Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Гуманизм ставил своей целью постижение человека во всем его многообразии, утверждал культ человека, его личности, разума. Как новая идеология, гуманизм противостоял средневековому богословию, подчеркивавшему греховность человеческой сущности, обреченность на страдания. Сохраняя важнейшие признаки гуманизма как европейского явления, гуманистическая мысль в Германии прошла специфический путь развития.
В зарубежной историографии (Я. Буркхардт, В. Дильтей, Г. Баух, В. Ваттенбах, М. Геррманн, П. Иоахимсен, Э Трельч, А. Хима, Г. Риттер, Л. Спитц и др.), как правило, принято искать истоки немецкого гуманизма либо в классической древности, либо в творчестве итальянских мыслителей эпохи Возрождения; для этих исследователей немецкий гуманизм всего лишь «результат внешнего культурного воздействия Италии... маскарад, подделка под итальянский гуманизм».
В отечественной науке (С.П. Сингалевич, О.А. Вайнштейн, М.М. Смирин, Б.И. Пурищев, А.Н. Немилов, А.Х. Горфункель) подобная точка зрения в целом не разделяется; «хорошо известно, - пишет Б.И. Пурищев, - как высоко ценили немецкие гуманисты античных авторов, с каким уважением они относились к итальянской гуманистической мысли», но это вовсе не означает, что «гуманисты Германии были чужды немецким национальным культурным традициям».
Среди обширной литературы, посвященной эпохе Возрождения, о «Новом благочестии» можно встретить лишь небольшие высказывания отдельных авторов — С.П. Сингалевича, А. Н. Немилова, А. Чистозвонова, В. Ошиса, Н. Гершензон — Чегодаевой. Между тем зарубежная историография вопроса огромна — Ж. Боне-Море, Г. Гейгер, П. Мествердт, Г. Гермелинк, А. Хима, М. Люкер, С. Акстерс, Р. Пост и др.
Объект исследования – произведения немецких гуманистов.
Предмет исследования – отражение немецкого общества рубежа 15-16 вв. в работах немецких гуманистов.
Цель исследования – изучить особенности отражения немецкого общества рубежа 15-16 вв. в работах немецких гуманистов.
Структура исследования – работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава I. Германия Нового времени
1.1.Германия в конце XV-начале XVI вв
В конце XV — начале XVI в. Германия была значительной частью Священной Римской империи, к названию которой потом добавились слова «германская нация». Кроме Германии, в нее входили земли современных Нидерландов, Бельгии, Австрии, Чехии, французской Бургундии, часть Италии и другие территории.
Священная Римская империя была политически раздробленной страной, состоящей из множества больших и малых, светских и церковных владений. Германию возглавлял избранный король, который был коронован как император. Он был избран на собрании выборщиков.
С 1438 по 1806 год императоры избирались из рода Габсбургов. В 1519 году молодой испанский король Карл I Габсбург стал новым императором под именем Карла V (1519-1556).
Князья играли важную роль в жизни Германии. В первые десятилетия XVI века их насчитывалось около 70-ти архиепископов, епископов и светских лиц. Семь князей-выборщиков, избравших императора, решительно выступали против укрепления его власти и оставляли за собой право самостоятельно решать важнейшие вопросы [4].
Реформация-церковно-религиозное и общественно-политическое движение, возникшее в XVI веке в странах Западной и Центральной Европы и направленное против католической церкви.
Курфюрсты — церковные и светские князья в Священной Римской империи германской нации, имевшие право избирать императора.
В начале XVI в. вся территория Германии была покрыта сетью крупных, средних и малых городов, общее число которых достигало 3 тыс.
Города делились на «имперские», которые были непосредственно подчинены императору, и «свободные», которые пользовались самоуправлением (их жители освобождались от своих господ). В XVI веке различие между» имперскими «и» свободными « городами почти исчезло. Они обладали многими правами и часто управляли окружающими территориями как небольшие княжества. Крупнейшими городами были Нюрнберг, Аугсбург и Кельн.
В Германии существовал рейхстаг-имперское собрание, в которое входили три курии-курфюрсты, духовные и светские князья, представители городов. В княжествах существовали ландтаги — сословно-представительные органы местного дворянства, духовенства и княжеских городов. Некоторые ландтаги также включали представителей сельских общин. Рейхстаг и ландтаги обсуждали сходные вопросы: сохранение мира, законы, денежные сборы, но на разных уровнях — всей империи или отдельных княжеств. Каждая курия принимала решение отдельно, а затем их сравнивали и принимали общее решение. Города играли важную роль в работе ландтагов.
