Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время перед Российской Федерацией стоят задачи повы-шения благосостояния населения и модернизации экономики, решение кото-рых зависит от качества государственного управления бюджетными сред-ствами. За последние несколько лет существенное развитие получил про-граммный метод государственного управления. Основная цель внедрения данного механизма заключается в обеспечении повышения эффективности расходования бюджетных средств и управления ими на всех уровнях власти. В связи с чем возникает необходимость анализа существующих методик оценки эффективного расходования каждого рубля в рамках федеральных инвестиционных программ, выявления их недостатков, а также разработки методики оценки расходования бюджетных средств наиболее полно учиты-вающей критерии их эффективности.
В современных реалиях Российской Федерации федеральные инвестиционные программы (далее - ФИП), представляют собой комплекс научно-исследовательских, социально-экономических, организационно-хозяйственных, опытно-конструкторских и производственных мероприятий. Они призваны обеспечить повышение эффективности функционирования существующих и вновь созданных социально-экономических систем, обеспечивающих рост и стабильность Российской Федерации.
Глава 1 Теоретические аспекты федеральных инвестиционных про-грамм
1.1 Сущность, цели и задачи федеральных инвестиционных
программ
Инвестиции с экономической точки зрения можно определить как осмысленный отказ от роста текущего потребления с целью получения большего дохода или экономии расходов в будущем, что позволит обеспечить и большее суммарное потребление.
Под инвестициями в западной экономической литературе главным образом понимались любые вложения капитала с целью его увеличения в будущем.
В российском законодательстве инвестиции рассматриваются как денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
До 1991 года понятие «инвестиции» связывалось с понятием «капитальные вложения».
В настоящее время под капитальными вложениями понимают одну из форм инвестиционной деятельности, когда объектом вложения являются основные средства.
Необходимо отметить, что инвестиции способствуют росту валового внутреннего продукта, повышению эффективности деятельности организаций, а также повышению конкурентоспособности национальной экономики на международных рынках.
В связи с тем, что в настоящее время кредиты банков и портфельные инвестиции так и не стали стабильным источником финансирования инвестиций, а также относительно высокую стоимость кредитных ресурсов инвестиционной направленности для российских организаций, особую важность приобретают инвестиции за счет бюджетных средств.
В редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации, вступившей в силу с 1 января 2008 года в статье 6, впервые содержится определение бюджетных инвестиций, под которыми понимаются бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.
Если говорить исключительно о капитальных вложениях, можно выделить три основных способа финансового обеспечения указанных инвестиционных проектов:
1. бюджетные инвестиции в объекты государственной (муниципальной) собственности;
2. субсидии из бюджета автономным и бюджетным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений;
3. бюджетные инвестиции, предоставляемые иным юридическим лицам в объекты капитального строительства и на приобретение ими объектов недвижимого имущества.
1.2 Особенности и условия применения методов управления
инвестиционными программами с опорой на программно-целевой метод
Программно-целевой метод планирования заключается в отборе прио-ритетных целей социального, экономического, научно-технического разви-тия, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в задан-ные сроки с наибольшей эффективностью при требуемом обеспечении ресур-сами. Метод включает в себя определение источников финансирования, раз-работку программ с учетом стратегических целей, программных мероприя-тий по их достижению.
Программа - научно обоснованное представление о состоянии какого-то отдельного, локального объекта управления через определенный период времени (5, 10 лет или больше) на основе реализации поставленной цели и выполнения комплекса мероприятий, которые согласованы по ресурсам, ис-полнителям и срокам.
Программный тип бюджетного планирования состоит в определении и отборе главных целей социального, экономического, научно-технического развития, разработке мероприятий по их достижению в наиболее краткие сроки. Т. е. программно-целевой метод планирования «активен», он позволяет не только наблюдать ситуацию, но и оказывать влияние на ее последствия, что отличает его выгодно от большинства иных методов/
Впервые программные идеи в СССР были реализованы в плане ГОЭЛРО, который был разработан в 1920 г. на основе проработок начала ХХ в.. При этом решались вопросы не сооружения 30 районных электростанций, а весь комплекс взаимосвязанных вопросов, а именно: по-вышение добычи топлива, создание или совершенствование системы его переработки и транспортировки; обучение кадров; развитие промышленности; создание инфраструктуры городов и т. д.
1.3 Федеральные инвестиционные программы как инструмент прове-дения социально-экономической политики в регионах РФ
Применение программно-целевого метода предполагает корректировку прав и обязанностей всех участников бюджетного процесса. В соответствии с данным подходом к стратегическому планированию бюджета должна повыситься ответственность за разработку бюджета. Изменение порядка формирования программного бюджета приводит исполнительный орган власти к необходимости определять общую сумму потраченных бюджетных средств, долю расходной части бюджета, направляемую на инвестиции, а также размер дефицита. Повышается роль экономического органа и финансовой органа: первого - в оценке эффективности программ, а второго - в определении и распределении лимитов. Также повышается ответственность исполнителей и соисполнителей программ. Значительное повышение ответственности объясняется тем фактом, что каждое ведомство должно составлять и защищать свой бюджет. При этом бюджет представляется как комплекс программ, включающих следующую информацию: цели, задачи, мероприятия, индикаторы, расходы на реализацию программ, оценку их эффективности.
