Фрагмент для ознакомления
2
Основателем рыночной теории является представитель классической школы экономики Адам Смит, который указал на причины развития товарного обмена. Смит говорит о существовании «экономического человека», который характеризует действия человека в экономической сфере. По мнению Смита, экономический человек исходит из своей выгоды. Это человек с эгоистическими побуждениями. Благодаря этому появляется обмен, поскольку экономический человек не привык делать подарки или что-то давать, поскольку требует взамен как минимум эквивалентного возмещения своим усилиям. Согласно Смиту, обмен, как, впрочем, и рыночная экономика, естественны для человека.
Также экономист говорит о существовании так называемой «невидимой руки», которая представляет собой объективные законы экономики, которые функционируют независимо от сознания и воля индивидов.
Интегрируя термины «невидимая рука» и «экономический человек», Смит полагал, что человек, основываясь только на своих интересах, служит интересам социума более действенно, чем тогда, когда пытается это делать сознательно. «Невидимая рука» позволяет обществу развиваться лучше, чем если бы в этом ему помогало государство. Если человек функционирует по принципу «невидимой руки», то он удовлетворяет свои потребности, поэтому результат более эффективный как для него, так и для социума .
Институты рынка:
а) частная собственность;
б) свобода предпринимательства и выбора;
в) личный интерес как главный мотив поведения;
г) конкуренция;
д) ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения;
е) ограниченная роль государства.
Это частные и акционерные предприятия (компании, корпорации и т.п.), фондовые и товарные биржи, негосударственные кредитные учреждения (коммерческие банки), антимонопольные учреждения, арбитражные суды, а также организации, специализированные на оценке бизнеса и аудите, рейтинговые агентства и многое иное. К этому надо добавить появление таких институтов, как новое отношение значительной части общества к частной собственности и богатству, предпринимательство, развитие договорных отношений между хозяйствующими субъектами, постепенное изменение налоговой культуры.
Развитие рынка
С развитием частной собственности развивалось и рыночное хозяйство. Наиболее высокого уровня частная собственность и рыночные отношения достигли при капитализме.
Кредит — это временное перемещение материальных ценностей от одного лица к другому на договорных отношениях, при которых устанавливается срок возврата, а также размеры комиссии за их использование.
Рынок ценных бумаг – это неотъемлемый элемент отношений рынка. Ценные бумаги являются предметом купли-продажи с применением ценового комплекса. Поэтому ценные бумаги всегда отличались от обычных товаров .
Приоритетной задачей, которую должен выполнять рынок ценных бумаг, является обеспечений условий инвестиционного привлечения в компании, доступ в компании более доступного, по сравнению с банковскими кредитами, капитала.
1.2 Спрос и предложение, ценнобразование как составляющие рыночного механизма
Рыночным механизмом является механизм взаимосвязи и взаимодействия базовых частей рынка: спроса, предложения, цены и конкуренции и базовых экономических рыночных законов.
Экономическими законами рынка являются:
1) Изменение спроса и предложения;
2) Изменение равновесной цены;
3) Изменение конкуренции;
4) Законы стоимости, прибыли и полезности .
Рыночные цели – это спрос и предложение. Взаимодействие эти категорий определяет, что и в каком количестве следует производить и по какой стоимости продавать.
Важная категория рынка, показатель рыночной конъюнктуры – это спрос покупателя. Через объем спроса мы можем видеть соотношение потребности как нужды, которая приняли определенную форму, которая определяется уровнем культуры, личностью потребителя и потребления как фактически удовлетворенной потребности .
Если рассматривать потребительский спрос как категорию экономики, то он представляет собой потребность, которая обеспечена средствами в качестве денег, которая представлена на рынке.
Если же рассматривать спрос как предмет деятельности коммерции, то он представляет собой объем товаров, который покупатель хочет и может купить по удовлетворяющей его цене в течение конкретного временного промежутка.
Главными компонентами спроса являются наличие конкретных потребностей в товарах или услугах и обеспеченность этих потребностей денежными средствами. Базовыми факторами, которые бы способствовали тому, чтобы спрос удовлетворялся, являются приемлемые для клиентов цены и соответствующее спросу по объему и структуре предложение товаров.
Предложение представляет собой совокупность товаров и услуг, которые находятся на рынке, и которые продавцы готовы продать покупателю по определенной цене. Величиной предложения является максимальное количество товара, которое продавец готов продать по определенной цене. Цена – это важный рыночный инструмент, обеспечивающий участников рынка важной информацией, на базе которой принимается решение об увеличении или уменьшении производства товара.
На рисунке 1 мы показали признаки конкурентного рынка.
Рисунок 1 – Признаки конкурентного рынка
Экономическое положение производителей и потребителей определяется рыночной конъюнктурой, которая зависит от различных факторов.
Конъюнктурой рынка называется общность формирующихся на рынке в определенный момент времени условий экономики, при которых реализуются товары и услуги.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления: Учебник / Г.В. Атаманчук. - М.: Омега-Л, 2017. - 525 c.
2) Бартенев С. А. История экономических учений: курс в схемах. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2019
3) Беккер Г. С. Человеческое поведение: экономический подход. Избр. труды по экон. теории / Г. С. Беккер ; пер. с англ.; сост., науч. ред., послесл. Р. И. Капелюшников ; предисл. М. И. Левин. – М.: ГУ ВШЭ, 2018.
4) Валлерстайн, И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире / И. Валлерстайн ; пер. с англ. П. М. Кудюкина ; под общ. ред. канд. полит, наук Б. Ю. Кагарлицкий. – СПб.: Университетская книга, 2018
5) Гончаренко, В. М. Дисбаланс спроса и предложения в условиях неопределенности / В.М. Гончаренко, М.С. Елаева, А.Б. Шаповал. - М.: Инфра-М, Форум, 2018
6) Жилинский Е. С. Государственная собственность в Российской Федерации: конституционно-правовая основа разграничения. — М.: Норма, 2018
7) Журавлева Г.П. Экономическая теория : макроэкономика-1, 2, метаэкономика, экономика трансформаций [Текст]: учебник для вузов / Журавлева, Г.П. – Москва.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018
8) Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. - М.:Эксмо, 2019
9) Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 18.03.2021)
10) Ларионов И. К., Экономическая теория. Политическая экономия. – М.: Дашков и Ко, 2018
11) Лопатников Л. И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. – 5-е изд. – М.: Дело, 2018.
12) Максимов С.Н. Стратегические приоритеты развития государственной собственности в условиях смены парадигмы экономического развития. Монография. - СПб.: СПбГЭУ, 2019.
13) Маршалл А. Основы экономической науки / Пер. с англ. М.: Эксмо, 2017
14) Океанова З. К. Экономическая теория. – М.: Дашков и К°, 2018
15) Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия / Хрестоматия по экономической теории / Сост. Е. Ф. Борисов. – М.: Юрист, 2016. С. 15
16) Цикин А. М., Проблема экономических интересов при формировании конкурентоспособности национальной экономики // Философия хозяйства. — 2018. — № 4 (106). — С. 174-180
17) Шевченко Г.Н. Эмиссионные ценные бумаги: понятие, эмиссия, обращение // Г.Н. Шевченко – М.: Волтерс Клувер, 2018.
18) Шишкин С. Н. Государственное регулирование экономики: предпринимательско-правовой аспект. — М.: Волтерс Клувер, 2018