Новой чертой в развитии Германии в XVI веке стало формирование регионального типа правления — не из центра или с мест, а по округам. В политически разделенной стране эти районы создавались прежде всего для облегчения борьбы с разбойниками и смутьянами.
В начале XVI в. В Германии господствовали феодальные отношения, большинство населения составляло зависимое крестьянство, которое платило налоги помещикам и церкви. Однако постепенно в стране распространились рыночные отношения. Особенно много предприятий было создано в горнодобывающей промышленности. Появлению новых производств способствовал высокий спрос на их продукцию.
Дух наживы и энергия предпринимательства стали символом этого времени. Во многих странах были известны имена немецких богатых Фуггеров, Хохштеттеров, Имгофов, Вельзеров.
1.2.Особенности немецкого гуманизма
Политическая раздробленность страны, неравномерное экономическое развитие отдельных районов вызвали массовый протест, вылившийся в противостояние католической церкви. Что привело к Реформации, благодаря которой положение усугубилось массовыми народными волнениями и привело к Великой крестьянской войне (фактически: революции даже рыцарей и мещан, крестьян и плебеев) [13].
Габсбурги сумели закрепить за своей семьей титул германских королей и императоров «Священной Римской империи». Карл V, ставший королем Испании в 1516 году и избранный императором «Священной Римской империи» в 1519 году, объединил обширные владения испанской короны с землями, уже входившими в состав империи.
В конце XV – начале XVI века в Германии наблюдалось бурное развитие математических, естественных и гуманитарных наук, расцвет литературы, окрашенной антифеодальными и антикатолическими настроениями. Во многих городах возникают и развивают живую деятельность гуманистические кружки. Через них распространяется интерес к античности, начинается изучение древних языков и сочинений древних авторов, как это уже давно было в Италии, где культура Возрождения в то время уже процветала.
Но немецкий гуманизм имел «религиозный оттенок».» Большинство гуманистов в Германии оставалось на почве богословия (они главным образом стремились к более глубокому изучению Библии и священных книг, к очищению христианства от позднейших наслоений, искажавших его).
Изучение трудов античных авторов способствовало расширению кругозора немецких ученых и дало толчок развитию гуманитарных и
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников и литературы
1. Ганс Сакс. Избранное / Составление, вступительная статья и примечания А. Г. Левинтона. - М.-Л. : ГИХЛ, 1959.
2. Гейгер Людвиг. История немецкого гуманизма / Людвиг Гейгер. СПб.: Тип. Меркушева, 1899. 355 с.
3. Йозеф Лортц.История Церкви, рассмотренная в связи с историей идей. Москва, 1999 Немилов А.Н. Немецкие гуманисты XV века. Ленинград ЛГУ 1979г.
4. История и культура Германии: курс лекций: в 2 ч. Ч. 1. / сост. О.И. Игнатьева. Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2012. 163 с.
5. Лазаренко Е.А. Гуманизм шванков и Фастнахтшпилей Ганса Сакса // Электронный сборник трудов молодых специалистов Полоцкого государственного университета / Е.А. Лазаренко. URL: https://books.google.kz /books
6. Немилов, А.Н. Немецкие гуманисты XV века [Текст]. - Ленинград : Изд-во ЛГУ, 1979. - 167 с.
7. Пуришев Б.И. Немецкая литература XIV—XVI вв. // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983—1994. Т. 3. — 1985.
8. Себастиан Брант. Корабль дураков; Эразм Роттердамский. Похвала глупости. Навозник гонится за орлом. Разговоры запросто; Письма тёмных людей; Ульрих фон Гуттен. Диалоги / Пер. с нем. и латинского. — М.: Художественная литература, 1971.
9. Смирин М.М. Очерк истории политической борьбы в Германии перед Реформацией / М.М. Смирин. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1952. 421 с.
10. Роттердамский Э. Похвала глупости / Э. Рот тердамский. М.: Рипол Классик, 1509.
11. Ульрих фон Гуттен. Диалоги, публицистика, письма / Ульрих фон Гуттен. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1959. С. 61–127
12. Alexander Mathäs. Beyond Posthumanism: The German Humanist Tradition and the Future of the Humanities. Berghahn Books, 2020.
13. Peter Marshall. The Oxford Illustrated History of the Reformation / Peter Marshall. OUP Oxford, 2015.
14. Nikolai de Cusa Cardinalis, utriusque Juris Doctoris… Opera Basileae. 1565/ Tomus II, 4. De Concordatia Catholica. Сap. XXIV. 1985. Т. 3. Р. 806. С. 174–201.