В связи с изменением формата бюджета перед ответственными исполнителями, соисполнителями муниципальных программ стоит задача своевременной разработки муниципальных программ и их утверждения. Это требует законодательного закрепления.
Все участники бюджетного процесса обязаны крайне обдуманно и обоснованно подходить к формированию бюджета, определив главной задачей бюджета повышение результативности бюджетных расходов и оптимизацию управления бюджетными средствами .
Глава 2 Анализ финансирования и исполнения федеральных
инвестиционных программ
2.1 Основные сферы функционирования федеральных
инвестиционных программ
В современных реалиях Российской Федерации федеральные инвести-ционные программы (далее – ФИП), представляют собой комплекс научно-исследовательских, социально-экономических, организационно-хозяйственных, опытно-конструкторских и производственных мероприятий. Они призваны обеспечить повышение эффективности функционирования су-ществующих и вновь созданных социально-экономических систем, обеспечи-вающих рост и стабильность Российской Федерации.
ФИП являются незаменимым аспектом реализации политики государ-ства в сфере прямого воздействия на инновационно-инвестиционный климат и, как следствие, на социально-экономическое развитие субъектов федерации. Направленные на решение системных проблем, ФИП сосредоточены на реа-лизации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестици-онных и научно-технических проектов.
Федеральные инвестиционные программы являются средством, кото-рое призвано обеспечить более эффективное использование бюджетных средств. Использование данного средства должно привести к системному объединению бюджетного и стратегического планирования, согласованности заявленных целей и направлений развития на уровне всех публично-правовых образований и их финансовому обеспечению.
При этом осмысление и выявление на начальном этапе перехода к про-граммному методу бюджетного планирования проблем, которые связаны с формированием и реализацией муниципальных (государственных) про-грамм, должны способствовать увеличению степени эффективности бюджет-ных расходов.
Значительную долю в объеме бюджетных ассигнований на ФАИП име-ют бюджетные инвестиции в объекты государственной (муниципальной) соб-ственности.
2.2 Анализ исполнения федеральных инвестиционных программ в различных отраслях экономики России
В 2020 году общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию ФАИП, составлял 761,6 млрд. рублей (без учета сведений, составляющих государственную тайну). Для сравнения, в 2019 году на те же цели по состоянию на конец года были предусмотрены средства в размере 765,4 млрд. рублей, что на 3,8 млрд. рублей больше, чем в 2020 году.
Динамика расходов федерального бюджета, предусмотренных на реализацию ФАИП, представлена на рисунке 1.
За период с 2013 по 2020 гг. максимальный объем финансирования ФАИП приходится на 2015 год.
При этом наблюдается постепенное увеличение доли расходов на строительство объектов производственного комплекса и специального комплекса.
Важно отметить, что начиная с 2011 г. в состав ФАИП, кроме объектов федеральной собственности и собственности акционерных обществ, также включаются объекты региональной и муниципальной собственности, с целью финансирования которых выделяются субсидии из федерального бюджета. Это обстоятельство, безусловно, влияет как на динамику расходов федерального бюджета на реализацию ФаиП, так и на динамику количества объектов ФАИП.
В условиях уменьшения финансирования ФАИП значительное количество объектов вводятся в эксплуатацию несвоевременно. Например, в 2029 году из 408 объектов, подлежащих к вводу, были завершены строительством 263 объектов, то есть 64,5%.
2.3 Анализ исполнения федеральных инвестиционных программ в регионах РФ
Проведем анализ исполнения федеральных инвестиционных программ на примере республики Крым и города федерального значения Севастополь в сфере туризма.
