финансовый справочник бюджетной организации. - 2015. - № 8. – 164 с.;
28) Федоренко А.А. Виды финансирования казенных, бюджетных и автономных учреждений и санкционирование их расходов органами федерального казначейства / А.А. Федоренко // Бюджетные организации: экономика и учет. - 2014. - № 8. 201 с.;
29) Халяпин А.А., Алексеев В.М. Теоретические основы госзакупок // Символ науки. 2016. № 9-1. 169 с.;
30) Чумичева, Г.А. Проблемы планирования бюджетных расходов / Г.А. Чумичева // Сервис в России и за рубежом. – 2019. – №3. – 342 с.