Для Республики Крым и г. Севастополя, ФИП являются основополага-ющим механизмом развития регионов. До воссоединения Крыма и города Севастополя с Россией, ситуацию на полуострове можно было охарактери-зовать как период «экономического застоя». Для решения существующих проблем и задач 11 августа 2014 г. Правительством Российской Федерации была принята ФИП «Социальное-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», исполнение которой должно дать необходи-мый толчок территориальному росту. Согласно программе, объем финанси-рования должен составить 961200,47 млн руб.: 906714,56 млн руб. планиро-валось получить из федерального бюджета, 23361,44 млн руб. из бюджетов субъектов РФ, 31124,47 млн руб. из внебюджетных источников [10]. Сред-ства планировалось использовать для развития инновационно-инвестиционного потенциала Республики Крым и г. Севастополя, а также для снятия действующих ограничений, существующих на территории полуост-рова. Предполагалась работа по направлениям развития:
1) энергетического комплекса (8 мероприятий на сумму 94650 млн руб.);
2) инженерной инфраструктуры и водообеспечения (41 мероприятие на сумму 87759 млн руб.);
3) транспортного комплекса (38 мероприятий на сумму 527083 млн руб.);
4) социальной сферы (28 мероприятий на сумму 117285 млн руб.);
5) комплекса связи массовых коммуникаций (1 мероприятие на сумму 244 млн руб.);
6) промышленного комплекса (4 мероприятия на сумму 5662 млн руб.);
7) туристско-рекреационных кластеров (7 мероприятий на сумму 44508 млн руб.);
8) межнационального единства (1 мероприятие на сумму 11041 млн руб.);
9) защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (1 меро-приятие на сумму 970 млн руб.);
10) ветеринарного и фитосанитарного надзора (1 мероприятие на сум-му 551 млн руб.);
11) прочие нужны (31 мероприятие на сумму 72917 млн руб.).
Глава 3 Политика в области федеральных инвестиционных программ, направленных на эффективное социально-экономическое развитие
3.1 Основные проблемы федеральных инвестиционных программ
Эффективность расходования бюджетных средств является одним из принципов бюджетной системы России. Использование программно-целевого метода бюджетного планирования можно рассматривать в качестве основного средства, которое призвано обеспечивать увеличение степени эф-фективности расходования бюджетных средств. Первым этапом в ходе пере-хода к «программному» бюджету можно рассматривать введение в практику бюджетного планирования долговременных ведомственных целевых про-грамм и целевых программ [8]. Долгосрочные целевые программы должны были реализовываться и утверждаться на всех уровнях бюджетной системы России. Ведомственные целевые программы были установлены в качестве дополнительного инструмента бюджетного планирования также для всех бюджетов бюджетной системы России. При этом формирование расходной части бюджетов как совокупности утвержденных ведомственных и долго-срочных программ не планировалось. Это можно подтвердить использова-нием традиционной структуры действовавшей бюджетной классификации а именно распределение бюджетных ассигнований законом о бюджете должно было осуществляться по подразделам, разделам, целевым статьям и видам затрат на очередной финансовый год.
Новый этап во внедрении программно-целевого метода бюджетного планирования имеет связь с системными изменениями в методологии и прак-тике государственного планирования. Федеральным законом « О стратегиче-ском планировании в РФ» были установлены правовые основы стратегиче-ского планирования в РФ [12].
Стратегическое планирование должно быть осуществлено на феде-ральном уровне, уровне субъектов Федерации и на уровне муниципальных образований. К документам стратегического планирования этот Закон отно-сит федеральные инвестиционные программы РФ, федеральные инвестици-онные программы субъектов Федерации и муниципальные программы. Гос-ударственные (муниципальные) программы были определены как документы стратегического планирования, содержание которых составляет комплекс планируемых мероприятий, которые взаимоувязаны по срокам осуществле-ния, задачам, ресурсам и исполнителям, и средств государственной полити-ки. Государственные (муниципальные) программы были рассмотрены как инструмент, который призван обеспечивать эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития.
3.2 Пути решения проблем в области федеральных
инвестиционных программ, направленных на развитие регионов
Следовательно, главные проблемы государственного финансового контроля региональных целевых программ на современном этапе следующие:
1. Слабый внутренний контроль со стороны государственного заказчика (заказчика-координатора) программы и отсутствие надлежащего ведомственного финансового контроля, актуальность которого на еткущий момент значительно выросла по причине большей самостоятельности распорядителей бюджетных средств и главных распорядителей.
2. Характеризуя состояние реализации и разработки региональных программ на уровне субъектов Федерации, следует отметить принявшую повсеместный характер практику их создания.
Отсутствие определенного сдвига от последующего в сторону предварительного контроля не позволяет «отсеивать» на пути к утверждению и исполнению так называемые «программы», а фактически планы мероприятий администрации, а также исключить из программ необеспеченные и неконтролируемые ресурсами мероприятия.
3. Не проводится количественная оценка эффективности региональных целевых программ (там, где это возможно), в том числе, отдельных мероприятий программы. Главные методы и принципы оценки эффективности региональных целевых программ – вопрос, который следует рассмотреть с позиции оценки социально-экономической эффективности и бюджетной эффективности программы в целом, ожидаемых конечных итогов реализации программы и ее воздействия на структурную перестройку экономики региона.
Заключение
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
По мнению автора, проблема оценки эффективности программ имеет тесную связь с разработкой методики оценки эффективности и результативности оказания бюджетных услуг в целом. Объектами влияния региональных целевых программ являются зачастую учреждения бюджетной сферы, эффективность оказания бюджетных услуг которых в процессе реализации программных мероприятий должна увеличиваться.